1.5. Состояние и анализ жилищно-коммунального хозяйства
в современной России
ЖКХ – одна из крупнейших отраслей российской экономики. По данным
Минфина и Госкомстата России, расходы российского бюджета на жилищно-
коммунальное хозяйство сопоставимы с расходами на оборону и превышают
затраты на правоохранительную деятельность, госбезопасность _______и
госуправление.
В жилищно-коммунальном комплексе страны функционирует более
52000 предприятий, на которых работает 4,2 млн человек, обслуживающих
1092 города и 1872 поселка13.
Отрасль, основу которой составляет жилищный фонд страны (почти
2,9 млрд кв. м), имеет очень высокий удельный вес в основных фондах всей
экономики. Доля ЖКХ в основных фондах народного хозяйства составляет
24%. Это третий показатель, лишь немного уступающий транспорту (29,5%) и
промышленности (27,4%).
Проблемы ЖКХ – одни из самых чувствительных для населения страны.
Как и вся экономика страны, жилищно-коммунальная сфера значительно
деградировала в последние годы. Для ее поддержания в рабочем состоянии
сегодня требуется все больше средств. Тем не менее, в настоящее время более
двух третей из 52 тысяч предприятий, обслуживающих жилищно-
коммунальный комплекс, находятся на грани банкротства.
13 http://www. gks.ru/
33
Расход условного топлива на отопление 1 кв. м втрое больше, чем в
Норвегии и на севере Канады. Потребление воды – за счет потерь – выше в два
раза14. Согласно официальным данным Росстата, с 1993 по 2005 год стоимость
жилищно-коммунальных услуг увеличилась в 12 900 раз, а средняя зарплата -
лишь в 1140 раз.
Основные фонды теплоснабжения сегодня изношены на 60%,
электроснабжения – на 70%. В целом по России физический износ котельных
составляет 54,5%, водопровода – 65,3%, канализации – 62,5%, теплотрасс –
62,8%, трансформаторных подстанций – 57%, электросетей – 58,1%. Потери
воды и тепла в трубопроводах и теплосетях составляют от 20% до 40%.
Количество аварий на 100 км сетей увеличилось с 15-20 в середине 90-х годов
до 70 на сетях водоснабжения и канализации, до 200 – на сетях
теплоснабжения, потери тепла от станции до потребителя составляют
30 процентов. Около 30% основных фондов жилищно-коммунального
хозяйства уже полностью отслужили нормативные сроки. Только на
модернизацию сетей и генерирующих мощностей теплоснабжения РФ, по
оценкам Госстроя, сегодня необходимо около полутриллиона рублей.
В ЖКХ имеется около 200 тысяч котельных, потребляющих около
90 миллионов тонн условного топлива в год15. Сегодня в России в ветхих и
аварийных домах проживает почти три миллиона человек. Общая площадь
ветхого и аварийного жилья в России составляет 92 млн кв. метров. При этом с
1997 по настоящее время количество ветхого и аварийного жилья увеличилось
более чем вдвое.
После инвентаризации основных фондов, которую провел Госстрой,
выяснилось, что около 11% жилищного фонда (300 млн кв. м) нуждается в
неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир
для посемейного проживания, 9% (250 млн кв. м) нуждаются в реконструкции,
14 Черняк В. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства // Жилищный национальный
приоритет: проблемы, решения, эффективность : сборник трудов. – М., 2006. – С. 88-89.
15 Там же. – С. 89.
34
3,2% жилищного фонда страны (88,7 млн кв. м) фактически непригодны для
проживания и подлежат сносу.
Жилье является важнейшим элементом семейной собственности,
определяющим фактором имущественного статуса семьи. В настоящий момент
в нашей стране в условиях обесценивания сбережений, жилье для многих семей
осталось единственно-ценным имуществом, стоимость которого тесно связана с
уровнем комфортности и наличием коммунальных удобств.
Создание комфортных условий проживания и качество предоставляемых
коммунальных услуг выявляется как потребность каждого человека в
отдельности и общества в целом. Отсюда и возникает необходимость в
реформировании системы ЖКХ, переход на совершенно другой уровень
взаимоотношений.
Так как ЖКХ во многом определяет социально-экономический потенциал
территорий, их инвестиционную привлекательность, то качество жизни
населения должно быть неразрывно связано с наличием благоустроенного
жилья.
Жилищный фонд России составляет 2,95 млрд кв. м общей площади16.
Средний уровень обеспеченности населения общей площадью, в расчете на
одного жителя России, в 3-5 раз ниже, чем в странах с развитой рыночной
экономикой. В результате проводимой политики приватизации жилья
гражданами произошли изменения в структуре собственности жилищного
фонда, формирования рынков жилья. Доля частного жилищного фонда по
Российской Федерации с 33% в 1990 году увеличился до 77,1% в 2006 году, на
долю государственного и муниципального жилищного фонда приходится
22,9%17.
Вместе с тем обеспеченность населения жильем остается низкой и имеет
заметные различия по регионам страны.
16 Фатахетдинова А. И. Текущая тарифная политика в регионах // ЖКХ. – 2006. – №12. –
С. 8.
17 Там же. – С. 8.
35
Если в среднем по России показатель обеспеченности жильем на одного
жителя на конец 2004 года равнялся 19,7 кв. м, в Мурманской области –
22,3 кв. м, в Псковской области – 23,0 кв. м., то, например, в республике Тыва –
12,6 кв. м, республике Ингушетия – 6,4 кв. м. (то есть ниже социальной нормы
жилья), в Ульяновской области – 21,1 кв. м, в Московской области –
24,0 кв. м18.
Лишь в Москве и некоторых других городах обеспеченность жильем
благодаря новому жилищному строительству увеличилась.
Таким образом, имеется дефицит жилья. Актуальность проблемы
обеспечения семей жильем связана, прежде всего:
– со значительным сокращением ввода нового жилья и его бесплатным
предоставлением;
– низким уровнем доходов основной массы семей;
– ростом тарифов на жилье и жилищно-коммунальные услуги;
– необходимостью капитального ремонта жилищ и его проведением в
условиях обесценивания накопленных для этого фондов;
– необходимостью срочного решения жилищных проблем семей,
оказавшихся в экстремальных условиях (беженцы, вынужденные переселенцы,
бомжи, военнослужащие и их семьи).
В 2005 году в очереди на получение жилья по РФ насчитывалось 3,3 млн
семей, а улучшили свои жилищные условия 151 тыс. семей, т. е. 4%
очередников. Ситуация не изменилась до настоящего времени.
Характерной особенностью современного социально-экономического положения в
России является глубокое расслоение населения по уровню доходов и, соответственно,
по потреблению материальных благ, в том числе и в жилищно-коммунальной сфере.
На первичном рынке жилья цена за 1 м. в среднем по Ульяновской области в
2006 году составила 12,1 тыс. рублей19, а на вторичном рынке – 12,3 тыс. рублей.
18 Регионы России. Госкомстат России. – М., 2001. – Том 2. – С. 112.
19 По данным материала Гендиректора АИЖК Александра Семеняка – О ценах на жилье //
Прямые инвестиции. – №8. – 2006. – С. 90.
36
Это говорит о том, что цена первичного рынка меньше цены вторичного.
В целом, ценовая динамика последних месяцев указывает на закрепление
существующих, на рынке тенденций. Это, в свою очередь, делает возможность
снижения цен в ближайшей перспективе маловероятной. Аналогичная
ситуация складывается на всей территории России. Большинство семей не
могут приобретать жилье по таким ценам. По данным министерства труда и
социального обеспечения почти 35,8 миллионов человек в России имеют
доходы ниже прожиточного минимума.
Важной проблемой остается недостаточная оснащенность жилья, его
качество. Около 20% городского жилищного фонда неблагоустроенно, а в
малых городах каждый второй дом не имеет инженерного обеспечения. Более
300 млн кв. м (11%) жилищного фонда нуждаются в неотложном капитальном
ремонте и переоборудовании коммунальных квартир в отдельные, 250 млн кв. м
(9%) – в реконструкции. При ежегодном нормативе 4-5% в среднем капитально
ремонтируются лишь 25,5 млн кв. м, или 0,9%. Объем ветхого и аварийного
жилья в период с 2002 по 2007 год увеличился с 50 млн кв. м. до 93 млн кв. м20.
Доля ветхого и аварийного жилищного фонда наиболее высока в
республиках Дагестан (26,0%), Ингушетия (23,3%), Коми (7,8%), Тыва (20,6%),
Саха (Якутия) (12,2%), Астраханской (11,5%), Магаданской (9,1%), Амурской
(7,7%), Калужской (7,1%) областях, Республике Алтай, Курганской и Тульской
областях (соответственно, по 6,3%), Кемеровской области (5,7%).
ЖКХ является самой энергоемкой отраслью страны. Коммунальная
энергетика потребляет более 20% электрической и около 45% тепловой
энергии, производимой в России. Дефицит мощностей источников тепловой
энергии составляет около 13 тыс. Гкал/час.
Одной из серьезных проблем ЖКХ признано крайне неудовлетворительное
техническое состояние действующих систем водоснабжения и канализации,
20 Проблемы ЖКХ решат к 2012 году // Коммунальщик. – 2007. – №8. – С. 4.
37
более 50% которых требуют полной замены. Поэтому на водопроводных и
канализационных сетях происходят прорывы, отключения и аварии, что
вызывает не только потери воды и перебои в водоснабжении, но и загрязнение
природной среды, а также нарушение санитарного благополучия населения.
Более чем в 100 крупных городах вода подается в дома по графику, при этом
четверть ее теряется.
В городах через коммунальные системы канализации очищается до
установленных нормативов только 30% стоков. Дефицит мощностей
канализационных сетей достигает 9 млн куб. м. в сутки (16,5%). Капитального
ремонта требуют 12% этих сетей, 50 тыс. км подземных коммуникаций
находятся в аварийном состоянии, 300 тыс. км требуют немедленного ремонта,
а денег на эти цели практически не выделяется21.
Мощность очистных сооружений используется на 69% от общей
установленной производственной мощности.
Всего в Российской Федерации строений – 19,0 млн ед., в том числе
построенных:
Таблица 1.4. - Количество строений в российской Федерации
млн единиц %
до 1920 г. 1,1 5,8
с 1921-1945 гг. 2,1 11,0
1946-1970 гг. 8,6 45,3
1971-1995 гг. 6,1 32,1
после 1995 г. 1,1 5,8
Таблица 1.5. - Распределение жилых зданий по проценту износа
млн единиц %
0 до 30% 7,3 38,4
31 до 65% 10,6 55,8
65% 1,1 5,8
21 Иванов А. И. Туманная судьба жилищно-коммунальной реформы // ЖКХ. – 2000. – №1. –
С. 9–10.
38
Таблица 1.6. - Распределение жилых домов по материалу стен
млн единиц %
каменных, кирпичных 4,5 23,7
панельных 0,5 2,6
смешанных 0,9 4,8
деревянных 10,7 56,3
прочих 1,9 1,0
Наличие жилых квартир:
млн единиц %
Всего 56,0
В том числе
однокомнатные
13,0 23,2
Двухкомнатные 22,9 40,9
Трехкомнатные 16,4 29,3
Четырехкомнатные и более 3,7 6,6
Таблица 1.7. - Благоустройство жилых домов основными
видами благоустройства
Наименование Российская Федерация
водопровод 74,2
канализация 70,0
центральное отопление 75,0
ванна 64,4
горячее водоснабжение 61,0
газ 70,2
напольные электроплиты 16,5
Существенны различия в благоустройстве жилья по регионам. В Москве и
Санкт-Петербурге, а также в Мурманской, Тульской, Нижегородской,
Челябинской областях важнейшие показатели обеспечения коммунальными
39
удобствами – свыше 90% (кроме телефона). В то же время в Новгородской,
Пензенской, Ульяновской областях, Адыгее, Северной Осетии - Алании, они в
среднем почти вдвое ниже. А в таких регионах, как Калмыкия, Дагестан, Тыва,
Республика Алтай подавляющая часть жилья лишена удобств. В целом в
России в неблагоустроенных квартирах проживают около 40 млн человек22.
Анализ основных показателей, характеризующих состояние жилищ,
показывает, что наш быт ухудшается, жилищный фонд стареет, техническая
оснащенность, как в сфере строительства, так и эксплуатации жилья снижается.
Объемы капитального ремонта жилищного фонда в России с 1990 по
настоящее время сократились в пять раз.
Из-за сложившегося экономического положения в стране, дефицита
средств в бюджетах всех уровней на содержание и ремонт жилищного фонда,
из года в год увеличивается подлежащий сносу ветхий и аварийный жилищный
фонд с износом более 70 процентов. Если в 1995 году таковой составлял
37,7 млн кв. метров, то в настоящее время он насчитывает 88,7 млн кв. метров
или 3,1% от всего жилищного фонда, в котором проживает около 5,0 млн
человек (3,4% населения страны).
В силу технологических особенностей отрасли и условий формирования
современной системы жизнеобеспечения территорий, большинство
предприятий ЖКХ занимают монопольное положение на обслуживаемой ими
территории.
Монополизм в системе ЖКХ снижает ответственность организаций за
предоставление жилищно-коммунальных услуг и их качества, ведет к
формированию монопольных цен.
Кризис ЖКХ как отрасли сферы услуг обусловлен совокупностью причин:
слабой технической базой отрасли, недостатком мощностей, отсутствием
необходимых средств на развитие и текущее содержание, доминирование
естественных монополий и т. д.
22 Фатахетдинова А. И. Текущая тарифная политика в регионах // ЖКХ. – 2006. – №12. – Ч.2. –
С. 8.
40
Их основой является неэффективный и несоответствующий социально
ориентированной экономике механизм установления тарифов, система
платежей и контроля за использованием ресурсов на развитие ЖКХ.
Упадок отрасли спровоцирован нехваткой средств, неэффективной ее
организацией и устаревшей структурой, нарастающим износом основных
фондов (ОФ). Платежи населения покрывают более половины расходов по
содержанию ЖКХ, однако отрасль продолжает оставаться одним из самых
крупных потребителей бюджетных средств, в основном, бюджетов местных
органов государственной власти. На датирование жилищно-коммунальной
сферы они расходуют в среднем около 20-30%, а в отдельных городах и
муниципальных образованьях – 50-70%. Дотации способствуют обострению
бюджетного кризиса.
Ситуация с задолженностью в последние годы постоянно ухудшается.
Разность дебиторской и кредиторской задолженности увеличилась более чем
вдвое (с 37 млрд руб. на осень 2003 г. до 80 млрд руб. на середину 2005 г.), что
свидетельствует об углублении финансового кризиса ЖКХ.
По-прежнему долги поставщикам ресурсов и в бюджеты всех уровней в
1,5 раза превышают долги потребителей и заказчиков услуг предприятий ЖКХ.
В общей сумме объема дебиторской задолженности 22,1% составляют
неплатежи населениям, что превышает допустимый уровень задолженности на
10%. К середине января 2005 г. долги предприятий ЖКХ составили около
600 млрд руб. Дебиторская задолженность предприятий ЖКХ составляет более
250 млн. руб., а кредиторская – более 300 млрд руб. Примерно половину этой
суммы задолжали население и предприятия, а за остальной долг так или иначе
отвечает государство: около 150 млрд руб. составляет долг бюджетных
организаций – школ, больниц и так далее, а остальной долг образовался в
41
результате хронического недофинансирования из бюджета льгот, которые
предоставляют гражданам коммунальные службы23.
При этом уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением
возрос с 58% в 2001 г. до 100% в 2008 г. Выросла и задолженность перед
работниками жилищно-коммунального комплекса. При этом доля семей,
получающих жилищные субсидии, выросла с 7% в 2001 г. до 13,5% в 2004 г.,
т. е. для подавляющего числа территорий ситуация не стала критической.
В 2005 г. доля семей, получающих субсидии увеличилась до 17,2%. При
планомерном росте тарифов и при исполнении предприятиями ЖКХ своих
обязанностей население не только не прекращает платить за ЖКУ, а делает это
более дисциплинированно.
Тем не менее, даже в благополучном 2006 г. предприятия ЖКХ
недополучили 7% платежей, а недофинансирование отрасли составило
60 млрд руб.
За год с конца июня 2002 г. по конец июня 2003 г. тарифы ЖКХ
повысились в среднем по России на 43,6%, что существенно превышает рост
стоимости любых других видов услуг, предоставляемых населению. Та же
картина наблюдалась в 2004-2006 г.: тарифы на жилищно-коммунальные
услуги в России повысились на 23,2%. Больше всего в группе жилищно-
коммунальных услуг выросла стоимость проживания в гостинице, а также
плата за отопление. Учитывая, что доля оплаты населением стоимости услуг
также росла (примерно с 40% до 60%, остальное дотируется государством через
предприятия ЖКХ), население в среднем стало платить на 350% больше24.
В 2009 году на техническое обслуживание дома оплата повысилась на 24%,
коммунальные услуги на 18 %.
Тем не менее, после многолетних попыток преобразований действительная
экономическая эффективность отрасли составляет не более 4%.
23 Черняк В. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства // Жилищный национальный
приоритет: проблемы, решения, эффективность : сборник трудов. – М., 2006. – С. 89-90
24 Черняк В. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства // Жилищный национальный
приоритет: проблемы, решения, эффективность : сборник трудов. – М., 2006. – С.91
42
Жилищно-коммунальное хозяйство – это отрасль, а вернее, совокупность
подотраслей, обеспечивающая жизнь и работу населения страны в нормальных
условиях. ЖКХ в течение длительного периода развивали и субсидировали
исходя из остаточного принципа в экономике.
Деформированная система финансирования отрасли в значительной
степени обусловила:
– низкий уровень обеспеченности услугами ЖКХ;
– нарастающий износ основных фондов;
– увеличение аварийности;
– ухудшение экологической обстановки и т. д.
Малоэффективность и затратность ЖКХ заключается, на наш взгляд, в
следующем:
– высокозатратность производства;
– непродуктивность технологии;
– монопольное предоставление услуг.
Централизованная плановая система в Советское время определялась
оптимизацией управленческого процесса и относительно сбалансированной
системой материально-технического снабжения. В условиях формирования
рынка произошло разрушение единой централизованной системы, субъектом
распределительных отношений становится муниципальный уровень, на
котором пока не сложился механизм финансовой сбалансированности между
стоимостью услуг и их оплатой, который стал первопричиной кризиса в ЖКХ.
Кроме того, проявление негативных последствий монопольного
положения предприятий-производителей услуг стал фактором необоснованного
завышения цен и тарифов на них, как и их неудовлетворительного качества,
надежности и экологической безопасности. В этом заключается социально-
экономическое противоречие, которое приводит к глубоким социальным
конфликтам в форме спонтанных выступлений населения против частых и
43
необоснованных прекращений или нарушений нормальных условий
проживания.
Несмотря на принимаемые Правительством меры, реальная социально-
экономическая ситуация в стране по-прежнему осложняет состояние и
функционирование жилищной сферы. В 1991 году был разработан Закон
«О приватизации существующего квартирного фонда». Целью принятия этого
закона была передача государственного жилищного фонда в личную
собственность граждан с последующим отнесением всех расходов по его
эксплуатации и ремонту непосредственно на счет населения и создание
предпосылки для последующих преобразований в жилищно-коммунальном
хозяйстве.
Условия приватизации были довольно заманчивыми. Жильцы получали в
собственность жилье, которое они занимали.
А в декабре 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял
решение о проведении бесплатной приватизации жилья на всей территории
Российской Федерации.
Но после приватизации положение владельца квартиры и съемщика жилья
практически не отличается за исключением того, что владелец квартиры
получает дополнительное право продать или сдать ее, а также передать по
наследству не прописанным в ней родственникам или иным лицам, что сделало
приватизацию привлекательной для пожилых людей. Однако в итоге
государству не удалось отказаться от финансирования содержания
приватизированного жилья из-за возможного осложнения социальной
напряженности в стране.
От нормального функционирования жилищно-коммунального комплекса
зависит не только жизнь и здоровье граждан, но и экономическая безопасность
страны. Поэтому особого внимания требует подготовка и работа
коммунальщиков в зимний период. Тяжелое положение в последние годы
складывается с приобретением и завозом топлива, в результате в сильные
44
морозы без тепла остаются десятки тысяч людей. Нарушается теплоснабжение
многих жилых домов и социальных объектов России. Износ основных фондов
ЖКХ возрастает.
Все это не может не вызывать серьезных опасений за безаварийную работу
систем жизнеобеспечения населенных пунктов в отопительные периоды.
Анализ предзимней подготовки 2006/2007 гг. показал, что наиболее
активно она проходила в Центральном и Приволжском федеральных округах.
Вместе с тем в ряде регионов нарушались сроки выполнения плановых заданий
по подготовке жилищного фонда (Эвенкийский АО, Республика Ингушетия,
Ульяновская область), котельных и теплоэнергетического оборудования
(Приморский край, Рязанская и Мурманская области)25.
Не соблюдались графики ремонта тепловых и водопроводных сетей
(Республика Калмыкия, Новгородская и Костромская области, Приморский край).
Таким образом, число аварий в жилищно-коммунальном хозяйстве за
последние годы растет от зимы к зиме. Зима стала серьезной проверкой
надежности жилищно-коммунальных служб. ЖКХ _______и предприятия энергетики
ряда субъектов Российской Федерации не могут обеспечить стабильное и
надежное функционирование систем жизнеобеспечения населения.
Воздействовать на энергетиков краевая власть не может. У нее нет таких
рычагов, поскольку все это хозяйство теперь не государственное, а почти
частное, принадлежащее РАО «ЕЭС России».
Изношенность основных фондов в энергетике РФ сейчас такова, что при
нынешних темпах их обновления (точнее, притом, что обновление не
производится в принципе) уже через пять лет 40% оборудования должно выйти
из строя. В лучшем случае Россия превратится из энергоизбыточной страны в
энергодефицитную. А при нынешних темпах роста потребления
электроэнергии это может произойти даже раньше. Уже сегодня
25 Круглик С. И. О готовности предприятий ЖКХ и энергетики к работе в осенне-зимней
период 2006/07 // ЖКХ. – №12. – Ч.2. – С. 5.
45
20 региональных энергосистем являются убыточными26. Износ тепловых сетей
достиг 60-70%, а 25-30% – в аварийном состоянии.
Что же мы имеем в коммунально-жилищной сфере в новом тысячелетии?
Во-первых, резкое снижение намеченных объемов жилищного
строительства и уменьшения государственных инвестиций на эти цели.
Во-вторых, ликвидация планомерной работы по ремонту и
восстановлению жилых домов в соответствии с нормативными сроками их
эксплуатации.
В-третьих, существенное снижение объема всех работ по развитию
коммунальной инфраструктуры и ее обновлению.
В-четвертых, значительное снижение качества коммунально-бытового
обслуживания населения и уровня благоустройства городов и поселков.
В-пятых, социально-экономический кризис.
В-шестых, непомерное повышение квартирной платы и стоимости всех услуг.
Жилищный фонд России приходит в упадок, а коммунальная
инфраструктура почти не обновляется.
Падение объемов производства услуг вызвано не только финансовой
несостоятельностью предприятия (организаций, учреждений), населения и их
неспособностью оплачивать все возрастающую стоимость услуг ЖКХ, но и
отсутствием механизма, обеспечивающего оперативную связь между
требованиями потребителей и принятием адекватных экономических,
технических мер и управленческих решений, отсутствием заинтересованности,
соблюдение критериев качества функционирования ЖКХ.
Обеспечение качества жизни является главной задачей, объективно
стоящей перед Правительством России. Планируя повышение качества жизни,
целесообразно учитывать наличие жилья и обеспеченность ЖК-услугами.
26 Сиваков Д. Энергетическая трехходовка // «Эксперт». – 2000. – № 17. – С. 12.
46
Гарантия потребления и расширения жилищно-коммунальных услуг,
повышение надежности функционирования инженерных сооружений
водопроводно-канализационного хозяйства, коммунальной энергетики
муниципального образования, должно стать наряду с наличием
благоустроенного жилья фактором, определяющим уровень качества жизни
населения.
При формировании стратегических целей социального развития
муниципалитетов и регионов, повышения качества жизни населения в систему
показателей необходимо включить показатель обеспечения жильем и жилищно-
коммунальными услугами, обеспечивающий «нормальный», «комфортный»
уровень условий жизнедеятельности людей. Наличие комфортного жилья – это:
– фактор благополучия;
– фактор социальной стабильности;
– фактор повышения производительности труда;
– залог здоровья и долголетия;
– фактор повышения деторождаемости;
– фактор повышения потребительского спроса;
– фактор экономического благосостояния и т. д.
На наш взгляд, разработка и реализация такого подхода дадут возможность
в обозримой перспективе сменить вектор развития России, направленный не на
физиологическое выживание народа, а на подлинное социально-экономическое
и политическое возрождение страны. При таких условиях действительно
ускорится реформа в ЖКХ, о которой так много говорится и необходимость
проведения которой никто не отрицает.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие основные механизмы составляли базу управления городами в царской
России?
47
2. Объясните неустойчивость системы государственного управления ЖКХ с
позиций теории организации, менеджмента и теории систем.
3. Каковы причины современного кризисного состояния ЖКХ?
4. Укажите основные функции ЖКХ.
5. Назовите основные нормативно-правовые документы федерального уровня
по выводу ЖКХ из кризисного состояния.
Тест
1. Что не входит в классификацию отраслей ЖКХ?
а) коммунальное обслуживание
б) подсобные предприятия ЖКХ
в) коммунальная санитария
г) коммунальная энергетика
2. Каков механизм спроса и предложения в сфере коммунальной
деятельности в силу государственного регулирования тарифов?
а) спрос превышает предложение
б) предложение превышает спрос
в) спрос равен предложению
г) механизм спроса и предложения отсутствует
3. В каком году было организовано Министерство коммунального
хозяйства РСФСР?
а) 1879
б) 1906
в) 1946
г) 1956
4. Согласно закону РФ, ЖКХ – область народного хозяйства, включающая
строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов
инженерной и социальной инфраструктуры, …………., его содержание и
ремонт.
48
а) управление жилищным фондом
б) модернизацию жилищного фонда
в) реконструкцию жилищного фонда
г) формирование жилищного фонда
5. Какое утверждение о коммунально-жилищной сфере в новом
тысячелетии неверно?
а) увеличение объемов жилищного строительства
б) социально-экономический кризис
в) повышение квартирной платы и стоимости всех услуг
г) снижение объема работ по развитию коммунальной инфраструктуры
- Тема 1. Жилищно-коммунальное хозяйство ..........................................................7
- Тема 2. Система управления жилищным хозяйством накануне
- Тема 3. Реформа городского жилищно-коммунального хозяйства.........82
- Тема 4. Совершенствование управления эксплуатацией жилищного фонда города
- Тема 5. Стратегическое управление организациями в жилищной сфере.................................138
- Тема 1. Жилищно-коммунальное хозяйство
- 1.1. Государственная система управления жилищно-коммунальным
- 1.2. Развитие жилищно-коммунального хозяйства
- 1.3. Жилищно-коммунальное хозяйство как отрасль сферы услуг
- 1.4. Основные функции жилищно-коммунального хозяйства
- 1.5. Состояние и анализ жилищно-коммунального хозяйства
- Тема 2. Система управления жилищным
- 2.2. Финансовый механизм системы управления жилищным
- 2.3. Нарушение пропорций использования получаемых средств
- 2.4. Влияние финансового механизма на трудовое поведение персонала
- 1. В каком году были созданы Производственные Жилищно-ремонтные
- 2. Сколько звеньев управления имела система жилищного обслуживания
- 3. Финансовый механизм системы управления жилищным
- 4. Суть бригадного метода состояла в том, что:
- 5. Новая категория, введенная вместо фонда оплаты труда?
- Тема 3. Реформа городского жилищно-
- 3.1. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства
- 3.2. Регулирование цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги
- 3.3. Оплата жилья и коммунальных услуг населением
- 3.4. Финансирование предприятий городского хозяйства в ходе реформы
- 3.5. Дотации и льготы населению
- Тема 4. Совершенствование управления
- 4.1. Организация эксплуатации жилищного фонда города
- 4.2. Новые формы и методы управления эксплуатацией жилищного
- 4.3. Маркетинговый подход к управлению жилищным хозяйством города
- Тема 5. Стратегическое управление
- 5.1. Понятие и роль стратегического управления
- 5.2. Формирование стратегических альтернатив и выбор стратегии