logo
DP - тарас

Роль свободного ценообразования для развития генерирующих компаний

Традиционной моделью организации электроэнергетики, широко применявшейся в различных странах до начала 90-х годов прошлого века, была так называемая индустриальная (технологическая) модель, основанная на энергообъединениях с вертикально интегрированной структурой. Суть подобной схемы заключается в том, что в рамках одной энергокомпании осуществляется централизованное хозяйственное и оперативно-технологическое управление всеми стадиями процесса энергоснабжения в данном регионе (стране): производством, передачей и сбытом. Такая компания получает статус естественной монополии, за ней закрепляется определенная территория обслуживания, на которой исключается деятельность других поставщиков. При этом качество услуг монополиста и цены на энергию жестко контролируются и регулируются специальными государственными органами на национальном и региональном уровнях[2].

Вертикально интегрированные структуры в электроэнергетике имеют ряд преимуществ:

В числе недостатков вертикально интегрированной структуры обычно называют следующие:

К концу XX в. в большинстве развитых стран была осознана необходимость кардинальных изменений принципов организации электроэнергетики на основе рыночных преобразований. Этому способствовали следующие предпосылки:

Общая для всех стратегия реформ заключается в либерализации электроэнергетических рынков: переходе от закрытого, монопольного рынка к открытому, конкурентному рынку энергии и мощности.

При этом обеспечение свободной конкуренции между производителями и продавцами электроэнергии рассматривается в качестве базового условия для осуществления двух важнейших целей преобразований:

Для электроэнергетики характерны следующие виды и формы конкуренции.

Прямая конкуренция:

Косвенная конкуренция (в сфере энергопотребления):

Необходимым условием обеспечения эффективной конкуренции являются избыточные генерирующие мощности, а также соответствующая им пропускная способность электрической сети. Причем интенсивность конкуренции повышается с ростом количества производителей (поставщиков) энергии на данном рынке. Увеличения числа конкурирующих участников энергетического рынка можно достигнуть путем дезинтеграции и разделения крупных компаний-монополистов, создания независимых (функциональных) компаний в сферах генерирования, транспорта, распределения и сбыта энергии, а кроме того, за счет привлечения на рынок новых, независимых производителей.

Считается, что конкуренция тогда максимально эффективна, когда она одновременно существует в сфере как генерирования, так и сбыта (торговле). Хотя потребитель может получить электроэнергию только от сетей местной распределительной компании, купить ее в принципе он может у любого продавца. Для этого необходимо, чтобы функция энергоснабжения (обеспечения физических поставок энергии) и функция продажи электроэнергии были разделены, а все субъекты рынка получили свободный доступ к электросети [2].

Функционирование конкурентной среды обеспечивается прежде всего механизмом рыночного ценообразования в сфере генерирования энергии. Создание такого механизма требует, во-первых, выделения функции производства энергии в самостоятельный вид бизнеса и, во-вторых, дерегулирования тарифов и инвестиционной деятельности производителей энергии. Цена генерирования будет устанавливаться только на основе баланса спроса и предложения на энергетическом рынке. Такой подход стимулирует снижение издержек производства и привлечение инвестиций в электроэнергетику. При этом инвестиционный риск целиком ложится на производителя, но и вся прибыль достается ему (она ограничивается только ценой конкурентного рынка, а не решениями регулирующих органов).

Конкурентоспособность энергокомпании на рынке электроэнергии будет определяться тремя основными факторами:

Для открытия электроэнергетических рынков необходимы следующие действия:

В результате либерализации электроэнергетических рынков увеличивается число участников рынка и изменяется их состав. На оптовый рынок выходят отдельные крупные потребители, независимые производители электроэнергии, появляются брокеры, связывающие производителей и потребителей, и перепродавцы, не владеющие энергоустановками [1].

Рыночные отношения распространяются на уровни краткосрочного планирования и оперативного управления. Формируются новые структуры – технологический и коммерческий операторы рынка. Создаются электроэнергетические биржи, способствующие корректировке планов оптового обмена электроэнергией и мощностью на уровнях средне- и краткосрочного планирования. Оптовый рынок разделяется на контрактный и оперативный с новым порядком ценообразования на последнем.

Следует подчеркнуть, что при либерализации электроэнергетических рынков и формировании конкурентной среды первостепенное значение имеет учет фактора надежности энергоснабжения. Недопустимо, чтобы коммерческие цели продавцов приводили к игнорированию вопросов надежности на конкурентных рынках электроэнергии. Речь идет о своевременном и качественном проведении ремонтов оборудования, содержании резервов мощности, скоординированном развитии электростанций, электрических и тепловых сетей, предотвращении перегрузок линий электропередачи. Это должно обеспечиваться с помощью государственного регулирования конкурентных рынков (особенно на этапе их становления).

Государственные регулирующие и антимонопольные органы должны вести регулярный мониторинг конкурентных энергетических рынков. Опыт зарубежных стран показывает, что нередко результатами конкуренции между энергокомпаниями бывают их слияния и поглощения в различных формах горизонтальной и вертикальной интеграции. Уже только одна угроза вхождения на рынок новых производителей энергии может спровоцировать объединение частных энергокомпаний. В конечном счете, это может привести к установлению «виртуальных монополий» с соответствующими монопольными ценами, а значит, сама идея либерализованного рынка будет дискредитирована перед потребителями энергии, которые в наибольшей степени заинтересованы в эффективной конкуренции [1].