1.1. Государственная система управления жилищно-коммунальным
хозяйством
Днем основания служб Российского ЖКХ считают 16 января 1721 г., когда
Петр I передал функции «общественного благочиния» российской полиции. Он
называл полицию «душой гражданства и всех добрых порядков», связывая с
полицией понятия «благосостояния населения», запрещения «излишеств в
домовых расходах», «производства чистоты на улицах и в домах» и т. д.
Екатерина II ввела Полицейский Устав, в котором наряду с функциями,
возлагаемыми на полицию Наказом Петра I, определялись нравственные
качества государственных служащих.
В 1802 г. было создано Министерство внутренних дел и государственных
имуществ России (МВД). Департаментам этого министерства и его
исполнительным органам на местах были переданы все вопросы реальной
жизни, означенные в Наказах Петра I и Екатерины II. В МВД было три
полицейских вертикали: исполнительная, безопасности и хозяйственная.
Хозяйственная полиция отвечала за благоустройство и развитие российских
городов и являлась своеобразным инкубатором возникающих местных само-
управлений.
На протяжении первой половины XIX в. МВД было, по существу,
единственным хозяйственным органом России.
Постепенно в связи с деконцентрацией власти наблюдается постепенная
передача прав и имуществ властям городов. Так, в Москве с введением
городского самоуправления последовательность передачи прав управления
имуществом осуществлялась следующим образом:
1863 г. – земельное хозяйство и школы 1-й ступени;
1865 г. – мосты и набережные;
1866 г. – городская санитария;
8
1871 г. – городской водопровод;
1878 г. – замощение и очистка улиц, ночлежные дома и т. д.
В канун 1917 г. в России 50 % числа городов управлялось МВД, а в 50%
городов действовало общественное самоуправление.
Последующая хронология исторического формирования «высшей» сферы
государственного управления ЖКХ в России:
1917 г., ноябрь – создано Главное управление по делам местного хозяйства
НКВД. Во всех городах объявлена власть местного самоуправления, начался
период централизации управления местным хозяйством;
1917 г., декабрь – учрежден Комиссариат по местному самоуправлению с
целью объединения деятельности всех городских и земских учреждений;
1918 г., март – организован Отдел местного хозяйства НКВД. Начало
процесса «собирания коммун». Для четкого определения административных
единиц было предложено считать таковыми относительно автономные в
хозяйственном отношении территориальные общности населения, присвоив им
единое название «коммуна», независимо от их размера (губернии, уезды,
волости, города, деревни). Их хозяйственная деятельность была определена как
«коммунальное хозяйство», а отделы местных Советов, руководящие ими, были
названы коммунотделами;
1920 г., январь – создан Коммунальный отдел НКВД;
1921 г. – учреждено Главное управление коммунального хозяйства (ГУКХ)
НКВД РСФСР. Начинается активное вторжение вновь создаваемых органов в
среду управления жилищным фондом и установления цен на жилье. Новая
власть с 1918 г. активно конфисковывала у домовладельцев доходное жилье;
устанавливалась плата за жилье дифференцированно по «классовому
признаку». В 1919 г. от квартирной платы были освобождены семьи
красноармейцев, а в середине 1920 г. ввиду полного обесценивания рубля
операции по взиманию денег за жилье и коммунальные услуги перестали себя
окупать и квартирная плата с рабочих и советских служащих была отменена. За
9
этот период только в Москве обветшало и пришло в полную негодность
11,5 тыс. зданий, в том числе 6,8 тыс. жилых домов с более чем 40 тыс. квартир.
Таким образом, «бесплатность» и «ничейность» сделали свое разрушительное
дело;
1931 г. – создан Народный Комиссариат коммунального хозяйства РСФСР.
Основная цель – централизованное управление коммунальным хозяйством.
Начиная с 1921 г. делаются попытки восстановления платной системы
проживания в жилищном фонде, однако этот процесс проходит очень тяжело с
организационной и психологической точек зрения. Тем не менее повышение
квартирной платы относят к 1923 – 1925 гг., при этом квартирная плата
оставалась дифференцированной. Была предпринята попытка установления
«квартирного налога», т. е. налогового сбора в зависимости от дохода семьи.
Этот налог в России вводился трижды: в 1922, 1924, 1933 гг. В 1943 г. этот
налог был включен в состав подоходного налога;
1946 г. – организовано Министерство коммунального хозяйства (МКХ)
РСФСР;
1971 г. – создано Министерство жилищно-коммунального хозяйства
(МЖКХ) РСФСР;
1990 г. – создан Комитет ЖКХ при Совете Министров РСФСР;
1991 г. – учрежден Госкомитет РСФСР по ЖКХ;
1992 г. – Комитет ЖКХ введен в структуру Министерства строительства
РСФСР;
1993 г. – организован Комитет по муниципальному хозяйству Российской
Федерации;
1994 г. – образовано Министерство архитектуры, строительства и ЖКХ, в
настоящее время – Государственный комитет по строительству и жилищно-
коммунальному комплексу.
Приведенная хронология свидетельствует о значительных «колебаниях» в
высшей сфере государственной системы управления ЖКХ в России.
10
Одной из причин таких «колебаний», на наш взгляд, во всех случаях
является ситуация, вызванная необходимостью решения постоянно
накапливающихся проблем в ЖКХ, которую Правительство стремилось и
стремится решить «сверху».
Рассмотрим «колебания» в высшей сфере государственного управления
ЖКХ с позиций теории организации, менеджмента и теории систем.
С позиции менеджмента «колебания» в сфере управления ЖКХ
свидетельствуют практически об отсутствии в управлении «вертикали», а это в
свою очередь свидетельствует, что общесистемное свойство устойчивости и
самосохранения системы в целом нарушено. В данной ситуации аппарат
государственного управления «работает на себя», автономные ЖКХ работают
также «на себя», что свидетельствует о признаке системного «застоя», а
последнее – о нарушении обобщающего общесистемного правила основного
обмена.
Нарушен также общесистемный принцип «консервативности», так как в
данном случае совокупность однородных системных единиц (ЖКХ, входящих в
конкретное муниципальное хозяйство) не может образовать единое общее
целое.
Нарушен принцип соответствия распорядительства и подчинения, так как
у ЖКХ, входящих в муниципальное хозяйство, не один линейный руководитель
(что требует указанный принцип), а два: органы местного самоуправления и
Государственный комитет Российской Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу.
Следовательно, при существующей в настоящее время методологии
государственного управления ЖКХ – эффективное управление ЖКХ
затруднительно.
Однако упомянутые общесистемные законы и принципы будут
выполнены, если в качестве базовой ячейки (центр «синхронизации») выбрать
автономную социально-экономическую систему (муниципальное хозяйство),
11
одной из функций которой является ЖКХ и из этих подсистем создать единую
государственную социально-экономическую систему, функционирование
которой с позиций теории организации и менеджмента вполне реально, ес-
тественно, при соблюдении принципов самоуправления системы и укреплении
финансовой и нормативно-правовой базы местного самоуправления.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Тема 1. Жилищно-коммунальное хозяйство ..........................................................7
- Тема 2. Система управления жилищным хозяйством накануне
- Тема 3. Реформа городского жилищно-коммунального хозяйства.........82
- Тема 4. Совершенствование управления эксплуатацией жилищного фонда города
- Тема 5. Стратегическое управление организациями в жилищной сфере.................................138
- Тема 1. Жилищно-коммунальное хозяйство
- 1.1. Государственная система управления жилищно-коммунальным
- 1.2. Развитие жилищно-коммунального хозяйства
- 1.3. Жилищно-коммунальное хозяйство как отрасль сферы услуг
- 1.4. Основные функции жилищно-коммунального хозяйства
- 1.5. Состояние и анализ жилищно-коммунального хозяйства
- Тема 2. Система управления жилищным
- 2.2. Финансовый механизм системы управления жилищным
- 2.3. Нарушение пропорций использования получаемых средств
- 2.4. Влияние финансового механизма на трудовое поведение персонала
- 1. В каком году были созданы Производственные Жилищно-ремонтные
- 2. Сколько звеньев управления имела система жилищного обслуживания
- 3. Финансовый механизм системы управления жилищным
- 4. Суть бригадного метода состояла в том, что:
- 5. Новая категория, введенная вместо фонда оплаты труда?
- Тема 3. Реформа городского жилищно-
- 3.1. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства
- 3.2. Регулирование цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги
- 3.3. Оплата жилья и коммунальных услуг населением
- 3.4. Финансирование предприятий городского хозяйства в ходе реформы
- 3.5. Дотации и льготы населению
- Тема 4. Совершенствование управления
- 4.1. Организация эксплуатации жилищного фонда города
- 4.2. Новые формы и методы управления эксплуатацией жилищного
- 4.3. Маркетинговый подход к управлению жилищным хозяйством города
- Тема 5. Стратегическое управление
- 5.1. Понятие и роль стратегического управления
- 5.2. Формирование стратегических альтернатив и выбор стратегии