logo
DP - тарас

Анализ возможных вариантов схода подвижного состава с железнодорожного пути

Способы и технология подъёмки во многом зависят от характера схода подвижного состава с ж.-д. пути. Характер схода зависит от многих обстоятельств, которые вызвали этот сход.

К таким обстоятельствам относятся: столкновения, неисправности пути, неисправности в ходовых или сцепных устройствах подвижного состава, нарушения в управлении поездом, столкновение с автотранспортными средствами, наезд на посторонние предметы и др. Кроме того характер схода зависит также от скорости движения, числа единиц подвижного состава в поезде или группе маневрового состава.

На характер схода могут повлиять и внезапно возникшие во время схода препятствия (разворот сошедшей с рельсов тележки, упор её деталей в шпальную решётку с последующим нагромождением сошедших вагонов).

Наиболее частыми, но с менее серьёзными последствиями являются сходы одиночных вагонов или отдельных групп из двух-четырёх вагонов. Зачастую они происходят на станциях при роспуске с горок из-за неисправностей путей, стрелочных переводов или «перескакивания» через тормозной башмак, в большинстве случаев при незначительных скоростях движения (поэтому они не заканчиваются падением вагонов набок и развалом груза).

Столкновение при производстве манёвров часто заканчиваются более сложными сходами, вплоть до опрокидывания подвижного состава.

На перегонах сходы с рельсов одиночного подвижного состава или группы с малым числом вагонов происходят очень редко. В основном они имеют место на станциях и классифицируются в соответствии со следующими последствиями:

Наиболее сложными последствиями заканчиваются крушения, аварии, сходы и лобовые столкновения поездов и подвижного состава при больших скоростях как на перегонах, так и на станциях. В этом случае могут образоваться сложные завалы с развалом груза, нагромождением вагонов в несколько ярусов, опрокидыванием и отбросом ряда вагонов.

На высоких насыпях и особенно на кривых участках пути подвижной состав полностью или частично может быть отброшен за пределы габарита. В глубоких выемках отбросу подвижного состава за пределы габарита будут препятствовать откосы, поэтому объём завалов в выемках будет большим, чем на насыпях.

При лобовых и боковых столкновениях, как правило, образуются сложные завалы. Это происходит в основном из-за проезда запрещённых сигналов, нарушения правил приёма и отправления поездов, неисправностей устройств СЦБ, ухода вагонов с путей станций, а также столкновений поездов с вагонами, сошедшими с рельсов на соседнем пути.

    1. Выбор гидравлической установки для подъёмки подвижного состава на железнодорожный путь

Рисунок 7.1 – Принципиальная схема гидравлической установки

1 – топливный бак; 2 – масляный бак; 3 – сливной шланг; 4 – манометр; 5 – штуцер для подсоединения домкратов; 6 – распределительная головка со штуцерами; 7 – трубопровод высокого давления; 8 – насос; 9 – муфта сцепления; 10 – двигатель

Рисунок 7.2 – Насосный агрегат с двигателем

Рисунок 7.3 – Пульт управления

Насосный агрегат состоит из двух­тактного бензинового двигателя мощностью 6,5 кВт, гидрав­лического осевого поршневого насоса производительностью 8 л/мин, создающего давление 300 кгс/см2 и масляного бака, для гидросистемы вмести­мостью 65 л.

Пульт управления, представляющий специальный блок управления гидродомкратами, рассчитанный на подклю­чение четырех сдвоенных шлангов (подъема и опуска) и двух подводящих от насосов шлангов, с предохранительными кла­панами и манометром на 300 кгс/см2. Предохранительные кла­паны обеспечивают фиксацию домкрата и не допускают само­произвольного опуска под весом поднимаемого груза при раз­рыве шланга гидросистемы.

Рисунок 7.4 – Телескопический домкрат

Управление каждым домкратом производится индивидуально;

телескопические домкраты;

домкраты непрерывного действия грузоподъемностью 120 т. Попеременным поднятием поршня и закладкой меж­ду домкратом и грузом опорных колец и нажимных прокладок осуществляется подъем груза на 500 мм;

два цилиндра для поперечного перемещения поднятого под­вижного состава. Они применяются в сочетании с контропорой и роликовой тележкой. Цилиндр для попереч­ного перемещения гру­за создает усилие при движении поршня «от себя» 10 тс, «на себя»— 6 тс. Его высота 575 мм, ход поршня — 350 мм. Масса домкрата 16,5 кг, а объем наполнения маслом—1,4 л;

Рисунок 7.5 – Домкрат непрерывного действия

роликовая тележ­ка грузоподъемностью 60 т, па которую уста­навливается домкрат. Ее высота 140 мм, мас­са 53 кг;

контропора, одиноч­ная и двойная, состоящая из плиты массой 11 кг и двух насаженных на нее контр­опор по 5 кг, которые служат основанием для двух цилиндров поперечного перемещения груза. Двойная контропора вклады­вается в выемку роликовой тележки для укладки головок ци­линдров поперечного перемещения груза. Контропоры и ролико­вая тележка устанавливаются на опорный мост. Мосты пред­ставляют собой полые балки, изготовленные из легкого металла. Высота мостов 180 мм, ширина 280 мм, грузоподъемность 60 т при пролете 1,5 м. При длине 1,2 м мосты имеют массу 44 кг, при длине 2,25 м — 88 кг, 4,5 м — 175 кг.

Рисунок 7.6 – Установка для подъема подвижного состава и его поперечного перемещения

Общий принцип производства восстановительных работ с помощью гид­равлической установки заключается в том, что сошедший с рельсов локомотив или вагон вместе с тележками, прикреплен­ными к нему специальными приспособлениями, поднимается за «дин конец, перемещается поперек оси пути и устанавливается колесными парами на рельсы.

В зависимости от характера схода и вида подвижного сос­тава способ подъемки и постановки его на рельсы в каждом отдельном случае определяется индивидуально. Тем не менее, отдельные составляющие этих способов однотипны и существо их сводится к следующему.

Подъемку с последующим перемещением подвижного сос­тава следует осуществлять только при нахождении его в вертикальном положении. Если локомотив или вагон накло­нены к земляному полотну, их надо предварительно по­ставить (вывесить) в вертикальное положение.

Если локомотив или вагон при сходе имеет одну тележку на рельсах, то перед подъемкой этот конец подвижного состава должен быть закреплен (подложенными тормозными башмака­ми или деревянными клиньями под обе стороны каждого ко­леса) от возможного перемещения.

Поднимаемый гидроустановкой локомотив или вагон должен быть освобожден от посторонних предметов (шпал, кусков рельсов и т. п.), а также от сочленения с соседним подвижным составом. Точка опоры штока домкрата должна быть выбрана на локомотиве или вагоне с таким расчетом, чтобы во время подъемки не произошло их опрокидывания. Между опорной поверхностью рамы подвижного состава, штоком домкрата и его подошвой обязательно устанавливают прокладки, как правило, из фанеры. Указанные меры предосторожности являются обя­зательными и должны каждый раз контролироваться руково­дителем работ.

Для подбора гидроустановки, поднимающей одну сторону локомотива (вагона), производится расчет нагрузки на домкрат. Примерная нагрузка на домкраты определяется по формуле:

В = Р • l / L,

где В – нагрузка, приходящаяся на домкрат, т;

Р – масса единицы подвижного состава, т;

L – длина единицы подвижного состава, м;

l – половина длины поднимаемой единицы подвижного состава, м.

Принимаем данные из табл. 7.1.

B = 180 • 10,75/21,5 = 90 т.

Таблица 7.2 – Технические характеристики гидравлических грузовых домкратов

Модель

г/п, т

Ход што-ка,

мм

Рабо-чий объем масла, см3

d, мм

Габариты, мм (BxLxH)

Мас-са, кг

Рекоменду-емый насос

ДГ5П200

5

200

140

22

45х112х270

3,3

НРГ-7007

ДГ10П200

10

200

305

49

62х120х297

6,3

НРГ-7010

ДГ20П200

20

200

662

68

88х155х310

13,3

НРГ-7020

ДГ30П200

30

200

880

78

105х172х322

18,3

НРГ-7020

ДГ50П150

50

150

1063

98

128х195х317

27,3

НРГ-7020

ДГ50П200

50

200

1420

98

128х195х367

32,3

НРГ-7020

ДГ100П100

100

100

1430

118

185х252х307

58

НРГ-7020

ДГ100П150

100

150

2145

118

185x252х307

65

НРГ-7035

ДГ200П150

200

150

4250

130

242х322х385

110

НРГ-7080

ДГ400П250

400

250

12300

160

330х410х572

300

НРГ-7160

По рассчитанной нагрузке В подобрали домкрат ДГ100П100 (по таблице 7.2).

Рисунок 7.7 – Технологической карта подъёмки локомотива, сошедшего с рельсов двумя тележками, с помощью гидроустановки

    1. Выбор накаточных средств для подъёмки подвижного состава на железнодорожный путь

В о всех случаях, когда при сходе с рельсов тележки подвижного состава не вышли из конструктивного сочленения с рамой, а также не развернулись по отношению к оси пути, наиболее приемлемым способом постановки на рельсы является накатывание подвижного состава с помощью накаточных башмаков.

Рисунок 7.8 – Накатные башмаки стальные

Накатные башмаки стальные применяются для накатывания подвижного состава, в том числе и груженого, отошедшего от рельсов на расстояние до 300 мм.

Р исунок 7.9 – Стыковые башмаки

Стыковые башмаки из всех видов накаточных башмаков являются более эффективными и надежными в работе. С их помощью можно накатывать все типы подвижного состава на кривых и прямых участках пути.

Р исунок 7.10 – Специальные (крестовинные) накаточные башмаки

С пециальные (крестовинные) накаточные башмаки применяют для накатывания сошедшего подвижного состава в пределах стрелочного перевода. Они устанавливаются и закрепляются и закрепляются между рамным рельсом и остряком.

Рисунок 7.11 – Унифицированные титановые накаточные башмаки

Унифицированные титановые накаточные башмаки легко переносятся с места на место установки. Клиновые крепления позволяют в кратчайшие сроки установить эти башмаки.

Принимаем накаточный башмак типа универсальный титановый.

Накатывание груженого вагона, сошедшего с рельсов одной тележкой, развернутой под углом относительно оси пути.

Технические средства: накаточные (титановые) унифициро­ванные башмаки (одна пара), тяговый трос диаметром 43 мм с петлями на концах.

Технология накатывания: осмотр места схода; доставка обо­рудования, приспособлений, инструмента; установка накаточных башмаков; строповка концами тягового троса петлями к буксе и автосцепке вагона, а средней частью троса — к авто­сцепке локомотива; подтягивание вагона к накаточным башма­кам с одновременным выравниванием тележки; снятие троса с буксы тележки и его строповка за автосцепку локомотива; накатывание вагона; разборка крепления, снятие накаточных башмаков и троса; доставка и погрузка их в вагон.

Рисунок 7.12 – График зависимости тягового усилия F от массы единицы подвижного состава Q

При перемещении без резания грунта при отсутствии дополнительных сопротивлений (график 4) тяговое усилие будет составлять 134 т.

По тяговому усилию выбираем тяговое средство - бульдозер D-11N/R.

Вывод: для восстановления прерванного движения при сходе подвижного состава с пути требуется: домкрат типа ДГ100П100, универсальные титановые накаточные башмаки и тяговое средство – бульдозер D-11N/R.