67. Антикризисное регулирование экономики: подходы и методы
антикризисное управление – это воздействие управляющего субъекта на объект с помощью определенных методов с целью устранения кризиса. В качестве объекта антикризисного управления может выступать мировое сообщество, государство или группа стран, регион, муниципалитет, отрасль, организация, причем именно коммерческая фирма чаще всего является предметом изучения теоретиков и практиков управления. Субъектом антикризисного управления являются органы власти или управляющие организации. Предметом воздействия антикризисного управления являются факторы кризиса, то есть все проявления обострения противоречий, вызывающих опасность наступления кризиса (предполагаемые и реальные).
Независимо от субъекта и объекта исследования, представим процессный подход к антикризисному управлению, которого придерживаются Э.М. Коротков , В.Я. Захаров описывающие эту деятельность как совокупность мероприятий - предвидение опасности кризиса (его профилактика, распознавание, диагностика), анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса, сглаживанию течения кризиса, его устранение. Иными словами, согласно стадий развития кризисного процесса, антикризисное управление можно разделить на: раннее(на базе стабильного состояния объекта), опережающее (при потере конкурентоспособности, позиций относительно других объектов) и собственно управление кризисом (смягчение, выход из него) посредством стратегического и тактического менеджмента. По мнению И. Кислухиной ,аналогичные виды называются прогнозированием,предотвращением и преодолением кризиса. М. Янике именует данные типы антикризисного управления превентивным и реактивным
Методы антикризисного управления субъектом РФ напрямую связаны с формами государственного регулирования экономики - рычагами воздействия на экономические процессы и агентов.
М.Н. Чепурин разделяет инструменты по способу функционирования на прямые, косвенные. Прямое вмешательство государства в экономику предполагает главную роль предписаний государства, выражается в существовании государственного сектора экономики, владением капитала, предоставлением кредитов, долевом участии, принятии законодательных актов, регулирующих отношения между всеми элементами рыночной системы, размещении государственных заказов, прямое финансирование инвестиционных проектов в регионах. Данные меры оперативны, но могут создать помехи рыночному процессу. Методы косвенного воздействия (налогово-бюджетная и денежно - кредитная политика, использование льгот) проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения, а создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики.
68) Антикризисные меры: основные задачи В настоящее время правительство Российской Федерации сформировало и приводит в жизнь широкий набор антикризисных мер, которые уникальны по направлениям воздействия государства на экономику и по объемам используемых ресурсов. На сегодняшний день проводиться политика интенсивного наращивания человеческого потенциала, структурного обновления и диверсификации хозяйства, макроэкономического оздоровления, повышения уровня социальной защищенности. В связи с этим можно заметить, как антикризисная политика сочетается с мерами по комплексной модернизации российского общества. В основном антикризисные меры направлены на решение следующих задач: 1) Расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам: • прямое кредитование государственными банками, различными финансовыми институтами; • предоставление субсидий по процентным ставкам для стимулирования частного кредитования; • расширение условий для привлечения дополнительного капитала за счет выпуска акций и облигаций; 2) снижение нагрузки на бизнес; • снижение налоговой нагрузки, вывозных таможенных пошлин • ограничение роста тарифов на услуги и продукцию субъектов естественных монополий; 3) развитие рынка труда и смягчение негативных социальных последствий • установление лимитов на иностранную рабочую силу; • увеличение пособий по безработице; • софинансирование региональных программ занятости; 4) стимулирование внутреннего спроса • защитные таможенные меры; • предоставление субсидий по кредитам потребителей; • преференции для отечественных производителей; 5) поддержка малого и среднего предпринимательства и развитие конкуренции • софинансирование региональных программ по развитию малого и среднего бизнеса.
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Экономическая теория»
- 2) Потребности:
- 3)Факторы производства:
- 5)Проблема выбора:
- 1)Факторы производства
- 8) Подходы классификации экономических систем
- 9) Постиндустриальное общество. 3 этапа:
- 11)Теория смешанной экономики
- 12)Меркантилизм представлял собой:
- 21)Виды денег:
- 24) Последствия:
- 36) Политика дешевых денег: цели, инструменты.
- 37) Политика дорогих денег: цели, инструменты.
- 47. Государственное регулирование экономики: подходы и инструменты
- 49. Государственный бюджет: определение, структура доходов и расходов.
- 50.Бюджетный дефицит, государственный долг, источники финансирования
- 51. Государственный бюджет и долг рф: динамика и структура за 1990-2011
- 52. Налоговая система рф. Виды налогов: объект налогообложения, ставки
- 53. Экономические циклы Кондратьева.
- 54. Финансовый рынок. Определение, функции, структура.
- 55.Рынок капитала (рцб). Понятие, структура. Инструменты: акции, облигации и пр
- 57. Рынок производных инструментов. Понятие, основные инструменты
- 59. Факторы, влияющие на валютный курс.
- 60.Платежный баланс: определение, структура
- 64.Понятие и типы безработицы. Измерение уровня безработицы
- 67. Антикризисное регулирование экономики: подходы и методы
- 69. Понятие, типы и факторы экономического роста.
- 70.Показатели экономического роста. Экономический рост в рф за 1990-2011 гг.