logo
Гл

3.6.8 Управление эффективностью бизнеса (cpm)

Развитие рыночных отношений, как за рубежом, так и в нашей стране предъявляет к менеджменту высокие требования, заставляя постоянно пересматривать технологию выполнения производственных и финансовых процессов, искать резервы повышения эффективности, как правило, нетривиальными методами.

Насколько эффективно управление деятельностью предприятия? Насколько подробным и точным является анализ текущей деятельности и прогнозный план развития? Согласуются ли предпринимаемые действия с общей концепцией развития? Правильно ли построена система мотивации сотрудников? Обеспечивается ли стопроцентное удовлетворение потребностей клиентов? Для поиска ответов на эти вопросы необходимо собрать и проанализировать огромный объем информации. Для создания комплексного взгляда на ситуацию и для поддержки обоснованности принимаемых решений итоговые данные должны предоставляться руководству на регулярной основе.

Полная автоматизация тесно связанных между собой базовых задач управления (планирование, учёт и контроль) только средствами учёта (системы ERP) и оперативного анализа OLAP (On-Line Analytical Processing, OLAP) невозможна. Существуют задачи управления, решение которых требует осуществления сразу нескольких функций одновременно. В частности, задача бюджетирования представляет собой процесс постановки, детализации и согласования бизнес-целей и выделяемых для этого финансовых ресурсов предприятия и нуждается в механизме, объединяющем усилия большого числа пользователей в рамках единого информационного пространства. В ходе составления бюджета фазы планирования (централизованная публикация бюджетных планов), учёта (ввод детальной информации по бюджетам на местах) и контроля (анализ фактического исполнения регламента составления бюджета) неминуемо пересекаются между собой за счёт итеративного характера самого процесса бюджетирования. Вместе с тем бюджетирование в целом представляет собой часть одной фазы управления – планирования. Всё это потребовало создания интегрированных аналитических приложений, направленных исключительно на решение управленческих задач, которые объединяются в технологию CPM (Corporate Performance Management – управление эффективностью бизнеса), включающей технологию ВРМ (Business Performance Management – комплекс интегрированных аналитических приложений). Технологию CPM определяют как CPM-систему.

Системы управления эффективностью предприятия (CPM-системы), легко адаптируемые к любому бизнесу, способны обеспечить поддержку принятия решений и предназначены для автоматизации процессов:

Таким образом, CPM-системы позволяют обеспечить руководителей качественной, актуальной, полной и достоверной информацией, необходимой для эффективного управления бизнесом. CPM-системы предоставляют возможность комплексного анализа показателей эффективности деятельности компании и тенденций их изменения (рисунок 3.28).

Рисунок 3.28 Консолидация данных и консолидированные отчёты

Управление эффективностью деятельности включает три основные виды деятельности (во всех без исключения областях управления):

  1. постановка целей;

  2. анализ значений показателей, характеризующих достижение организацией поставленных целей;

  3. управляющие воздействия менеджеров по результатам анализа, направленные на улучшение будущей деятельности организации по достижению поставленных целей.

В настоящее время при осуществлении стратегического управления предприятием, как правило, используются ключевые показатели эффективности KPI, анализируются соответствие KPI формализованным целям и принимаются соответствующие корректирующие действия по оптимизации контролируемых бизнес-процессов и параметров и/или функций самой системы управления предприятием.

При этом часто применяется методология сбалансированных показателей BSC (Balanced Score Card). Начиная с 1992г. на управление эффективностью деятельности очень сильно повлияло развитие концепции BBS. Обычно менеджеры используют сбалансированную систему показателей для того, чтобы цели организации сделать понятными для сотрудников, чтобы определить, как отслеживать достижение целей, и чтобы внедрить механизм, сигнализирующий о необходимости внесения в деятельность организации корректирующих действий. Технология BMP включает приложения для поддержки реализации этой методологии (scorecard applications). При всей важности нефинансовых показателей в рамках BSC финансовые показатели в условиях рыночной экономики остаются главными для анализа и принятия решений менеджерами и руководителями предприятий. Поэтому CPM-система включают аналитические финансовые приложения, используемые для стратегического и оперативного управления:

Непременным приложением CPM-системы является консолидация финансовых данных (financial consolidation), т.е. их сбора из разнообразных источников, проверки, преобразования, агрегирования и загрузки в хранилище данных, с которым работают аналитические приложения BMP-системы. Исходные данные могут быть сформированы в разных валютах, в соответствии с различными стандартами бухгалтерского учёта (РСБУ – Российская система бухгалтерского учёта, US GAAP – General Accepted Accounting Principles – генеральная учётная система США, IAS – International Accounting Standards – международный учёт стандартов), согласно требованиям разных регуляторов и т. д., что обуславливает сложность процесса финансовой консолидации.

На практике под финансовой консолидацией часто понимают не только сбор финансовых данных, но и получение консолидированных отчётов, характеризующих различные аспекты деятельности предприятий. Для решения этой задачи могут быть задействованы все BMP-приложения (рисунок. 3.29).

Рисунок 3.29 Консолидация данных и консолидированные отчёты

Основные преимущества CPM-систем: