6. Виды рынков товаров и услуг их элементы и показатели.
Рынок услуг
Рынок услуг — это специфический рынок продажи или покупки различных видов услуг, который служит удовлетворения потребностей людей.
Рынок услуг базируется на быстрорастущем третичном секторе экономики. В валовом внутреннем продукте мира (36,4 трлн долл. в 2003 г.) на услугиприходилось 68%.
В развитых странах на рынке услуг доминируют услуги образования, здравоохранения, культуры и искусства, связи и информации, жилищно-коммунальные, финансовые, а в развивающихся странах преобладают традиционные услуги — транспортные, услуги торговли и общественного питания.
Для рынка услуг характерно то, что услуги в основном должны потребляться на месте их производства и поэтому здесь мало места посредничеству между производителями и потребителями услуг. Другая характерная черта ряда рынков услуг — бесплатность многих из них для потребителей (например, начального, среднего и значительной части высшего образования), так как ряд услуг считается социально значимыми и оплачивается из государственного и муниципального бюджетов.
Рынок товаров
Рынок товаров делится на рынки следующих товаров:
потребительских и инвестиционных товаров;
сырьевых товаров и готовых изделий.
Рынок потребительских товаров характеризуется прежде всего массовостью производства и сбыта этих товаров. Другой важный момент — рост доли товаров длительного пользования, т.е. тех, которые используются в течение долгого времени, обычно в течение нескольких лет (дома, легковые автомобили и др.).
Рынок инвестиционных товаров характерен тем, что на нем товары покупаются в основном фирмами, а не домашними хозяйствами. При этом нередко количество покупателей и продавцов немногочисленно (например, на рынке магистральных самолетов).
На рынке сырьевых товаров идет торговля прежде всего сельскохозяйственным сырьем и продовольствием, промышленным сырьем, а также энергоносителями и энергией. Сравнительно небольшое разнообразие этих товаров позволяет организовать биржевую торговлю многими из них в отдельных странах и в мире в целом (например, на Лондонской бирже металлов). Значение торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием в мире постепенно уменьшается, значение торговли энергоносителями и энергией сохраняется.
Рынок готовых изделий в целом растет быстрее сырьевого рынка. Готовые изделия доминируют во внутренней торговле большинства стран, а также в мировой торговле товарами.
Классификация товарных рынков
Для успешной организации коммерческой деятельности необходимо знать, на каком типе рынка функционируетторговое предприятие, так как от этого зависят способы ведения коммерческой работы и методы продвижения товара.
Товарные рынки разнообразны. Классифицируются они по нескольким признакам.
По территориальному признаку выделяют:
внутренний - сфера товарного обмена, ограниченная государственными границами, в том числе:
местный (локальный) — охватывает территориальную единицу (город, область, край) и учитывает особенности региона (колхозный, кооперативный),
региональный (внутри страны) — Северного Кавказа или по группе стран — стран Восточной Азии;
национальный (на территории государства, где действует национальная денежная единица и законы этого государства) — в отличие от внутреннего включает в себя экспортно-импортные операции, т.е. внутриторговые и внешнеторговые операции;
мировой рынок (все мировое экономическое пространство), т.е. совокупность национальных рынков, включая внутреннюю торговлю.
По организационной структуре выделяют:
внешний рынок, в том числе:
открытый — обычная коммерческая деятельность, где число независимых продавцов и покупателей неограниченно. Для них характерно заключение сделок, так как коммерческие отношения создают неустойчивость отношений между ними,
закрытый — это товарный рынок, где взаимодействуют продавцы и покупатели. Их связывают различные виды некоммерческих отношений: юридические, административные, система долевого участия и финансового контроля, специальные торгово-экономические, валютно-кредитные, военно-политические и другие договоры, не носящие коммерческого характера,
преференциальный — включает сделки по долгосрочным контрактам, а также торговлю со слаборазвитыми странами по специальным соглашениям, предусматривающим льготы;
внутренний рынок, в том числе:
оптовый,
розничный.
- 3.Характеристика видов организационно-правовых форм предприятий общественного питания.
- 4.Трудовые, материальные и финансовые ресурсы.
- 5.Экономические показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия общественного питания.
- 6. Виды рынков товаров и услуг их элементы и показатели.
- 7. Роль предприятий общественного питания в рыночной экономике.
- 8.Деятельность предприятий общественного питания на рынке в условиях жесткой конкуренции.
- 9. Оценка эффективности работы предприятий общественного питания и пути ее увеличения, как фактор повышения конкурентоспособности на рынке.
- 10. Государственное регулирование деятельности предприятий общественного питания в условиях рыночной экономики.
- 11. Основные фонды предприятия.
- 12. Физический и моральный износ.
- 13. Способы оценки стоимости основных фондов предприятия.
- 14. Анализ использования основных фондов.
- 15. Простое и расширенное воспроизводство основных фондов.
- 16. Амортизация основных фондов.
- 17. Оборотные средства, понятие, назначение, классификация, состав и структура, показатели.
- 18. Определение потребности в оборотных средствах.
- 19. Расчет показателей эффективного использования оборотных средств.
- 20. Расчет норматива оборотных средств по основным видам.
- 21. Оценка эффективности использования оборотных средств предприятия.
- 22. Персонал предприятия общественного питания: понятия, назначение, структура.