1.2 Система торговых отношений в газовой отрасли России
Отношения по поставкам газа, помимо стандартных норм гражданского права, регулируются ФЗ NQ69 от 31.03.1999 г. «О газоснабжении в РФ» и правилами поставки газа, утвержденными постановлением Правительства РФ от 5.02.1998 г. NQ162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации».
Правилами поставки газа в РФ. Правила поставки газа являются документом, несколько сужающим сферу гражданско-правовых отношений и рыночных институтов и расширяющих применение административных правоотношений в рамках газового рынка и наделяя рядом функций регулирования торговли ОАО «Газпром» и ЦПДД.
В настоящее время основным нерыночным элементом системы отношений в области поставок газа является система выставления лимитов поставок газа его покупателям, величина которых слабо зависит от договорного процесса (вопросы установления лимитов поставок газа потребителям полностью находятся в ведении структур ОАО «Газпром» ), превышение лимитов штрафуется.
Кроме того, в ОАО «Газпром» существует централизованная система планирования и организации поставок газа, что существенно снижает роль рыночных факторов при формировании спроса и предложения на рынке. Организованная торговля газом (через торговые площадки), равно как и срочные сделки, на рынке отсутствуют.
Отсутствует и публичная информация о параметрах спроса и предложения и результатах сделок, рынок является в достаточной степени закрытым, - в нем преобладают отношения между ОАО «Газпром» и потребителями газа. В таких условиях участникам рынка достаточно сложно прогнозировать объемы и динамику спроса и предложения на рынке.
Долгосрочные отношения по поставкам газа на рынке также отсутствуют, что является следствием сбытовой политики дочерних структур ОАО «Газпром», заключающих договора сроком действия не более года. Между тем, долгосрочные контракты на поставку газа являются одним из потенциальных инструментов создания инвестиционных гарантий для проектов по строительству газопотребляющих производств - электростанций, металлургических, химических, нефте - и газохимических предприятий, систем теплоснабжения. Долгосрочные контракты на деле необходимы и производителям газа, вкладывающим средства в разработку новых газовых месторождений, и заинтересованным в формировании гарантированного долгосрочного рынка сбыта товара.
Нормативно-правовой базой взаимодействия с регионами являются соглашения о сотрудничестве, заключаемые между ОАО «Газпром» И администрациями (правительствами) субъектов РФ.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. СТРУКТУРА ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ
- 1.2 Система торговых отношений в газовой отрасли России
- 1.3 Распределение и продажа газа на внутреннем рынке
- 1.4 Создание рынка газа в России
- 1.4.1 Функционирование газовой отрасли России в контексте стимулирования конкуренции
- 1.4.2 Концепции либерализации рынка газа
- 3.3. Перспективные рынки сбыта российского газа и нефти.
- Глава V. Правовые основы развития единого рынка газа на территории российской федерации Статья 16. Основы создания и развития единого рынка газа
- Глава V. Правовые основы развития единого рынка газа на территории российской федерации
- Прогнозирование рынков.
- Глава 1 Российский рынок газа
- Глава 4.Прогнозирование цены на природный газ 29
- Прогнозирование развития инвестиционного рынка
- 3.3. Основные направления развития рынка газа.
- 4.1. Анализ, прогнозирование и исследование рынка
- 7.4 Разработка инструментария для анализа и долгосрочного прогнозирования развития мировой энергетики и мировых энергетических рынков