logo
ШПОРЫ к билетам

32. Понятие и состав финансовой системы.

Финансы - экономическая категория товарного производства. Сущность финансов. Денежный характер финансовых отношений. Эволюция понятия финансов. Виды финансовых отношений. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений.Функции финансов, как проявление их сущности. Распределительная функция финансов, ее содержание и направленность. Контрольная функция финансов. Регулирующая функция финансов. Взаимосвязь всех функций финансов.Понятие финансовой системы. Структура финансовой системы: государственные и муниципальные финансы, финансы хозяйствующих субъектов - коммерческих организаций, некоммерческих организаций, финансовых посредников, финансы домохозяйств. Характеристика сфер и звеньев финансовой системы. Взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы. Становление и развитие финансовой системы РФ. Финансовые кризисы, формы, причины.

Финансы - экономическая категория товарного производства

Финансы как экономическая категория представ­ляет собой систему распределительных денежных отношений, возни­кающих в процессе формирования и использования фондов денеж­ных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного об­щественного продукта.

Сущность финансов: Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наёмных работников и органов местного самоуправления) накапливаются различные фонды денежных доходов.

Денежный характер финансовых отношений.

Важный признак финансов – денежный характер финансовых отношений. Деньги являются обязательным условием существования финансов.

Следующим признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Эволюция понятия финансы

Термин «финансы» возник в XIII - XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. Далее термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений м/у населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Стол регулировщика ATL16 является примером современного подхода к организации рабочих мест.

Данный термин отражал, денежные отношения м/у двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов.

Субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями.

В процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, т.е. эти отношения носили фондовый характер.

Регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Виды финансовых отношений можно разделить следующим способом: Финансовые отношения государства и юридического лица. Все предприниматели платят налоги государству, так как самое главное право любого государства это взимание налогов. В свою очередь государство обеспечивает нормальное функционирование, юридическому лицу обеспечивая его финансовую и правовую поддержку. Финансовые отношения между государством и физическим лицом, то есть живим человеком. Физическое лицо, как и юридическое, платит налоги государству, а взамен государство обязуется обеспечивать ему социальные гарантии и прочее. Деньги налогоплательщиков в большинстве случаев идут на содержание социальных учреждений и другие затраты государства. Отношения между субъектами. Эти отношения наступают при реализации сырья, аренде, при различных взаимодействиях компаний и предприятий, купли продаже ценных бумаг, заключении договоров. Финансовые отношения, которые осуществляются между предприятием и вышестоящим органом. Межотраслевые и ведомственные отношения, отчисления предприятий в различные фонды которые в дальнейшем будут помогать предприятию. Отношения, которые осуществляются внутри хозяйства. Это отношения, которые осуществляются внутри предприятия или фирмы непосредственно между работниками, а также подразделениями этой фирмы независимо от структуры, и осуществляется в процессе производства. Финансовые отношения предприятия с одной стороны и банками, компаниями страхового сектора, различными финансовыми биржами

Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений.

Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества. Субъектами, которые ими располагают, являются государство, органы местного самоуправления, предприятия, домохозяйства.

Функции финансов как проявление их сущности

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

Никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один - валовый внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция финансов, ее содержание и направленность. С помощью финансов распределяется валовой национальный продукт (ВВП) и национальный доход (НД)

ВНП = (МЗ + ТЗ) + П

МЗ – материальные затраты

ТЗ – трудовые затраты

П – прибыль

Материальные затраты – затраты, перенесенные на готовую продукцию,

НД = ТЗ + П – вновь созданная стоимость

Распределительная функция финансов проявляется в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП, с помощью финансов.

Механизм действия распределительной функции финансов на макроуровне проявляется в процессе первичного распределения стоимости ВВП, когда у субъектов, участвующих в этом процессе, формируются первичные доходы. Необходимость дальнейшего распределения стоимости ВВП связана с функционированием не производственной сферы, социальной сферы, а так же с необходимостью перераспределения денежных средств между различными отраслями экономики, правительствами, территориями, уровнями государственного управления и местного самоуправления, различными социальными группами населения.Процесс перераспределения осуществляется через:

1.Бюджетную сферу в ходе уплаты налогов, не налоговых платежей как предприятиями так и населением, а так же в ходе финансирования из бюджета расходов предприятий и граждан.

2.Финансовый рынок путем привлечения дополнительных денежных средств с помощью выпуска ценных бумаг, получение банковских кредитов, процентов, дивидендов.

3.Через страховой рынок в процессе уплаты страховых взносов выплаты и получение страховых вознаграждений.Кроме стоимости ВВП как основного объекта воздействия финансов в качестве инструмента распределения распределяется так же часть национального богатства государства в виде накоплений прошлых лет(прибыль, сбережения населений и тд.); поступления от внешней экономической деятельности(внешней торговли, внешние займы, кредиты, дивиденды по ценным бумагам иностранных резидентов), таким образом участие финансов в распределительном процессе характеризуется привлечением различных объектов распределения, значительными объемами денежных средств мобилизуемыми в процессе распределения, значительной мобильностью создаваемых и расходуемых денежных средств и денежных доходов.

Контрольная функция

Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.

Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Распределительная и контрольная функции - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Регулирующая функция финансов проявляется не только на уров­не государства, хозяйствующих субъектов, но и в организации собст­венно финансовых отношений, в иерархии ее построения.

Взаимосвязь всех функций финансов. Среди многообразия денежных отношений, выражающих сущность финансов, нет ни одного, которое не было бы связано с контролем использования фондов денежных средств. Если сущность, природа и содержание финансов обусловлены движением чистого дохода, его распределением, созданием денежных фондов, то контрольная функция финансов соответствующим образом обслуживает весь этот процесс. В этом состоит единство и взаимосвязь двух функций финансов. Ведь если существуют закономерности распределения национального дохода, то существует и объективный механизм сигнализации о результатах соблюдения этих закономерностей.

Понятие «финансовая система» употребляется в различных значениях. Во-первых, как совокупность финансовых учреждений (институциональная структура финансовой системы) и, во-вторых, с точки зрения экономического содержания как совокупность финансовых отношений.

Структура финансовой системы включает в себя: государственные и муниципальные финансы, финансы хозяйствующих субъектов - коммерческих организаций, некоммерческих организаций, финансовых посредников, финансы домохозяйств

Характеристика сфер и звеньев финансовой системы Финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений: 1) общегосударственные финансы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит); 2) фонды страхования; 3) финансы предприятий различных форм собственности.

Вышеперечисленные звенья принято разделять на централизованную и децентрализованную сферы финансовых отношений.

Общегосударственные финансы – это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Страховыми звеньями финансовой системы применяются другие формы и методы образования и использования денежных фондов, для которых характерны процессы децентрализации.

Финансы предприятий представлены также децентрализованными фондами денежных средств хозяйствующих субъектов различных форм собственности, образующихся из денежных доходов и накоплений самих же предприятий.

Финансовая система является единой системой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. Объединяющей основой единой финансовой системы являются финансы предприятий.

Главную роль в общегосударственных финансах играет государственный бюджет, который представляет собой централизованный денежный фонд и обеспечивает выполнение государством присущих ему функций. Главным и основным источником формирования государственного бюджета являются налоги с предприятий и населения.

Помимо государственного бюджета, в любой экономике формируются и используются внебюджетные фонды, где сосредоточиваются средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. По экономическому содержанию внебюджетные фонды делятся на две группы – социальные и экономические внебюджетные фонды. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.

Важным элементом общегосударственных финансов является государственный кредит. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, отдельными гражданами, юридическими и физическими лицами, а также зарубежными государствами, международными организациями по поводу формирования и использования ссудного фонда.

Государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Фонды страхования обеспечивают социальную защиту общества, возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.

Особое место в финансовой системе занимают финансы предприятий и организаций, которые являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Их экономическое состояние определяет степень обеспеченности централизованных фондов денежных средств финансовыми ресурсами.

Взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы. Рассмотренные выше сферы и звенья тесно взаимосвязаны между собой. Финансы домохозяйств и организаций взаимодействуют с государственными и муниципальными финансами – при уплате налогов и страховых взносов в бюджеты и внебюджетные фонды, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования своей деятельности и т.д. Внутри сферы финансов организаций между субъектами существуют взаимосвязи при осуществлении финансовых операций, к которым относятся, например, уплата штрафов, иных санкций, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивидендов и т.п.

Государственные и муниципальные финансы как сфера финансовой системы также характеризуются тесным взаимодействием своих структурных звеньев между собой и со сферами финансов организаций и домохозяйств; возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов; кроме этого, бюджеты взаимодействует с внебюджетными фондами при передаче средств фондам на некоторые целевые расходы, при использовании остатков средств внебюджетных фондов на покупку государственных ценных бумаг и др.

Внебюджетные фонды, как часть сферы государственных и муниципальных финансов страны имеют взаимосвязи с финансами организаций – при уплате организациями страховых взносов и других платежей и при получении сумм на определенные виды расходов; с бюджетом - при получении ассигнований на некоторые целевые расходы, а также при использовании средств фондов при наличии активного сальдо для покрытия бюджетного дефицита; с другими внебюджетными фондами - при передаче некоторых средств одним фондом другому.

Становление и развитие финансовой системы РФ. До 1991 г. государственный бюджет РСФСР, как и дру­гих союзных республик, включался в государственный бюджет СССР. Он состоял из союзного бюдже­та, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюджете в 1970-1990 гг. концентрировалось 52-50 % общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 48-50 %, из которых 35 % находилось в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15 % - в местных бюджетах.

В 1991 г. финансовая система Российской Федера­ции претерпела кардинальные изменения. Государственная бюджетная система России была коренным образом пе­рестроена и в настоящее время включает три звена:

1) федеральный бюджет;

2) бюджеты национально-государственных и админист­ративно-территориальных образований;

3) местные бюджеты (районные бюджеты районов,

городские бюджеты городов, районные бюджеты

районов в городах, бюджеты поселков и сельских

населенных пунктов).

Финансовые кризисы – это глубокое расстройство государственной финансовой системы, сопровождаемое инфляцией, неустойчивостью курсов ценных бумаг, проявляющееся в резком несоответствии доходов бюджета их расходам, нестабильности и падении валютного курса национальной денежной единицы, взаимных неплатежах экономических субъектов, несоответствии денежной массы в обращении требованиям закона денежного обращения

Формы финансовых кризисов

Финансовый кризис включает следующие явления:

- обвальное падение валютных курсов;

- резкое повышение процентных ставок;

- изъятие банками в массовом порядке своих депозитов в других кредитных учреждениях, ограничение и прекращение выдач наличности со счетов (банковский кризис);

- разрушение нормальной системы расчетов между компаниями посредством финансовых инструментов (расчетный кризис);

- кризис денежного обращения;

- долговой кризис.

Причины финансовых кризисов. Множество факторов определяют возникновение и развитие финансовых кризисов. Нередко причины кризиса остаются загадкой. Обычно условием финансовых кризисов являются нарушения, неблагополучие в соотношении различных видов активов в определенных звеньях финансовой системы. Так, при признаках неблагополучного положения в компании или нарочито умышленно созданной ситуации акционеры начинают сбрасывать акции, что может вызвать понижательную тенденцию в биржевых курсах. Когда возникают сомнения в надежности банков, вкладчики стремятся скорее изъять свои вклады, а так как банки обладают ограниченными ликвидными средствами, то они не могут сразу вернуть значительную часть вкладов. В силу взаимосвязанности элементов хозяйственной системы может начаться цепная реакция, приводящая к финансовому кризису. Иностранный капитал уходит из страны, одновременно, а может быть раньше, бежит национальный капитал. Бегство капитала из страны приводит к увеличению спроса на иностранную валюту. Даже высокий уровень валютных резервов может оказаться неспособным удовлетворять нарастающий спрос. Широкое использование информационной техники привело к тому, что кризисы, возникающие на национальных финансовых рынках, быстро приобретают международный характер.

33 Принципы бухгалтерского учета. Основополагающие принципы и критерии их формирования. Подходы к классификации принципов. Принципы - допущения: имущественная обособленность; непрерывность деятельности организации; последовательность применения учетной политики; временная определенность фактов хозяйственной деятельности (метод начисления). Принципы-требования: полнота учета; осмотрительность; приоритет содержания над формой; сопоставимость; рациональность; отчетный период. Качественные характеристики отчетной информации (уместность, достоверность и др.)

Основополагающие принципы и критерии их формирования.

Принципы бухгалтерского учета –это базовые правила, действия в рамках которых бухгалтер может объективно и полно реализовать функции бухгалтерского учета.

Развиваясь и совершенствуясь бухгалтерский учет совершенствует свои принципы. В настоящее время в мировой практике принципы бухгалтерского учета выделены в три большие группы:

1. качественные характеристики учетной информации;

2. принципы учета информации;

3. элементы финансовой отчетности.

В РФ большинство этих принципов признается либо полностью, либо частично, но в перспективе отечественный учет согласно Программе реформирования должен полностью перейти на принципы принятые в мировой практике.

Подходы к классификации принципов Основные критерии формирования принципов заключается в их уместности; объективности и осуществимости:

Принципы можно классифицировать по трем группам:

I группа – принципы определяющие какая информация подлежит учету (качественные характеристики информации; принципы денежного измерения; принципы существенности);

II группа – принципы ведения бухгалтерского учета (принципы имущественной обособленности; двойственности; непрерывности; последовательности; учетного периода);

III группа – принципы учета в конкретных ситуациях (непрерывности; учета по себестоимости; консерватизма; реализации; увязки доходов и расходов)

Принципы - допущения: имущественная обособленность; непрерывность деятельности организации; последовательность применения учетной политики; временная определенность фактов хозяйственной деятельности (метод начисления).

Различают следующие принципы документации: имущественная обособленность; непрерывность деятельности; последовательность применения учетной политики; временная определительность фактов хозяйственной деятельности.

Рассмотрим эти принципы более подробно:

- допущение имущественной обособленности организации предполагает, что имущество и обязательства организации учитываются обособлено от имущества и обязательств собственников этой организации;

- непрерывность деятельности предлагает, что организация планирует продолжать свою деятельность в обозрим будущем у нее отсутствует намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности она намерена получать прибыль и погашать обязательства перед предприятиями;

- последовательность применения учетной политики характеризует стабильность выбранной учетной политики от одного отчетного года к другому, а также группой взаимосвязанных организаций;

- временная определенность фактов хозяйственной деятельности (или принципы начислений) предполагает отнесение хозяйственных операций к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств.

Принципы непрерывности деятельности организации в соответствии со сложившимися обстоятельствами может быть нарушен и организация должна будет прекратить свое существование путем принудительной ликвидации. В этом случае последовательность удовлетворения имущественных исков кредитов в РФ регламентируется ст. 64 ГК РФ; и удовлетворяется в следующее очередности:

1. требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровья путем капитализации соответствующих, повременных платежей;

2. расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, контракту и выплате вознаграждений по авторским договорам;

3. удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого лица;

4. погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

5. расчеты с другими кредиторами.

Принципы-требования: полнота учета; осмотрительность; приоритет содержания над формой; сопоставимость; рациональность; отчетный период.

Принципы – требования сводя к следующему: полнота учета, осмотрительность; приоритет содержание над формой; сопоставимость; рациональность отчетный период;

- полнота учета предполагает отражение всех хозяйственных операций, на протяжении всех этапов учета и подтверждение их оправдательными документами;

- осмотрительность (консерватизм) предполагает определенную степень осторожности в расчете получаемых доходах позволяющих избежать завышения активов и занижения обязательств (очень наглядно этот принцип отражает поговорка «цыплят по осени считают»);

- приоритет содержания над формой предусматривает, что факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования;

- сопоставимость отчетных данных позволяет проводить анализ деятельности предприятия и выявлять основные тенденции его развития;

- рациональность позволяет сопоставлять выгоды от использования бухгалтерской отчетности с затратами связанными с её получением, причем выгода от полученной информации должна быть больше затрат на её получение;

- отчетный период предусматривает регулярное периодичное составление отчетности. На Западе этот период равен одному году и его началом может быть любое число и месяц года, если они будут постоянными. В отечественном периодом является период с 1 января по 31 декабря, и наряду с годовой обязательно представление квартальной отчетности.

Качественные характеристики отчетной информации (уместность, достоверность и др.)

Информация, представляемая в бухгалтерском учете должна быть полезной пользователем, т.е. быть уместной. достоверной, надежной и сравнимой.

Уместность информации заключается в том, что её наличие или отсутствие оказывает или способно оказать влияние на решения (в т.ч. и управленческие) пользователей, помогая им оценить прошлые настоящие или будущие события.

Достоверность. Полезность информации проявляется в ее достоверности. Достоверность информации обеспечивается качеством надежности, информацией свободной от существенных ошибок. Пользователи могут положиться на достоверную информацию, использовать ее для принятия решений и прогнозирования деятельности.

Надежность информации определяется отсутствием в ней существенных ошибок.

Сравнимость информации достигается путем её сопоставления за разные периоды времени для определения тенденции в финансовом положении и финансовых результатах предприятия.

На уместность информации влияет её содержание и существенность. Существенной признается информация отсутствие или неточность, которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей.

Надежная информация должна быть нейтральной, т.е. свободной от односторонности Информации не является нейтральной если посредством отбора или формы представления она влияет на решения пользователей.