Автомобильная промышленность России
Крупнейшие российские предприятия автомобильной промышленности:
АвтоВАЗ — крупнейший производитель легковых автомобилей в Восточной Европе[31]
КАМАЗ — находится на 11 месте в мире среди производителей тяжёлых грузовиков[32]
Группа ГАЗ: (ООО «Павловский автобусный завод»(ПАЗ), ОАО «Голицынский автобусный завод» (ГолАЗ), ОАО «Саранский завод автосамосвалов», ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод), ООО «Ликинский автобусный завод»(ЛиАЗ), ООО «КАВЗ», ОАО «Автомобильный завод Урал», ОАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей», ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», ОАО «Ульяновский моторный завод», ООО «Канашский автоагрегатный завод»)
Соллерс
Завод имени Лихачёва
По итогам 2008 года в России было произведено 1,471 млн легковых автомобилей и 256 тыс. грузовых автомобилей[33]. В том же году из России было экспортировано 132 тыс. легковых и 45 тыс. грузовых автомобилей на общую сумму 1,7 млрд долларов[34].
В период с 2000 по 2010 годы в РФ было открыто несколько десятков автомобильных заводов, выпускающих автомобили под марками известных производителей, среди которых Volkswagen, Skoda, BMW, Ford, Renault, Toyota, Chevrolet, Автомобильный альянс Peugeot-Citroen-Mitsubishi, Nissan, Opel, Kia, Volvo Truck и некоторые другие. Мощности заводов рассчитаны на производство, начиная от от крупноузловой до мелкоузловой сборки, включая Completely Knocked Down (CKD) сборку с высокой степенью локализации производства, со сваркой и окраской кузовов, и агрегатов[35][36][37][38]. Открытие новых заводов продолжается[39]
В ноябре 2009 года Renault-Nissan и ОАО «АВТОВАЗ» подписали соглашение по основным условиям реструктуризации российского автопроизводителя. Компания Renault-Nissan будет использовать производственные мощности АВТОВАЗа для удовлетворения потребности российского рынка. Протокол о сотрудничестве по рекапитализации АВТОВАЗа предусматривает финансовую помощь правительства РФ в обмен на предоставление компанией Renault своих технологий АВТОВАЗу[40]. После визита визита главы Renault-Nissan президент АвтоВАЗа на своём выступлении на 11-й научной конференции ГУ-ВШЭ указал, что, помимо прочего, завод может пользоваться технологиями альянса и сможет иметь доступ технической библиотеке концерна[41].
В феврале 2010 российский «Соллерс» и итальянский FIAT подписали меморандум о создании в России глобального альянса по производству пассажирских автомобилей и внедорожников. Общие инвестиции в проект — 2,4 млрд евро. Российское правительство готово оказать финансовую поддержку, если степень локализации производства составит 50 %. Согласно планам, к 2016 году СП планирует выпускать до 500 тыс. автомобилей в год, как минимум каждый десятый должен идти на экспорт. За четыре года «Соллерс» уже инвестировал в развитие производства FIAT в России 600 млн долларов[42].
В начале 2010 года Два российских автогиганта — ОАО «АвтоВАЗ» и SOLLERS (ОАО «Соллерс») — подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве по развитию конкурентоспособной компонентной базы поставщиков Стоит отметить, что рынки отреагировали на сообщение о партнерстве АвтоВАЗа и SOLLERS существенным ростом котировок[43].
При рассмотрении стратегии развития российского автопрома, Правительством РФ в марте 2010 будет рассмотрен вопрос о принципах сотрудничества с иностранными компаниями. Одним из основных принципов работы будет расширение локализации производства в России[44].
Немецкий автомобильный концерн Daimler AG приобрел 10 % акций российского производителя грузовиков ОАО «КАМАЗ». Соответствующее соглашение о стратегическом партнерстве в 2009 году подписали Daimler, ГК «Ростехнологии», «Тройка-Диалог» и ОАО «КАМАЗ». Согласно подписанному соглашению о партнерстве, КАМАЗ и Daimler намерены сотрудничать в сфере совместных проектов и обмена технологиями [45].
В марте 2010 года концерн Daimler завершил сделку по увеличению доли в КАМАЗе с 10 % до 11 %[46].
Председатель совета директоров КАМАЗа Сергей Чемезов также отметил, что к 2018 г. немецкая компания может довести свою долю в ОАО «КАМАЗ» до контрольной[47].
По сообщению глава Счетной палаты Сергея Степашина, Белорусские МАЗ и БелАЗ могут объединиться с КамАЗом в единый холдинг под началом «Ростехнологий»[48].
По сообщению РБК, Министерство промышленности и торговли РФ оценивает совокупные затраты по стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2020 г. в размере 1,2-1,8 трлн руб. Из указанной выше суммы на развитие автопрома около 630 млрд руб. придется на долю российских игроков рынка. В частности, 330 млрд руб. будет направлено на проекты модернизации производства, 100 млрд руб. планируется направить на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (в том числе на разработку новых моделей — 24 млрд руб.), а 190 млрд руб. вложить в развитие компонентной базы[49].
20) Химия органического синтеза представлена производством синтетических смол и пластмасс (Екатеринбург, Уфа, Салават, Нижний Тагил), синтетического каучука (Стерлитамак, Чайковский), шин (Екатеринбург) и другой продукции. Эта отрасль использует как местные, так и поступающие из Западной Сибири нефть и газ. Предприятия нефтехимии могут сочетаться с нефтепереработкой, а могут быть самостоятельными: "Пермнефтеоргсинтез", "Салаватнефтеоргсинтез" и др.
Химическая промышленность имеет типичные для Урала проблемы: чрезмерную концентрацию производства, недостаток воды, дефицит топливно-энергетических ресурсов.
Химия органического синтеза
Химия органического синтеза имеет три стадии производства:
1) производство исходных продуктов органического синтеза (органических кислот, спиртов и др.);
2) производство полимеров (синтетического каучука, химических волокон, пластмасс и синтетических смол);
3) переработка полимеров (выпуск шин, пластмассовых изделий и др.). Первоначально органический синтез осуществлялся на основе
использования угля, древесного и сельскохозяйственного сырья. В настоящее время основное сырье – продукты переработки нефти и в значительно меньшей степени газ. Поэтому главные центры производства исходных продуктов органического синтеза обычно связаны с нефтеперерабатывающими заводами. Это Нижнекамск в Татарстане, Уфа в Башкортостане, Самара и Новокуйбышевск в Самарской области, Саратов, Волгоград, Нижний Новгород и Дзержинск в Нижегородской области. Вследствие большого значения нефтяного сырья в настоящее время вся химическая отрасль иногда называется химической и нефтехимической промышленностью.
Соответственно синтетический каучук первоначально (в 1930-е годы) производился из спирта, который получали из сельскохозяйственного сырья. Поэтому заводы размещались в сельскохозяйственных районах: в Воронеже, Казани, Ефремове (Тульская область), Тольятти (Самарская область), Ярославле. В Красноярске каучук выпускали на основе переработки древесного спирта. Но в настоящее время сырьем являются продукты переработки нефти. Поэтому новые центры возникли около НПЗ: в Омске, Нижнекамске (Республика Татарстан), Волжском (Волгоградская область).
При производстве шин главными факторами размещения предприятий являются или сырьевой (т.е. вблизи производства синтетического каучука), или потребительский (т.е. крупные города и центры автомобилестроения). Шинные заводы расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Волжском, Екатеринбурге, Кирове, Томске, Барнауле, Красноярске. В Ярославле, Омске и Нижнекамске сложились взаимосвязанные комплексы предприятий по переработке нефти, производству каучука и шин. Нижнекамск является главным центром, на который приходится около 30% выпуска шин в России.
21) Основная химия производит соли, кислоты, щелочи. Наиболее масштабным является производство минеральных удобрений. В России оно сконцентрировано в Уральском районе (Пермский край), где выпускают 40% удобрений – в основном калийные, но также немного фосфатных и азотных удобрений. Наиболее проста территориальная организация производства калийных удобрений. Их выпускают только около месторождений. В России это города Соликамск и Березники в Пермской области.
Производство фосфатных удобрений из апатитов приближено к потребителям продукции, поскольку апатитовые концентраты из Мурманской области перевозить выгоднее, чем готовые удобрения. Центрами производства являются города Волхов (Ленинградская область), Уварово (Тамбовская область), Балаково (Саратовская область), Россошь (Воронежская область). В Свердловской области (Красноуральск) выпуск удобрений основан на использовании сернистых газов – отходов цветной металлургии, поскольку в процессе производства удобрений необходима серная кислота. Производство фосфатных удобрений из фосфоритов размещается вблизи сырья, т.е. месторождений фосфоритов.
Главными центрами являются города Воскресенск (Московская область) и Кингисепп (Ленинградская область).
Различные виды сырья могут использоваться при производстве азотных удобрений. Наиболее распространенное в настоящее время – природный газ. В этом случае центры производства располагаются в районах потребления на линиях газопроводов. Это города Невинномысск (Ставропольский край), Тольятти (Самарская область), Новомосковск и Щекино (Тульская область), Кирово-Чепецк (Кировская область), Дзержинск (Нижегородская область), Великий Новгород, поселок Верхнеднепровский (Смоленская область). До массового применения природного газа главным сырьем для производства азотных удобрений служил коксовый газ – отходы черной металлургии. Поэтому производство азотных удобрений сложилось в некоторых металлургических центрах и местах коксования угля: Череповце (Вологодская область), Липецке, Нижнем Тагиле (Свердловская область), Кемерово. Кроме того, для производства азотных удобрений могут использоваться отходы нефтепереработки. Тогда производство размещается около НПЗ – это города Салават (Республика Башкортостан) и Ангарск (Иркутская область).
Производство серной кислоты как малотранспортабельного продукта привязано преимущественно к потребителям, главным из которых является промышленность фосфатных удобрений. Поэтому центры производства удобрений и кислоты часто совпадают: города Кингисепп, Балаково, Воскресенск. Но в тех случаях, когда серу улавливают из нетранспортабельных сернистых газов (отходов цветной металлургии), производство находится в соответствующих центрах: Мончегорске в Мурманской области, Красноуральске и Ревде в Свердловской области, Дальнегорске в Приморском крае и др.
- 18) Чёрная металлургия служит основой развития машиностроения (одна треть отлитого металла из доменной печи , идёт в машиностроение) и строительства (1/4 металла идёт в строительство).
- 19) Объём продукции в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 822 млрд рублей (2009 г.), в том числе в:[1]
- Судостроение России
- Автомобильная промышленность России
- 22) Лесная промышленность
- 38) Товарная структура импорта российской федерации (в фактически действовавших ценах)