11. Экономическая мысль в Средневековой России
Экономическая мысль средневековья тесно связана с экономической политикой государств, рассчитанной на поддержание феодального порядка, его стабилизацию Защитники интересов феодалов отрицательно относились к торговле и ростовщичеству. Натурально-хозяйственная ограниченность производства считалась преимуществом и выдавалась за социальную добродетель. В связи с тем, что церковь в средние века играла исключительную роль, экономическая мысль в ряде случаев облекалась в религиозную оболочку, принимала богословское оформление.
Представление об экономических идеях раннего средневековья (VI-X вв.) дает старинная запись судебных обычаев франков «Салическая правда», составленная в начале VI в. н. э
Приводя перечень штрафов за всевозможные преступления, она характеризует экономические воззрения франков: общинного крестьянства с одной стороны, и служилых людей или дружинников — с другой. В ее предписаниях сельское хозяйство выступает как естественное занятие франка. Городам и промышленности не уделялось особого внимания. Проблемы торговли полностью отсутствуют. Спустя три столетия экономические вопросы средневекового поместья получили отражение в «Капитулярии о виллах» (закон о поместьях), изданном при Карле Великом. В нем закреплялась крепостная зависимость крестьян, задача экономической политики сводилась к утверждению крепостничества.
Экономическая мысль Русского государства, как и в других странах, развивалась вместе с развитием общества. Долгое время она существовала в тесной связи с религиозными воззрениями людей их нравственными понятиями. Поэтому при изучении ЭКОНОМИЧЕСКОЙ мысли Древней Руси следует обратить внимание на летописи, договоры грамоты князей, церковную литературу. Важное место среди них занимает "Русская правда" — первый в истории кодекс законов Русского государства. Содержание ее отражало существовавшие в Киевской Руси в XI—XIII вв. производственные отношения. Конец XV — начало XVI в. — один из важных этапов в истории русского народа. В этот период завершается процесс ликвидации раздробленности страны и образования Русского централизованного государства. Это способствовало экономическому прогрессу, развитию товарно-денежных отношений. Наряду с наследственной собственностью бояр начало расширяться поместье, дворянское землевладение как вознаграждение за службу. С образованием централизованного государства роль поместного дворянства значительно возросла. Экономические интересы поместного дворянства выражал в XVI в. Ермолай — священник Московской дворцовой церкви. Позднее он постригся в монахи под именем Еразма. Большая часть его произведений посвящена богословской и нравоучительной тематике, но и в них он освещал актуальные социальные вопросы. По своим политическим воззрениям. Значительное для своего времени произведение Ермолая-Еразма под названием «Благохотящим царем правительница и землемерие», первый в России специальный экономико-политический трактат, написанный в 40-х или начале 50-х годов XVI в. В нем изложена система мер, направленная на решение актуальных задач того времени. Большое место в "Правительнице" занимает вопрос о положении крестьянских масс. Еразм отводил им первостепенное значение в жизни общества и обращал внимание на их тяжелое, бедственное положение. Стремясь облегчить положение крестьян, он считал необходимым освободить их от денежных уплат землевладельцу и от выполнения ямской повинности, которую предлагал переложить на население городов. Предложенная им реформа в области землевладения — раздача земли крестьянам и служилым людям — отражала прежде всего интересы новой, прогрессивной для того времени части общества — служилого дворянства, и была направлена на укрепление государства. В этом смысле она имела прогрессивное значение.
- 1. Экономическая мысль в др. Греции и др. Китае
- 2. Экономическая Наука России на рубеже XX-XXI вв.
- 4. Теория современной переходной экономики
- 6. Теория индустриального и постиндустриального общества
- 7. Возникновение и основные черты экономической мысли феодальной эпохи
- 8. Теорема Коуза
- 9. Экономические воззрения ф. Аквинского
- 10. Монетаризм
- 11. Экономическая мысль в Средневековой России
- 12. Структура «человеческой деятельности» л. Фон Мизеса
- 13. Переход к капитализму и эволюция экономической мысли
- 14. Структура истории экономического анализа й. Шумпетера
- 15. Основные идеи и этапы развития меркантилизма
- 16. Неокейнсианство и посткейнсианство
- 17. Особенности меркантилизма в России
- 18. Дж. М. Кейнс «Склонность к потреблению и сбережениям»
- 19. Экономическая мысль России в 18 веке
- 20. Кейнсианство
- 21. Возникновение и осн. Черты классической школы экономии
- 22. Основные направления исследований н. Д. Кондратьева
- 23. Экономическая мысль физиократов
- 24. Физиократы
- 25. Экономические воззрения Кенэ
- 26. Эк. Взгляды Туган–Барановского
- 27. Теоретическая система Адама Смита
- 28. Особенности развития российской эк. Науки в 20 веке
- 29. Теория капитала Адама Смита
- 30. Соц.-экон. Проблемы России в нач. 20 века (Столыпин, Витте) и их отражения в эк. Науке
- 31. Теоретическая система Давида Рикардо
- 32. Ранний институционализм
- 33. Теория земельной ренты д. Рикардо.
- 34. Причины возникновения институционализма
- 35. Теория международной торговли д. Рикардо
- 36. Теория предельной производительности Дж. Б. Кларка
- 37. Нац. Экономия Милля
- 38. Мат. Школа в эк. Науке
- 39. Национальная экономия ф. Листа
- 40. Эк. Теория благосостояния Пигу
- 41. Историческая школа
- 42. «Крест» Маршалла.
- 43. Экономическая теория марксизма
- 44. Структура «принципов экономики» а.Маршалла
- 45. Структура «Капитала» Маркса
- 46. Неоклассическое направление
- 47. Экономическая мысль России в 19 веке
- 48. «Юная» историческая школа
- 49. Маржиналистская революция
- 50. Новая историческая школа
- 51. Австрийская школа маржинализма
- 52. Кембриджская школа маржинализма
- 53. Теория процента е. Бём-Баверка
- 54. Лозаннская школа маржинализма