logo search
БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ

Э. Маркварт, и. Путинцева. Роль муниципалитета в бизнес-инкубировании (концепция и опыт консалтингового общества ost-euro)

Эмиль Маркварт. Главный консультант OST-EURO, к.ю.н.

Ирина Путинцева. Проектный администратор OST-EURO

Немецкое консалтинговое общество OST-EURO GmbH уже в течение нескольких лет в рамках программы Правительства ФРГ TRANSFORM реализует на территории Российской Федерации серию проектов под общим названием «Администрация, благожелательная к предпринимателям». Получателями консультационных услуг в этих проектах являются муниципальные образования пилотных регионов. Среди последних такие субъекты РФ, как Московская, Ленинградская, Тверская, Новгородская области. Одним из направлений данного проекта является создание бизнес-инкубаторов в пилотных муниципалитетах.

По нашему мнению, практическая поддержка малого бизнеса - задача, в первую очередь, муниципальных властей. Взаимосвязь и взаимная заинтересованность малого бизнеса и власти проявляется, в основном, на уровне местного самоуправления. Государство, безусловно, играет значительную роль в создании рамочных условий для развития бизнеса, в т.ч. малого. Однако задачи государства по отношению к малому предпринимательству состоят, скорее, в формировании государственной политики, разработке законодательных актов, создании эффективной банковской и кредитной системы. Практическое наполнение понятия «поддержка малого бизнеса» - дело, в первую очередь, муниципальное. Специалисты консалтингового общества OST-EURO считают создание бизнес-инкубаторов одним из наиболее эффективных инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства на местном уровне. Мы убеждены в том, что местное самоуправление чрезвычайно заинтересовано в развитии малого предпринимательства на территории своего муниципалитета. А соответственно - должно, принимать практические меры, направленные на достижение этой цели. Ниже мы бы хотели остановиться лишь на некоторых преимуществах, которые получает муниципальное образование, создающее на своей территории бизнес-инкубатор.

Бизнес-инкубатор дает возможность решить многие социальные и экономические проблемы муниципалитета. В первую очередь, здесь создаются новые рабочие места - как в руководстве самого бизнес-инкубатора, так и на размещаемых в нем фирмах.

В случае участия муниципалитета в бизнес-инкубаторе в качестве учредителя или партнера, у него появляется возможность реализовывать собственную политику в экономической сфере. Так, путем закрепления профиля инкубатора и процедуры конкурсного отбора предприятий для размещения на его площадях, органы местного самоуправления могут оказывать поддержку организациям, деятельность которых совпадает, например, с планом стратегического развития муниципального образования на определенный период времени, т.е. соответствует приоритетам муниципалитета в экономической сфере. Примером могут служить бизнес-инкубаторы инновационного профиля в бывших и нынешних наукоградах, развитие сферы услуг для предпринимателей и др.

Еще одним положительным фактором для развития муниципального образования может стать то, что бизнес-инкубатор способствует в конечном итоге повышению прозрачности рынка и легализации работающих на нем субъектов. Этот эффект достигается за счет того, что фирмы, находящиеся в бизнес-инкубаторе, изначально ведут прозрачный бизнес. Кроме того, возможна практика, когда все бухгалтерские документы «инкубируемых» фирм ведутся одним, «общим» бухгатером, работающим в штате бизнес-инкубатора. Таким образом, фирма, покидающая стены бизнес-инкубатора по истечение определенного времени, обычно 3-5 лет, уже известна налоговым и другим контролирующим органам и продолжает вести честный бизнес.

Не последнюю роль играют бизнес-инкубаторы и с точки зрения имиджа муниципалитета, точнее - местных властей. Сам факт участия муниципалитета в таких структурах воспринимается как свидетельство активного содействия властей бизнесу, доброжелательного отношения и практической поддержки предпринимателей. С точки зрения потенциального инвестора, естественно, при прочих равных условиях, такая территория более привлекательна. Кроме того, в условиях более прозрачного рынка, который формируется при участии механизма бизнес-инкубирования, уровень риска инвестиций значительно снижается, что является немаловажным критерием при оценке потенциальным инвестором возможных инвестиционных проектов в регионе. Можно назвать и некоторые другие факторы, подтверждающие тезис о том, что муниципалитеты должны быть заинтересованы в организации и поддержке бизнес-инкубаторов в целях развития малого предпринимательства. Однако и перечисленных, как представляется авторам, достаточно для того, чтобы те города и районы, где существует реальная потребность, но еще не созданы такие элементы инфраструктуры малого бизнеса, активно принялись за дело.

Бизнес-инкубатор, в концепции консалтингового общества OST-EURO, может быть создан в виде самостоятельного юридического лица. В этом случае он, как правило, является некоммерческой организацией - ассоциацией, некоммерческим партнерством или фондом. Этот пункт концепции является одним из ключевых. Некоммерческой является организация, которая все средства, полученные от своей деятельности, направляет на развитие собственных подразделений, иначе говоря

- реинвестирует. Подчеркнем - мы не против того, чтобы бизнес-инкубаторы оказывали услуги на «коммерческой» основе. Более того - деятельность инкубатора предполагает оказание таких услуг. Но получение прибыли ни в коей мере не должно становиться целью деятельности инкубатора. Общественно полезные цели должны быть установлены в уставе бизнес-инкубатора, либо в положении, регламентирующем его создание, на их реализацию и должны направляться все вырученные средства. Мы настаиваем, что бизнес-инкубаторы, как минимум, те из них, что реализуются по предлагаемой нами схеме, обязательно должны становиться самоокупаемыми. Это связано с тем, что «основной товар» - помещения инкубаторы получают от муниципалитета либо на праве долгосрочного безвозмездного пользования, либо на праве оперативного управления, в крайнем случае

- на условиях льготной аренды (хотя правомерность последней оспорима) - т.е. значительно дешевле той «цены», за которую они их сдают нанимателям (даже при условии, что ставки арендной платы для инкубируемых - льготные). К тому же, инкубаторы должны оказывать комплекс дополнительных платных услуг, в т.ч. и сторонним организациям, реализовывать различные программы, зарабатывая тем самым дополнительные средства для содержания и развития инкубатора. Таким образом, бизнес-инкубатор должен стать самоокупаемой хозяйствующей единицей, которая существует на бесприбыльной основе.

Если бизнес-инкубатор создается без образования юридического лица, он может функционировать на основе договора о совместной деятельности (например, с торгово-промышленной палатой) или быть, например, структурным подразделением муниципального фонда поддержки предпринимательства. Зачастую, такие фонды не приносят доход в муниципальный бюджет, а только находятся в расходной его части. Стабильно работающий бизнес-инкубатор - структурное подразделение фонда - в концепции консалтингового общества OST-EURO должен выйти на самофинансирование за счет поступлений арендной платы и осуществления обучающей деятельности, а, следовательно, вывести и сам фонд из расходной части муниципального бюджета.

Нужно сказать и о том, что бизнес-инкубатор оказывает услуги поддержки не только «инкубируемым» предприятиям, но и всем другим заинтересованным предпринимателям муниципального образования. В первую очередь, это касается проведения обучающих мероприятий и оказания консалтинговых услуг. Более того, рекомендуется создание в бизнес-инкубаторе дополнительного рабочего места, оснащенного компьютером, которым может воспользоваться любой начинающий предприниматель извне. Кроме того, «внешние» начинающие предприниматели должны иметь возможность по предварительной заявке использовать помещение для переговоров или офисную технику. В таком случае воздействие бизнес-инкубатора значительно расширяется. Естественно, эта вторая роль инкубатора - роль некоего бизнес-центра и бизнес-консультанта - более важна и актуальна для небольших муниципалитетов, там, где еще не сложилась разветвленная инфраструктура услуг для предпринимательской деятельности. В таких муниципалитетах инкубаторы какое-то время выполняют эту «замещающую» функцию, заполняют нишу, которая в перспективе должна быть занята частными предприятиями (предпринимателями).

В качестве еще одного положительного аспекта функционирования на территории муниципального образования бизнес-инкубатора можно отметить формирование определенного сообщества предпринимателей, вышедших из его стен, подобного английским клубам выпускников университетов. Это позволяет говорить о формировании устойчивых связей между предпринимателями, работающими в различных отраслях, что оказывает благоприятное воздействие на общий экономический климат муниципального образования.

С другой стороны, бизнес-инкубатор как хозяйствующий субъект сам заинтересован в участии муниципалитета в его деятельности. Это объясняется различными факторами. В первую очередь, естественно - необходимостью получения здания (помещений) для своей деятельности. Кроме того, инкубатору, выполняющему «общественный» заказ, необходим, или как минимум желателен определенный статус, подчеркивающий связь с публичной властью. Это значительно облегчает работу бизнес-инкубатора как на «внешнем» рынке, так и с клиентами -инкубируемыми предприятиями.

В концепции бизнес-инкубирования консалтингового общества OST-EURO здание, в котором размещается бизнес-инкубатор, должно предпочтительно находиться в муниципальной собственности и не требовать значительного ремонта. Хотя на практике возможен вариант, когда муниципалитет не является собственником здания. В этом случае, администрация муниципального образования, как правило, заключает с собственником договор (соглашение) о совместном создании и ведении бизнес-инкубатора. Однако такую схему функционирования бизнес-инкубатора нельзя назвать оптимальной потому, что нередко в силу определенных внешних причин собственник здания может нарушить свои обязательства по договору, поставив тем самым под угрозу благополучную работу бизнес-инкубатора. К сожалению, такие примеры уже есть в нашей практике. Выбор здания должен осуществляться при непосредственном участии муниципальной администрации. Довольно дискуссионным остается вопрос о том, какова может быть минимальная площадь объекта, передаваемого под инкубатор. Традиционно в Европе и в США принято говорить о том, что она не может быть менее 1500-2000 кв. м. Эта цифра - в первую очередь, расчетная величина, при которой может быть обеспечена самоокупаемость инкубатора. С учетом различной структуры издержек на функционирование бизнес-инкубатора на Западе и в России, а также в связи с тем, что в подавляющем большинстве муниципалитетов России инкубаторы могут выполнять некоторые «замещающие» функции по отношению к сторонним предпринимателям, нам представляется, что российские бизнес-инкубаторы на данном этапе могут успешно функционировать при общей площади здания примерно от 500 кв.м. Будучи заинтересованной в создании бизнес-инкубатора, администрация муниципалитета активно участвует в подборе здания и оформлении необходимой документации.

Отбор претендентов на размещение в бизнес-инкубаторе также производится при участии органов местного самоуправления. Это придает конкурсу общественную значимость, открытость и прозрачность. Для осуществления процедуры выбора создается комиссия. Роль конкурсной комиссии может быть передана наблюдательному (попечительскому) совету, в состав которого могут входить:

• Глава муниципального образования

• руководитель бизнес-инкубатора

• представители учредителей

• представитель фонда занятости

• представитель торгово-промышленной палаты

• представитель банка

• независимые эксперты, аудиторы, представители общественности.

Основными принципами отбора претендентов являются:

• соответствие вида деятельности претендента заявленному профилю бизнес-инкубатора,

• экономическая состоятельность и обоснованность бизнес-плана претендента,

• соответствие иным требованиям, если таковые установлены конкурсной документацией.

При отборе предприятий следует соблюдать и такое условие - внутри бизнес-инкубатора конкуренция не допустима - должно быть только конструктивное сотрудничество. Т.е. фирмы-конкуренты в инкубатор приниматься не должны. Все инкубируемые фирмы призваны дополнять друг друга, действовать по принципу кооперации, помогать друг другу.

Идея и процесс создания бизнес-инкубатора должны широко освещаться в местных и/или региональных средствах массовой информации, что обеспечивает хорошую информированность населения и представителей деловых кругов муниципального образования о ходе проекта. Последнее является еще одним положительным аспектом сотрудничества между муниципальной администрацией и бизнес-инкубатором. При непосредственной поддержке муниципалитета руководство бизнес-инкубатора может помочь своим «подопечным» фирмам наладить кооперационные связи с представителями банков и прочих кредитных организаций. При этом руководстве? бизнес-инкубатора может выступать в роли посредника, например, в переговорах инкубируемых фирм с представителями банков.

Кроме того, сам бизнес-инкубатор получает возможность участия в различных целевых программах поддержки предпринимательства в качестве своего рода муниципальной структуры поддержки бизнеса.

Как уже говорилось, в предлагаемой схеме одним из учредителей бизнес-инкубатора должно выступить муниципальное образование. В роли соучредителей, партнеров могут выступить другие организации, например:

• банки, в первую очередь, кредитующие малый бизнес,

• фонды (службы, центры) занятости,

• союзы и ассоциации предпринимателей,

• торгово-промышленные палаты,

• государственные фонды поддержки малого предпринимательства.

Бизнес-инкубаторы, обладающие правами юридического лица, имеют, как правило, следующие органы управления:

1. Управляющий бизнес-инкубатора - ключевая фигура, определяющая успех всего предприятия. Он является своего рода посредником между инкубируемыми предприятиями, с одной стороны, учредителями (включая муниципальное образование), а также органами власти, банками и другими возможными контрагентами -с другой стороны; управляющий призван обеспечивать текущее управление делами инкубатора, реализацию намеченных целей.

2. Наблюдательный (попечительский) совет, принимающий принципиальные решения по управлению инкубатором, в т.ч. о принятии новых предпринимателей. Заседания совета проводятся, как правило, раз в квартал. Наблюдательный совет выполняет надзорную деятельность, утверждает положение о деятельности бизнес-инкубатора и правила внутреннего распорядка, регулирует арендные отношения, участие бизнес-инкубатора в различных программах и др. вопросы.

3. Собрание учредителей, проводимое по меньшей мере раз в год для выработки стратегии развития бизнес-инкубатора, назначения и увольнения управляющего, формирования наблюдательного совета и решения иных, наиболее важных решений.

Определение профиля бизнес-инкубатора и формирование общей концепции деятельности требуют взвешенного подхода. Мы уже подчеркивали, что инкубируемые фирмы не должны быть конкурентами друг другу. Это обстоятельство должно учитываться при разработке концепции бизнес-инкубатора. Профиль бизнес-инкубатора может быть различным. По нашему мнению, базирующемуся на анализе экономических аспектов различных видов деятельности, а также имеющемся международном и российском опыте, в состав бизнес-инкубатора не следует принимать предприятия торговли (исключения возможны для специализированной торговли, торговли, связанной с предоставлением услуг предпринимателям). Бытовые услуги также не должны становиться определяющими профиль бизнес-инкубатора, хотя и здесь могут быть исключения. Наиболее предпочтительными профилями бизнес-инкубаторов представляются:

• производственный,

• «бизнес для бизнеса» (предоставление услуг для предпринимателей),

• инновационный.

Уже говорилось о том, что муниципалитет может формировать профиль бизнес-инкубатора в соответствии с представлениями администрации о стратегической потребности муниципалитета. Выбор профиля диктуется и объективными факторами, к примеру, размером, расположением и характером площадей, наличием инженерной инфраструктуры и др. Для закрепления профиля немаловажно умение на ранних стадиях реально оценить рынок соответствуют их видов деятельности, поскольку предприниматели, претендующие на размещение в бизнес-инкубаторе, должны доказать не только потребность в продукции своего предприятия, но и экономическую состоятельность бизнеса, предоставить в конкурсную комиссию соответствующие документы, например, бизнес-планы.

Основной услугой бизнес-инкубатора по отношению к инкубируемым предприятиям является предоставление площадей на условиях льготной арендной платы. Уровень арендной платы зафиксирован в Уставе бизнес-инкубатора. Обычно в первый год арендная плата составляет 50 % рыночной ставки арендной платы в муниципалитете. Затем сумма выплат может расти по следующей схеме: 2 год - 60 %; 3 год - 70 %; 4 год - 80 %; 5 год - 90 %; начиная с 6 года - рыночная цена.

Приведенная шкала носит приблизительный характер. Не исключено, что льготный режим для многих бизнесов может быть ограничен тремя годами (в этом случае шкала может выглядеть следующим образом: 50 - 60 - 75 - 100 %). Кроме того, учитывая комплекс дополнительных услуг, предоставляемых инкубаторами инкубируемым предприятиям, и в интересах постоянной ротации последних, допустимо установление повышенной (выше рыночной) арендной ставки по истечении максимального срока инкубирования (к примеру, по истечении пятого года -110 %). В принципе, размер арендной платы может быть пересмотрен для конкретной фирмы с учетом ее финансово-экономического состояния, если такая возможность предусмотрена внутренними документами бизнес-инкубатора для определенных категорий арендаторов. Договор аренды рекомендуется заключать сначала на срок не более трех лет, затем он может быть продлен еще на 1-2 года. Расторжение договора аренды может быть осуществлено в одностороннем порядке, если фирма фактически прекратила свое существование или площади, выделенные фирме, используются ею не по назначению.

Кроме сдачи площадей в аренду, бизнес-инкубатор предоставляет и иные услуги. Основным видом услуг является консультирование по всему спектру юридических, экономических и социальных вопросов. Инкубируемым фирмам эти услуги предоставляются бесплатно, для «внешних» может быть установлена определенная плата. Не менее важными являются услуги обучения по программам менеджмента, маркетинга и пр. как для инкубируемых предприятий, так и для всех заинтересованных предпринимателей муниципального образования. Бизнес-инкубаторы традиционно оказывают инкубируемым предприятиям разнообразные офисные услуги: совместное пользование офисным оборудованием, средствами телекоммуникаций (телефон, телефакс, Интернет и т.п.), централизованная служба секретариата, помещения общего пользования (комната для оргтехники, кухня, подсобные помещения, переговорные). Кроме того, как отмечалось выше, могут быть предоставлены услуги бухгалтера. Бизнес-инкубатор помогает начинающим предпринимателям в установлении контактов с кредитными учреждениями, партнерами по бизнесу, общественными организациями и др. Контрагентами. Маркетинг рынков, сбор и проверка информации о деловых партнерах также могут входить в круг услуг, оказываемых бизнес-инкубатором.

К наиболее перспективным направлениям деятельности бизнес-инкубаторов в интересах. клиентов можно отнести программы микрокредитования, франчайзинга и лизинга. Создание лизинговых центров при бизнес-инкубаторах, а также реализация программ микрокредитования уже прочно вошли в практику. Что касается программ франчайзинга - данная сфера практически еще не освоена. Однако создание подобных центров могло бы укрепить связи как между предприятиями внутри муниципалитета, так и между бизнес-инкубаторами и НПО в различных регионах страны. Это может стать одной из составляющих дальнейшего развития бизнес-инкубаторов в России.

Известно, что процент разорившихся среди инкубировавшихся предприятий в десятки раз ниже, чем среди тех, кто начинал свое дело вне стен бизнес-инкубаторов. Применительно к самим бизнес-инкубаторам, как нам кажется, можно утверждать, что активное участие органов местного самоуправления в создании и ведении инкубаторов значительно снижает риск «провала» последних. Подводя итог, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что бизнес-инкубаторы являются практическим инструментом реализации политики поддержки малого предпринимательства на местном уровне, и многим российским муниципалитетам следует изучить потребность и возможность внедрения этого инструмента на своей территории.

Для справки: в 1997-2001 гг. при содействии консалтингового общества OST-EURO в различных регионах Российской Федерации было создано 8 бизнес-инкубаторов, в ближайшее время запланировано открытие еще трех инкубаторов.