logo
Анализ и прогнозирование развития российского рынка газа

1.3 Распределение и продажа газа на внутреннем рынке

В 2003 году произошли изменения в сфере распределения и сбыта газа, осуществляемого ОАО «Газпром». С 2003 года газотранспортные подразделения ОАО «Газпром» (и головная компания) не занимаются сбытом газа: были выведены затраты на реализацию газа из оптовой цены. В 2003 году 000 «Межрегионгаз» оставил на внутренний рынок 291,0 млрд. м3, причем впервые начал реализовывать газ населению напрямую, без посредничества ГРО (из тарифов на распределение были выделены затраты на оказание сбытовых услуг). www. Gazforum.ru

Таким образом, роль ГРО сместилась от функции монопольных газоснабжающих организаций к функции региональных компаний по транспорту газа.

Это произошло при принятии правил поставки газа в РФ и положения «Об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям» N21370 от 24.11.1998 г., при развитии прямых контрактных отношений между оптовыми поставщиками - 000 «Межрегионгаз», его аффилированными структурами и непосредственными потребителями газа.

Еще в 1998-2002 годах для всех российских ГРО были установлены тарифы, а транспортировку газа как самостоятельный вид услуги. Однако, доля поставок потребителям по прямым договорам (в которых ГРО выступали исключительно как газотранспортные компании) в 2002 году достигала только 60%. Остальной газ поставлялся потребителям (в основном мелким) непосредственно ГРО по договорам газоснабжения, где ГРО выступали в качестве организации, оказывающей комплексную услугу по газоснабжению по принципу «одного окна». Только в 2003 оду все ГРО России были лишены права продажи газа непосредственно конечным потребителям (в Германии, например, около 60% ГРО не могут продавать газ конечному потребителю, из них выведены сбытовые организации). При создании ОАО «Газпромрегионгаз» появляется возможность осуществления единого управление ГРО.

Одновременно ОАО «Газпром» внедряет новую схему работы с потребителями, так как прибыль регионгазов стала формироваться из платы за снабженческо-сбытовые услуги, которая, как предполагается, до возникновения конкурентных условий в сфере реализации газа будет регулироваться государством. Покупка газа по оптовой цене и добавление к ней платы за снабженческо-сбытовые услуги к конечной цене газа составляет не более 3%. В большинстве регионов регион газы для создания собственной абонентской службы взяли за основу аналогичные подразделения ГРО.

С января 2004 года ОАО «Газпром» осуществляет продажу природного газа ООО «Межрегионгаз» для последующей реализации через 55 региональных компаний газа потребителям. В настоящее время ООО «Межрегионгаз» продолжает реализацию газа в 63 регионах России. ООО «Межрегионгаз» активно сотрудничает с компаниями-посредниками по перепродаже газа, предлагающими потребителям газ, закупаемый у НПГ, импортный центральноазиатский газ, «сверхлимитный» газ, по ценам, превышающим государственные регулируемые (действующие Правила поставки газа допускают это).