logo
Экономика предприятия

4. Планирование деятельности предприятия

Планирование – это функция управления, представляющая собой способ объединения усилий членов организации для достижения ее общих целей. Планирование деятельности предприятия предполагает установление стратегических и тактических целей развития бизнеса и мероприятий (средств) по их достижению.

Методы предплановой работы и планирования

- Статистический метод – основан на анализе статистических данных о развитии отрасли и международных сравнениях.

- Метод экспертных оценок – основан на мнении группы экспертов в данной области науки или производства.

- Математическое моделирование – заключается в построении математических моделей различных производственных процессов и выявлении условий их оптимизации.

- Системный анализ – основан на анализе взаимоотношений производства как сложной системы с внешней средой.

- SWOT-анализ – основан на анализе соотношения сильных и слабых сторон организации с возможностями и угрозами внешней среды.

- Метод экономического анализа – основан на расчетах, отражающих динамические и структурные изменения в организации, позволяет выявить факторы, повлиявшие на эти процессы.

- Бюджетирование и консолизация – заключается в разработке бюджетов подразделений организации с последующим объединением их в финансовый план (бюджет) организации.

- Балансовый метод – заключается в разработке балансов, отражающих необходимость и источники поступления различных ресурсов (финансовых, трудовых, материальных).

- Сетевое планирование – заключается в графическом поэтапном отображении планируемых процессов.

- Нормативный метод – основан на использовании в планировании норм и нормативов.

- Программно-целевой метод – заключается в детальной проработке целевого направления.

Основные задачи планирования:

  1. Выбор целей и оптимальной долгосрочной стратегии, обеспечивающей выпуск конкурентоспособной продукции.

  2. Увязка целей и средств их достижения по определенным этапам на весь плановый период.

  3. Эффективное использование всех видов ресурсов: финансовых, трудовых, производственных, интеллектуальных, информационных.

  4. Организация взаимодействия всех подразделений предприятия с целью обеспечения выпуска и реализации указанных объемов продукции определенного качества в указанные сроки.

  5. Контроль за исполнением планов.

Классификация планов:

- по времени: долгосрочные (на 10-15 лет), среднесрочные (на 3-5 лет), краткосрочные (на 1 год с разбивкой по кварталам), оперативно-календарные (от 1 смены до 1 месяца);

- по уровням управления: планы холдинга, предприятия, структурного подразделения, конкретного исполнителя;

- по степени охвата: частные – охватывающие определенные сферы деятельности, общие – охватывающие деятельность всего предприятия;

- по предмету планирования: целевое (определение целей); планирование средств (материальных, финансовых и др. ресурсов); программное планирование (программы производства и реализации); планирование действий (специальные продажи, маркетинг и др.).

- по функциям назначения: стратегический план, инвестиционный проект, финансовый план, бизнес-план, план материально-технического снабжения, план по новой технике и др.

Последовательность разработки краткосрочного текущего плана предприятия (плана производственно-хозяйственной деятельности)

    1. Уточнение параметров стратегического плана по производству и реализации продукции.

    2. Разработка прогноза продаж (сбыта) в натуральном и стоимостном выражении по рыночным ценам.

    3. Утверждение технологии, планирование операций (основных, вспомогательных, обслуживающих), расчет баланса производственной мощности.

    4. Определение норм расхода на единицу продукции по сырью, материалам, топливу, энергии, трудовым затратам и проч. в натуральном измерении.

    5. Установление тарифов, цен, расценок в денежном измерении.

    6. Калькулирование удельных издержек с учетом косвенных расходов.

    7. Сравнение удельных издержек с ценами, отраженными в прогнозе продаж.

    8. а) Если сравнение удельных издержек с рыночными ценами свидетельствует об эффективности производственно-хозяйственной деятельности, то план дорабатывается по всем позициям и утверждается.

б) Если удельные издержки превышают рыночные цены, то необходима корректировка технологии производства (п.п. 3-8).

Структура краткосрочного текущего плана предприятия (плана производственно-хозяйственной деятельности)

  1. План маркетинга.

  2. Баланс производственной мощности.

  3. План по новой технике и капитальным вложениям.

  4. План производства и реализации продукции.

  5. План материально-технического обеспечения.

  6. План по персоналу и заработной плате.

  7. Смета затрат на производство и реализацию продукции.

  8. Финансовый план.

Оперативно-календарное планирование включает:

  1. Детализацию текущего плана и доведение его до каждого цеха, отдела, участка, бригады, рабочего. Планы, графики и задания при этом составляются на месяц, декаду, неделю, сутки, смену, час.

  2. Организацию схемы доставки на рабочие места материалов, заготовок, инструментов, вывоза готовой продукции, отходов производства, обеспечения исправности оборудования, подачу энергии, топлива, организацию контроля качества.

  3. Обеспечение сплошного контроля за ходом производства, оперативное устранение неполадок и сбоев на каждом рабочем месте.

Пути повышения качества планирования:

  1. Проведение в необходимом объеме всех видов предплановой работы и, в частности, разработка многовариантных прогнозов.

  2. Применение при разработке планов современных принципов и методов планирования.

  3. Соблюдение необходимой логики разработки планов: стратегический план – долгосрочный план – среднесрочный план – краткосрочный план – оперативный план.

  4. Учет требований рынка при планировании производства и реализации продукции.

  5. Разработка производственной программы с учетом современных достижений научно-технического прогресса (высокопроизводительной техники, автоматизации, новых технологий).

  6. Нацеленность планов на эффективное использование всех видов ресурсов.