logo
МАКРО ЭКЗАМЕН

40. Финансовая система государства и ее особенности

Финансовая система гос-ва- совокупность экономических и организационных элементов, обеспечивающая возможность кругооборота стоимостных потоков в эк-ке. Охватывает потоки, формирующиеся на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном)

Элементы финансовой системы гос-ва:

  1. Совокупность бюджетов и фондов (бюджеты, внебюджетные фонды, валютные резервы гос-ва, финансовые фонды предприятия, имущественное и личное страхование, кредит)

  2. Совокупность регулирующих органов (министерство финансов, др.финансовые инстанции)

  3. Совокупность нормативных положений (конституц2ия, законы и нормативные акты по вопросах о финансах)

Функции общественных финансов (по Масгрейву):

-распределение (цель: при использовании ресурсов достигнуть другой результат, чем при чисто рыночном распределении (внешние эффекты)-смягчает их.

-перераспределение (цель: корректировка распределения доходов и имущества в целях большего соц равенства)

-стабилизация (цель:сгладить колебания, связанные с рыночной экономикой)

Функции общественных финансов (российская школа):

-распределение (распределение и перераспределение нац дохода через бюджет)

-контрольная (надзор за процессом аккумуляции и использования ресурсов)

41. Бюджет и его функциональная роль в регулировании экономики. Проблема накопления бюджетных ресурсов и бюджетные расходы : дефицит, профицит, сбалансированность. Мультипликатор государственных расходов.

Основная задача финансовой политики заключается в достижении макроэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. В этом регулирующем процессе участвуют все элементы финансовой системы. Прежде всего, это расходы и доходы гос. бюджета. Гос. бюджет – ведущее звено финансовой системы, объединяющее такие категории, как налоги, гос.расходы, гос. кредит. Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование. Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определённый период времени (обычно за год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (Парламентом, ГД, Конгрессом и т.д.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения. Гос. бюджет отражает два взаимосвязанных процесса – аккумуляцияю доходов в руках госуд. и их использование для удовлетворения гос. нужд.

Основные функции гос. бюджета:

Главным основоположником и идеологом теории и практики регулирования экономики путём использования гос.бюджета в 20 в. стал Дж.М.Кейнс. (отвергает необходимость сбалансированности гос.бюджета, легализует бюджетные дефициты для стимулирования экономики.).

При выполнении своих функций государство несёт многочисленные расходы. Расходы государства могут быть разделены по целям:

Расходы ГБ состоят (в основном) из : гос.закупок товаров и услуг и гос. трансфертных платежей (предоставляются безвозмездно).Основные источники доходов госуд. – это:

сальдо гос.бюдж.

когда доходы бюджета превышают расходы,сальдо бюджета положительное (больше 0), что соответствует профициту(излишку) гос.б. Когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно 0 и такой бюджет назв. сбалансированным бюджетом. Когда дох. меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицат. и имеет место дефицит гос.бюджета. На разных фазах экономич. цикла состояние гос.бюдж. разное (спад:доходы бюджета сокращаются(т.к. сокращается деловая активность и следоват. налогооблагаемая база) дефицит гос.бюдж. увеличив.,а профицит сокращается;бум: дефицит уменьшается (увелич. налоговые поступл.),а профицит увеличив.)

Основные способы финансирования бюджетного дифицита : 1) выпуск новых денег (эмиссионный способ финансирования), 2) внутренние и внешние займы (неэмиссионный способ финансирования)- при таком способе финансирования (внутренний займ) расходы государства вырастут НО сократятся частные инвестиции. В этом суть эффекта вытеснения!!!

Государственные расходы, оказывая существенное воздействие на темпы и пропорции совокупного спроса и ВВП, стимулируют рост спроса - инвестиционного и потребительского. Например, чтобы вывести экономику из положения спада активности, надо подтолкнуть совокупный спрос (особенно в части инвестиций). Поскольку государство заинтересовано в росте национального производства, то по мере перехода от подъема к спаду экономики оно приступает к стимулированию совокупного спроса, увеличивая госрасходы. Оказываемое в этом случае влияние госрасходов на рост совокупного спроса и ВВП сопровождается мультипликационным эффектом. ВВП под влиянием расширения совокупного спроса начинает расти, но ВВП растет в большей степени, чем первоначальный прирост государственных расходов и совокупного спроса. В такой ситуации начинает действовать мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов представляет собой отношение изменения равновесного ВНП к изменению объема государственных расходов:

.

Его математическая формула такая же, как и формула мультипликатора инвестиций:

MPG =1/(1-c) где MPG - мультипликатор государственных расходов, с - предельная склонность к потреблению.

С учетом мультипликационного эффекта государственных расходов ВВП увеличивается в большей степени, чем увеличились государственные расходы. Прирост ВВП можно рассчитать, зная размер мультипликатора и величину прироста государственных расходов.

GDP = MPG x G, где GDP - прирост валового внутреннего продукта (ВВП), G - прирост государственных расходов.

Влияние гос. расходов на равновесный уровень выпуска

(надо или нет) Резервный фонд – 1. обеспечивает выполнение госуд. своих расходных обязательств при снижении поступлений нефтегазовых доходов в федер. бюджет. 2) способствует стабильности экономич. развития, уменьшая инфляционное давление. 3) фактич. заменил собой Стабилизационный фонд РФ (после 1.02.2008).