«Опыт создания и развития бизнес-инкубаторов в россии и германии»
Первая российско-германская конференция «Опыт создания и развития бизнес-инкубаторов в России и Германии» состоялась 20-21.09.2001 г. в г. Твери по инициативе и под эгидой Национального содружества бизнес-инкубаторов России и КфВ — Координационного бюро Посольства ФРГ в России. Соорганизаторами конференции выступили Министерство антимонопольной политики и поддержки предпринимательства РФ, Администрация г. Твери и немецкое консалтинговое общество OST-EURO. Среди более 90 участников конференции - руководители бизнес-инкубаторов из России и СНГ, представители администраций и правительств отдельных субъектов РФ и муниципальных образований, федеральных и региональных фондов и ассоциаций поддержки малого бизнеса. Конференция проводилась в рамках программы Правительства ФРГ ТРАНСФОРМ.
Обсудив актуальное состояние развития малого бизнеса в Российской Федерации, а также роль и формы участия бизнес-инкубаторов в этом процессе, участники отмечают, что поддержка малого бизнеса продолжает оставаться одной из важнейших задач развития российских экономики и общества в целом. Государство и общество заинтересованы в развитии малого предпринимательства, а оно, в свою очередь, в государственной и общественной поддержке и признании. Актуальная ситуация характеризуется следующими факторами:
• По данным Госкомстата России, на 1.01.2001 г. в Российской Федерации действовало 879,3 тыс. малых предприятий, что на 1,3 % ниже соответствующего показателя на 1.01.2000 г. В расчете на 1000 чел. населения страны приходится лишь 6 малых предприятий, тогда как в государствах ЕС - не менее 30. С учетом индивидуальных предпринимателей, численность которых, по данным МНС России, на начало 2001 г. составила 4,2 млн. чел., общее количество занятых в малом секторе экономики достигло 11,8 млн. чел., что соответствует 16 % от экономически активного населения. Это в 2-3 раза ниже аналогичного показателя западноевропейских стран, достигающего уровня 40-50 %.
• В соответствии со ст. 7 Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.1995 г., государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется через реализацию мероприятий федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства. В настоящее время реализуется Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2000-2001 гг., одобренная постановлением Правительства РФ от 14.02.2000 г. № 121 и постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14.04.2000 г. № 298-Ш-ГД. Основным инструментом реализации государственной политики по усилению поддержки малого предпринимательства послужит Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2002-2004 гг. В сложившейся ситуации необходимы шаги по преобразованию нормативной правовой и институциональной среды, которые обеспечили бы возможность нового этапа развития малого предпринимательства.
• Развиваются формы и инструменты поддержки и развития малого предпринимательства; все большую роль в процессе создания и становления субъектов малого предпринимательства играет бизнес-инкубирование.
• По состоянию на 1.07.2001 г. в Российской Федерации было создано более 80 бизнес-инкубаторов и иных организаций, выполняющих функцию бизнес-инкубирования; в последний период наметилась устойчивая тенденция к росту количества создаваемых бизнес-инкубаторов.
• Бизнес-инкубаторы, оказывающие начинающим предпринимателям широкий спектр услуг, необходимых на стадии становления собственного предприятия, являются одним из ключевых элементов инфраструктуры поддержки малого бизнеса; возрастает интерес к деятельности бизнес-инкубаторов со стороны органов государственной власти и управления, местных властей, общественных организаций и объединений и фондов, что свидетельствует об успешном выполнении бизнес-инкубаторами своих задач и важности выполняемых функций
• Действующие на территории РФ бизнес-инкубаторы различны по организационно-правовой форме, составу учредителей, профилю, комплексу услуг, предоставляемых предпринимателям; тем не менее, основной задачей всех бизнес-инкубаторов является создание условий для становления малого предпринимательства и создание новых продуктивных рабочих мест в секторе малых производственных и инновационных предприятий.
• Создано и действует Национальное содружество бизнес-инкубаторов России, насчитывающее по состоянию на 20.09.2001 г. 58 членов.
Участники конференции считают, что бизнес-инкубирование в России доказало свою состоятельность и может рассматриваться в качестве важного и реального инструмента развития малого предпринимательства. Дальнейшее развитие бизнес-инкубаторов и переход на более высокий качественный уровень выполнения ими своих задач, по мнению участников конференции, могут быть обеспечены в ходе реализации следующих подходов:
1. следует приветствовать процесс создания новых бизнес-инкубаторов в самых различных муниципальных образованиях РФ; при этом следует исходить из реальной потребности в этом инструменте на местах;
2. Министерству антимонопольной политики и поддержки предпринимательства РФ, Министерству промышленности, науки и технологий РФ, Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства необходимо рассматривать создание и функционирование бизнес-инкубаторов в качестве одного из важнейших элементов развития инфраструктуры малого предпринимательства;
3. бизнес-инкубаторы должны создаваться и действовать как некоммерческие организации; их деятельность не направлена на извлечение прибыли; в то же время бизнес-инкубаторы должны стремиться и по возможности в краткие сроки переходить на самоокупаемость (самофинансирование);
4. органам государственной власти и управления, а также муниципальным образованиям рекомендуется принимать участие как в создании бизнес-инкубаторов, так и в формировании благоприятных условий для их дальнейшего развития, что обеспечивает, с одной стороны, возможность реализации государственной и муниципальной политики в сфере малого предпринимательства через бизнес-инкубаторы, с другой стороны - предоставление под нужды бизнес-инкубирования освобождаемых или неиспользуемых объектов государственной или муниципальной собственности. В свою очередь, бизнес-инкубаторам следует через СМИ, общественность активнее заявлять о себе, подчеркивая свою социальную значимость, экономическую эффективность такой формы поддержки предпринимательства, как бизнес-инкубарование. Используя механизмы и возможности НСБИ, повышать свои профессиональные знания, экономическую и управленческую компетентность с тем, чтобы властные структуры рассматривали бизнес-инкубаторы в качестве равных партнеров;
5. к приоритетным профилям бизнес-инкубаторов следует отнести инновационный, производственный (малые производства) и сервисный (широкий спектр услуг для предпринимателей), как в наибольшей степени соответствующие задачам и возможностям бизнес-инкубирования;
6. бизнес-инкубаторам необходимо активно осваивать самый широкий спектр услуг, включающих консультирование, обучающие программы, услуги по бухучету, секретарские услуги, предоставление средств коммуникации, лизинговые программы, программы взаимного кредитования, ведение делопроизводства и др.;
7. российским, международным и зарубежным фондам и организациям, реализующим программы технического сотрудничества, целесообразно поддерживать создание и развитие бизнес-инкубаторов как практического инструмента развития малого бизнеса и - в конечном итоге - основ гражданского общества.
Участники конференции считают возможным направить данное коммюнике для информации в российские и германские правительственные и неправительственные органы и организации, деятельность которых направлена на содействие развитию малого предпринимательства.
- Бизнес-инкубаторы
- Isbn 5-93720-014-4
- Содержание
- Раздел 1. Бизнес-инкубирование в системе поддержки малого бизнеса 11
- Раздел 2. Материалы первой российско-германской конференции «опыт создания и развития бизнес-инкубаторов в россии и германии» 60
- Раздел 3. Бизнес-инкубаторы в россии (краткая презентация) 97
- И. Южанов. О состоянии и развитии малого предпринимательства в российской федерации и мерах по его государственной поддержке
- Динамика числа малых предприятий
- Динамика общей численности занятых на малых предприятиях
- Раздел 1. Бизнес-инкубирование в системе поддержки малого бизнеса
- К. Брюмер. Система поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в германии - возможный ориентир для россии?
- 3. Ограниченное государственное вмешательство в экономику для достижения общественно-политических целей и избежания/снижения отклонений от нормального экономического развития.
- 1. Создание инфраструктуры, содействующей экономическому развитию мсп:
- 1. Проекты, направленные на развитие правовой и экономической инфраструктуры для мсп.
- 2. Примеры консультационных проектов программы трансформ, направленных на поддержку отдельных предприятий.
- 3. Мероприятия по обучению и повышению квалификации российских специалистов и руководителей.
- Э. Маркварт, и. Путинцева. Роль муниципалитета в бизнес-инкубировании (концепция и опыт консалтингового общества ost-euro)
- В. Каганов. Технологии поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне
- Составляющие комплексной поддержки малого предпринимательства
- Нормативно-правовое обеспечение
- Инфраструктура поддержки малого бизнеса
- Бизнес - школы
- Учебно-деловые центры
- Агентства поддержки малого и среднего предпринимательства
- Бизнес - инкубаторы
- Социально-деловые центры
- Технопарки
- Технологические центры (инновационно-технологические)
- Бизнес-центры
- Л. Чернецова. Тверским предпринимателям поддержка гарантируется
- Б. Алексеев. Формирование новгородской модели устойчивого развития: поиски, разработки
- Целевая маркетинговая бизнес-программа.
- Комплексное бизнес-инкубирование муниципальных образований -новая эффективная форма преодоления дефицитности бюджетов
- Финансовый лизинг- эффективный способ защиты финансовых ресурсов
- Финансирование проекта
- Главные целевые показатели (критерии социально-экономической эффективности)
- А. Салов. Программа развития системы бизнес-инкубаторов в приморском крае и ее научно-методическое обеспечение
- Первый этап. Продолжительность - 6 месяцев.
- Второй этап. Продолжительность -12 месяцев.
- Третий этап. Продолжительность -18 месяцев.
- Источники материальных ресурсов.
- Ожидаемые результаты.
- Перспективы развития бизнес-инкубаторов в Приморском крае.
- Влияние системы бизнес-инкубаторов на социально-экономическое положение Приморского края на 2001-2003 гг.
- Т. Евдокимова. Малому предпринимательству -системную поддержку!
- Л. Крылова. Малый бизнес в ближнем подмосковье: г. Реутов
- М. Якушева. О благотворительных программах фонда сороса в области поддержки развития предпринимательства в муниципальных образованиях россии
- Раздел 2. Материалы первой российско-германской конференции «опыт создания и развития бизнес-инкубаторов в россии и германии»
- Приветственное послание Министра антимонопольной политике и поддержке предпринимательства рф уважаемые участники конференции!
- Совместное коммюнике участников конференции
- Совместное коммюнике участников первой российско-германской конференции по вопросам
- Развития малого предпринимательства
- «Опыт создания и развития бизнес-инкубаторов в россии и германии»
- Программа конференции
- Программа первой российско-германской конференции по вопросам поддержки
- Малого предпринимательства
- «Опыт создания и развития бизнес-инкубаторов в россии и германии»
- Программа 20.09.2001
- 21.09.2001
- Резолюции рабочих групп
- Бизнес-инкубирование и инновационные технологии
- Поддержка бизнес-инкубаторов и взаимодействие между государством, муниципальными органами и бизнес-инкубаторами
- Перспективы и возможности развития бизнес-инкубаторов
- Реализация бизнес-инкубаторами инструментов и специальных программ поддержки малого бизнеса
- И. Чернова. Все мы в чем-то начинающие, и всем нам надо учиться
- Доклады и тезисы выступлений участников конференции
- Е. Переверзева и др. Развитие сети бизнес-инкубаторов республики узбекистан
- 2. Приоритеты Проекта:
- 3. Приоритеты в реализации экономических реформ в республике:
- В. Горбунов. Маркетинговое исследование базовых бизнес-инкубаторов
- Активность организаций поддержки мп в регионах (в среднем)
- Виды помещений в бизнес-инкубаторе и интенсивность их использования.
- 1. Некоммерческое партнерство
- 2. Автономная некоммерческая организация
- В. Калиничев. Развитие бизнес-инкубирования и микрофинансирования с целью вовлечения бывших военнослужащих и членов их семей в малое предпринимательство
- Р. Кириллов. Специальные программы, реализуемые нижегородским бизнес - инкубатором
- Ю.Неёлов. Практика организации и функционирования бизнес-инкубатора в г.Твери
- В. Ковалев. Создание и деятельность бизнес-инкубаторов смоленского фонда «паритет».
- В.А. Брылин. Методика экспресс-диагностики малых предприятий
- Вероятность расхождения мнений
- Распределение продаж
- Положение на рынке
- Соотношение доходы/ассортимент
- Вопрос 8 анкеты позволяет оценить:
- Анкета малого предприятия
- Раздел 3. Бизнес-инкубаторы в россии (краткая презентация)
- Учебный бизнес-инкубатор «бинк» г.Боровичи, новгородская область
- Бизнес-инкубатор «международная лаборатория маркетинга», г. Владивосток
- Волховское международное образовательное учреждение «бизнес-инкубатор» г. Волхов, ленинградская область
- Бизнес-инкубатор екатеринбургской палаты товаропроизводителей, екатеринбург
- Ано «бинк» г. Ижевск, республика удмуртия
- Нп Центр сав» (г.Каланинград) некоммерческое партнерство «центр социальной адаптации уволенных в запас или отставку кадровых военнослужащих и членов их семей» калининград
- Нп «Курганский бизнес-инкубатор» (г.Курган) некоммерческое партнерство «курганский бизнес-инкубатор» г. Курган
- Бизнес-инкубатор учебно-методического центра «Лидер» (г.Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
- Бизнес-инкубатор «энергет» Москва
- Нп «Нижегородский бизнес-инкубатор» (г.Нижний Новгород)
- Новошахтинский зональный бизнес-инкубатор (г.Новошахтинск, Ростовская область)
- Бизнес-инкубатор «Центр по организации производства, переработки и продажи сельскохозяйственной продукции» (г.Оренбург)
- Орехово-зуевский государственный бизнес-колледж (г.Орехово-Зуево, Московская область)
- Фонд «Печорский бизнес-центр» (г.Печоры, Псковская область) фонд развития малого предпринимательства «печорский бизнес-центр» г. Печоры, псковская обл.
- Ано «Инкубатор биотехнологий» (г.Пущино, Московская область)
- Центр «бизнес-развитие» (г.Реутов, Московская область)
- Бизнес-инкубтор «Рудня» смоленского фонда «Паритет» (г.Рудня, Смоленская область)
- Зао «Бизнес-инкубатор» г.Самара
- Фпп «Серпуховской бизнес-инкубатор» (г. Серпухов, Московская область)
- Бизнес-инкубатор «Смоленск» (г.Смоленск)
- Тамбовский инновационный бизнес-инкубатор (г.Тамбов)
- Бизнес-инкубатор Тверского городского фонда поддержки малого предпринимательства
- Западно-Казахстанский Бизнес-инкубатор (г.Уральск, Республика Казахстан)
- Бизнес-инкубатор при нп «Агентство городского развития» (г.Череповец, Вологодская область)
- Ю. Григорьев. Концепция создания бизнес-инкубатора г.Сольцы новгородской области
- Е. Финкельберг. Концепция создания бизнес-инкубатора и презентация ано «учебно-деловой центр» г.Тихвин ленинградской области