1.2 Выбор и внедрение ERP-системы
В соответствии со Словарем APICS (American Production and Inventory Control Society), термин "ERP-система" (Enterprise Resource Planning -- Управление ресурсами предприятия) может употребляться в двух значениях. Во-первых, это -- информационная система для идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета в процессе выполнения клиентских заказов. Во-вторых (в более общем контексте), это -- методология эффективного планирования и управления всеми ресурсами предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета при исполнении заказов клиентов в сферах производства, дистрибьюции и оказания услуг.
Аббревиатура ERP используется для обозначения комплексных систем управления предприятием (планирование ресурсов предприятия). Ключевой термин ERP является Enterprise - Предприятие, и только потом Resource Planning - планирование ресурсов. Истинное предназначение ERP - в интеграции всех отделов и функций компании в единую компьютерную систему, которая сможет обслужить все специфичные нужды отдельных подразделений.[4]
Внедрение корпоративной информационной системы класса ERP, по сути дела, представляет собой инвестиционный проект. Ведь средства, вложенные в покупку лицензий и оплату услуг консультантов, с течением времени приносят предприятию вполне реальные экономические выгоды.
Иначе говоря, вложенные средства должны не только окупаться, но и приносить прибыль. В то же время любому финансисту хорошо известно, что инвестиции приносят экономический эффект лишь тогда, когда они сделаны осознанно, в соответствии со стратегией развития предприятия и определенной технологией инвестирования.
Сказанное в полной мере относится к проектам внедрения информационных систем. Ни покупка лицензий, ни оплата услуг консультантов сами по себе не могут гарантировать успех проекта. Успех приходит лишь тогда, когда выбор системы сделан осознанно, а внедрение ведется по определенным правилам. К сожалению, и в мире и в России накоплен большой отрицательный опыт неудачных проектов, и главная причина неудач -- нарушение технологии внедрения.
Стратегия предприятия в области информационных технологий должна органически вписываться в общую корпоративную стратегию развития. В свою очередь, корпоративная стратегия определяется стратегическими целями компании и "критическими факторами успеха" -- областями деятельности, успех которых обеспечивает успех компании в целом.
Методика формирования IT-стратегии может сильно варьироваться, в зависимости от размера и типа предприятия. Но, тем не мене, есть определенный набор процедур, который можно считать наиболее типичным при разработке IT-стратегии. К таким процедурам относятся:
- определение текущих/перспективных целей компании и критических факторов успеха;
- оценка имеющихся на предприятии информационных систем и бизнес-процессов с точки зрения их соответствия поставленным задачам;
- обзор новых (потенциально доступных) технологических решений и оценка возможности их применения на предприятии;
- оценка имеющихся ресурсов и укрупненное технико-экономическое обоснование отдельных направлений IT-развития;
- определение приоритетов развития информационных систем компании.
Наличие IT-стратегии делает процесс развития информационных систем более осознанным и целенаправленным, а следовательно, -- более эффективным.
Выбор ERP-системы -- одно из важнейших решений о вложении инвестиций, ведь в дальнейшем выбор системы и результаты ее внедрения будут оказывать существенное влияние на деятельность предприятия. Для того чтобы выбрать ERP-систему с наибольшей объективностью, на предприятии целесообразно создать специальную экспертную комиссию (группу выбора), в состав которой войдут представители всех заинтересованных подразделений. Также желательно, чтобы именно на основе этой группы впоследствии была сформирована группа внедрения.
Выбор системы должен производиться в соответствии с определенной методологией. Главное -- максимально точно сформулировать требования к системе, подразделив все функции на обязательные, желательные и несущественные. Контакты с поставщиками программного обеспечения также требуют определенного регламентирования.
Важный момент -- выбор IT-консультантов, которые могут помочь организовать выбор системы, а затем -- реализовать ее внедрение. Несмотря на то, что общая стоимость услуг консультантов зачастую превышает стоимость лицензий на программное обеспечение, эти затраты полностью окупают себя в будущем. Ведь опыт консультантов -- это, прежде всего, опыт реализации аналогичных проектов на аналогичных предприятиях. Поэтому привлечение консультантов позволяет выполнить проект качественно, избежать дорогостоящих ошибок и обеспечить достижение поставленных целей.
Наиболее важными факторами, определяющими успех внедрения ERP-системы, являются:
- поддержка проекта со стороны высшего руководства компании, основанная на понимании целей и задач проекта;
- грамотная организация проекта;
- активное участие в проекте квалифицированных специалистов заказчика.
Для управления проектом на предприятии формируются специальные органы управления -- координационный комитет (включающий руководителей всех подразделений, охваченных проектом, и возглавляемый одним из руководителей высшего звена) и группа внедрения (команда специалистов, представляющих разные функциональные подразделения и возглавляемая менеджером проекта).
Роль менеджера проекта чрезвычайно важна: это должен быть специалист, не только хорошо понимающий цели проекта и технологию внедрения, но и обладающий достаточным авторитетом для того, чтобы скоординировать действия разных подразделений и обеспечить необходимый баланс интересов. Менеджер проекта должен обладать достаточными полномочиями в принятии решений (в части реализации проекта), а также иметь возможность оперативного согласования любых возникающих вопросов с руководителями высшего звена.
Цели проекта и существенные условия проведения работ должны быть зафиксированы в специальном документе -- Уставе проекта, а каждый этап внедрения должен тщательно планироваться. Этим достигается четкое понимание всеми участниками проекта своих функций, прав и обязанностей.
Разные проекты внедрения отличаются друг от друга по масштабу, продолжительности и количеству вовлеченных в проект людей. Как правило, проект предусматривает этап обследования, в ходе которого производится описание организационной структуры предприятия, а также существующих ("как есть") и перспективных ("как будет") бизнес-процессов. Методы непосредственного внедрения могут быть разными, в зависимости от сути и масштаба решаемых задач. В одних случаях практикуется пилотное внедрение, когда система развертывается на ограниченных участках и/или на ограниченных данных, с последующим распространением на остальные объекты. В других случаях применяется процессно-ориентированный подход, когда на всех предприятиях холдинга внедряется всего один бизнес-процес, а затем, по очереди, -- все остальные.[5]
Основой для детального плана автоматизации является стратегия автоматизации или укрупненный план, в котором указано какие процессы, какие участки к какому сроку должны быть автоматизированы. Целесообразнее всего разрабатывать этот документ во время проектирования бизнес модели, потому что в этот момент:
- "высвечиваются" реальные потребности бизнеса и легко определить, что нуждается в автоматизации;
- имеется цельное видение структуры процессов и вероятность что-то "упустить" наименьшая;
- удобно расставить приоритеты;
- удобно определить сроки запуска.
Для того, чтобы с минимальными затратами времени можно было объяснить IT-специалистам, автоматизирующим предприятие, что именно они должны сделать, стратегию автоматизации нужно преобразовать в требования к автоматизации. Это особенно необходимо, если планируется выбирать автоматизатора из нескольких IT-компаний.
О программной платформе и типовом решении (готовом программном продукте), которое будет взято за основу автоматизации, лучше подумать заранее. Зачастую бывает экономически целесообразно собственные бизнес процессы "подогнать" под схему, заложенную в типовом решении, исключив тем самым трудоемкие работы по доработке программы.
План развития бизнеса и план автоматизации составляются вместе, взаимно дополняя друг друга. [3]
- Введение
- 1. Сущность автоматизации и оценка эффективности от автоматизации
- 1.1 Сущность автоматизации
- 1.2 Выбор и внедрение ERP-системы
- 1.3 Затраты при внедрении
- 1.4 Источники экономической эффективности
- 1.5 Оценка эффективности от автоматизации
- 1.6 Причины малоэффективной автоматизации
- 1.7 Повышение эффективности
- 2. Автоматизация процесса упаковки чая
- 2.1 Базовый вариант технологического процесса "упаковка чая"
- 2.2 Автоматизация технологического процесса "упаковка чая"
- 2.2.1 Машина АК-50
- 2.2.2 Машина АК-70
- 26) Основные принципы создания сапр
- 1.4. Основные проблемы на пути механизации и автоматизации при производстве сварных конструкций
- Основные направления совершенствования функционирования цехов основного производства
- Задачи автоматизации разработки техпроцессов
- Тема 9. Планирование и совершенствование организации производства
- 2. Разработка плана совершенствования организации производства.
- 2. Основные требования к малоотходному производству и принципы его организации
- 3.6 Разработка плана совершенствования организации производства