40. Финансовая система государства и ее особенности
Финансовая система гос-ва- совокупность экономических и организационных элементов, обеспечивающая возможность кругооборота стоимостных потоков в эк-ке. Охватывает потоки, формирующиеся на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном)
Элементы финансовой системы гос-ва:
Совокупность бюджетов и фондов (бюджеты, внебюджетные фонды, валютные резервы гос-ва, финансовые фонды предприятия, имущественное и личное страхование, кредит)
Совокупность регулирующих органов (министерство финансов, др.финансовые инстанции)
Совокупность нормативных положений (конституц2ия, законы и нормативные акты по вопросах о финансах)
Функции общественных финансов (по Масгрейву):
-распределение (цель: при использовании ресурсов достигнуть другой результат, чем при чисто рыночном распределении (внешние эффекты)-смягчает их.
-перераспределение (цель: корректировка распределения доходов и имущества в целях большего соц равенства)
-стабилизация (цель:сгладить колебания, связанные с рыночной экономикой)
Функции общественных финансов (российская школа):
-распределение (распределение и перераспределение нац дохода через бюджет)
-контрольная (надзор за процессом аккумуляции и использования ресурсов)
41. Бюджет и его функциональная роль в регулировании экономики. Проблема накопления бюджетных ресурсов и бюджетные расходы : дефицит, профицит, сбалансированность. Мультипликатор государственных расходов.
Основная задача финансовой политики заключается в достижении макроэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. В этом регулирующем процессе участвуют все элементы финансовой системы. Прежде всего, это расходы и доходы гос. бюджета. Гос. бюджет – ведущее звено финансовой системы, объединяющее такие категории, как налоги, гос.расходы, гос. кредит. Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование. Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определённый период времени (обычно за год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (Парламентом, ГД, Конгрессом и т.д.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения. Гос. бюджет отражает два взаимосвязанных процесса – аккумуляцияю доходов в руках госуд. и их использование для удовлетворения гос. нужд.
Основные функции гос. бюджета:
перераспределение национального дохода
государственное регулирование и стимулирование экономики
стимулирование научно-технического прогресса (1.необходима мобилизация значительных фин.ресурсов.,2. требует совместных под эгидой госуд. усилий промышленности и основных НИЦ.,3. необходима подготовка в широких масштабах научных и тех.кадров)
финансовое обеспечивание социальной политики (затраты на здравоохранение, образование, проф. обучение, страхование)
контроль за образованием и использованием централизованного фонда ден. средств.
Главным основоположником и идеологом теории и практики регулирования экономики путём использования гос.бюджета в 20 в. стал Дж.М.Кейнс. (отвергает необходимость сбалансированности гос.бюджета, легализует бюджетные дефициты для стимулирования экономики.).
При выполнении своих функций государство несёт многочисленные расходы. Расходы государства могут быть разделены по целям:
расходы на политические цели – обеспечение нац. обороны и безопасности,правоохранит деят.
расходы на экономич. цели – содержание и обеспечение функционирования госуд. сектора экономки, помощь частному сектору экономики, бюджетные трансферты.
расходы на соц. цели – соц. обеспечение, здравоохранение и спорт, культура, кинематография, СМИ, образование, охрана окружающей среды.
Расходы ГБ состоят (в основном) из : гос.закупок товаров и услуг и гос. трансфертных платежей (предоставляются безвозмездно).Основные источники доходов госуд. – это:
налоги (включая взносы на соц. страх)
прибыль гос. предприятий
сеньораж (доход от эмиссии денег)
средства от продажи ценных бумаг
доходы от приватизации и тд.
Р
доходы бюджета
Расходы бюджета
азница между доходами и расходами гос. составляет сальдо гос. бюджета. В зависимости от соотношения расходов и доходов госуд. бюджет может находиться в 3 различных состояниях:
сальдо гос.бюдж.
когда доходы бюджета превышают расходы,сальдо бюджета положительное (больше 0), что соответствует профициту(излишку) гос.б. Когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно 0 и такой бюджет назв. сбалансированным бюджетом. Когда дох. меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицат. и имеет место дефицит гос.бюджета. На разных фазах экономич. цикла состояние гос.бюдж. разное (спад:доходы бюджета сокращаются(т.к. сокращается деловая активность и следоват. налогооблагаемая база) дефицит гос.бюдж. увеличив.,а профицит сокращается;бум: дефицит уменьшается (увелич. налоговые поступл.),а профицит увеличив.)
Основные способы финансирования бюджетного дифицита : 1) выпуск новых денег (эмиссионный способ финансирования), 2) внутренние и внешние займы (неэмиссионный способ финансирования)- при таком способе финансирования (внутренний займ) расходы государства вырастут НО сократятся частные инвестиции. В этом суть эффекта вытеснения!!!
Государственные расходы, оказывая существенное воздействие на темпы и пропорции совокупного спроса и ВВП, стимулируют рост спроса - инвестиционного и потребительского. Например, чтобы вывести экономику из положения спада активности, надо подтолкнуть совокупный спрос (особенно в части инвестиций). Поскольку государство заинтересовано в росте национального производства, то по мере перехода от подъема к спаду экономики оно приступает к стимулированию совокупного спроса, увеличивая госрасходы. Оказываемое в этом случае влияние госрасходов на рост совокупного спроса и ВВП сопровождается мультипликационным эффектом. ВВП под влиянием расширения совокупного спроса начинает расти, но ВВП растет в большей степени, чем первоначальный прирост государственных расходов и совокупного спроса. В такой ситуации начинает действовать мультипликатор государственных расходов.
Мультипликатор государственных расходов представляет собой отношение изменения равновесного ВНП к изменению объема государственных расходов:
.
Его математическая формула такая же, как и формула мультипликатора инвестиций:
MPG =1/(1-c) где MPG - мультипликатор государственных расходов, с - предельная склонность к потреблению.
С учетом мультипликационного эффекта государственных расходов ВВП увеличивается в большей степени, чем увеличились государственные расходы. Прирост ВВП можно рассчитать, зная размер мультипликатора и величину прироста государственных расходов.
GDP = MPG x G, где GDP - прирост валового внутреннего продукта (ВВП), G - прирост государственных расходов.
Влияние гос. расходов на равновесный уровень выпуска
(надо или нет) Резервный фонд – 1. обеспечивает выполнение госуд. своих расходных обязательств при снижении поступлений нефтегазовых доходов в федер. бюджет. 2) способствует стабильности экономич. развития, уменьшая инфляционное давление. 3) фактич. заменил собой Стабилизационный фонд РФ (после 1.02.2008).
- Вопрос №11: «Методы расчета ввп по доходам и расходам»
- 12. Взаимосвязь экономических показателей в системе национальных счетов (снс): ввп, чистый внутренний продукт, валовой национальный доход (внд), личный располагаемый доход.
- 13. Номинальный и реальный ввп. Индексы цен: отличие дефлятора ввп от индекса потребительских цен.
- 14. Совокупный спрос: определение, графическая интерпретация, факторы, влияющие на совокупный спрос.
- 15. Совокупное предложение: определение, графическая интерпретация, факторы, определяющие величину потенциального ввп.
- 16.Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения в модели ad — as. Шоки спроса и предложения.
- 17. Использование личного располагаемого дохода на потребление и сбережение. Конечное потребление. Факторы, влияющие на потребление и сбережения.
- 19. Функция потребления: содержательная сторона и графическая интерпретация.
- 20. Функция сбережения: содержание и графическая интерпретация
- Инвестиционный спрос. Неоклассический и кейнсианский анализ инвестиций.
- Модель сбережения – инвестиции (s – I). Парадокс бережливости.
- Кейнсианский крест. Инфляционный и дефляционный разрыв.
- Мультипликативные эффекты. Мультипликатор автономных расходов.
- 25. Экономический рост: сущность, факторы, типы. Модели равновесного экономического роста.
- 26. Экономический рост и развитие. Качество экономического роста. Концепция устойчивого экономического развития.
- Основные составляющие экономической динамики ввп: линия тренда ввп и экономические колебания. Виды колебаний.
- Цикличность как форма движения рыночной экономики. Модели цикла. Классификация экономических циклов. Особенности циклического развития в современных условиях.
- Экономическая цикличность. Причины циклов. Научные концепции цикла.
- Классификация экономических кризисов. Структурные кризисы. Региональные (страновые) и отраслевые кризисы. Финансовые кризисы. Глобальный финансовый кризис.
- Инфляция: определение, уровень, виды, социально-экономические последствия инфляции.
- Инфляция спроса: причины возникновения, механизм, график.
- Безработица: определение, типы, естественный уровень, социально-экономические последствия.
- Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса и её современная интерпретация. Дилемма экономической политики, заложенная в кривой Филлипса.
- 38. Общественные блага и общественный сектор в экономике
- 39. Макроэкономическая политика государства: сущность, цели, инструменты, основные направления. Выбор приоритетов. Виды макроэкономической политики. Макроэкономическая политика современной России.
- 40. Финансовая система государства и ее особенности
- 42. Налоги : экономическое содержание, цели, функции, виды. Эффект и кривая а.Лаффера. Налоговый мультипликатор.
- 44. Денежный рынок. Спрос на деньги. Предложение денег. Равновесие денежного рынка и механизм его установления. Равновесная ставка процента и равновесная денежная масса.
- 45. Предложение кредитных денег коммерческими банками. Банковские резервы и их виды. Мультипликация вкладов. Банковский (депозитный) мультипликатор.
- 46. Предложение денег центральным банком. Денежная база. Денежный мультипликатор.
- 48. Стимулирующая и сдерживающая кредитно-денежная политика: сущность, цели.
- 52. Социально-экономическая политика : сущность, цели.
- Направление:
- Создание условий для трудовой активности, регулирование занятости и зарплаты, совершенствование трудовых качеств работника
- Функция: активная
- Объект: эан
- Направление:
- Прямая поддержка доходов через систему соц. Обеспечения
- Функция : защитная
- Объект: наиболее нуждающиеся, экономич.Незащищ. Слои населения
- Направление:
- Развитие человеческой личности,поддержание здоровья,повышение культурного уровня, предоставление «натуральных» услуг через систему соц. Инраструктуры
- Функция :конструктивная
- Объект : все слои населения
- 53. Платежный баланс и проблема внешнеэкономического равновесия.
- Сальдо счета текущих операций в макроэкономических моделях:
- Проблема внешнеэкономического равновесия
- Факторы, определяющие валютный курс
- Режимы валютного курса