3.2 Цели и задачи переходного периода. Радикальный характер экономических преобразований и выбор Беларуси
Радикальный характер экономических изменений. Специфика современного перехода состоит в том, что речь идет об особом трансформационном периоде, ограниченном во времени, когда осуществляется не дозированное реформирование, а демонтаж (ликвидация) устарелых экономических отношений (рисунок 3.1).
Административно-командная система (АКС) | Современная экономическая система рыночного типа |
Производство ради производства | Ориентация на потребности человека |
Ресурсное и высоко затратное производство | Ресурсосберегающее производство |
Уравнительность в потреблении | Социальная дифференциация |
Низкий удельный вес зарплаты в ВВП | Высокий удельный вес зарплаты в ВВП |
Низкий уровень ВВП на душу населения | Высокий уровень ВВП на душу населения |
Внеэкономические методы принуждения к труду | Эффективная система экономических стимулов |
Государственная и огосударствленная собственность | Частная, государственная и смешанная формы собственности |
План и команда | Смешанный механизм координации |
Рис. 3.1 ‑Основные характеристики АКС и рыночной экономической системы
Сравнительный анализ командной экономики и рыночной экономики показывает, что это две принципиально разные системы, поэтому не избежать радикальных преобразований.
Стратегическая цель переходного периода – формирование национальной экономической модели рыночного типа, обеспечивающей безопасность страны.
В качестве исходных задач трансформационного периода следует признать:
1) стабилизация национальной экономики и преодоление кризисных явлений (спад производства, инфляция, безработица);
2) либерализация экономической жизни и формирование новой экономической модели;
3) выход на полосу устойчивого и долговременного экономического роста.
Опыт Беларуси и других стран показал, что выделение во времени таких исходных компонентов во многом условно. В реальной жизни приходится обеспечивать синхронность трансформационных преобразований. Хотя надо признавать и то, что на каждом этапе трансформаций интенсивность реализации той или иной стратегической задачи заметно изменяется (рисунок 3.2).
Трансформационный период | |||
Задачи | Этап | ||
1 | 2 | 3 | |
1. Стабилизация | +++ | ++ | + |
2. Либерализация и формирование новой экономической системы | + | ++ | + |
3. Обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста | + | ++ | +++ |
Рис. 3.2 ‑Синхронное решение основных задач трансформационного периода
Два варианта трансформации. С учетом национальных условий и избранных методов реформирования определились два основных варианта рыночной трансформации: эволюционный и так называемый шоковый вариант.
Эволюционный вариант. Трансформация командной экономики осуществляется в замедленном темпе, при плавном переходе от одного этапа к другому. Государство продолжает оказывать сильную поддержку крупным предприятиям за счет бюджетных средств. Сохраняются лишь мягкие бюджетные ограничения. Сохраняется высокая степень социальной защиты населения.
Шоковый вариант («шоковая терапия»). Для данного варианта характерна ускоренная либерализация экономической жизни. Приватизация проводится интенсивно и преимущественно в неденежной форме. Создаются широкие предпосылки для привлечения в страну иностранного капитала. Особое внимание уделяется достижению финансовой стабилизации. Для этого сокращается дефицит госбюджета, стабилизируется обменный курс национальной валюты, подавляется инфляция. Снимаются все ограничения в сфере ценообразования. Резко сокращаются объемы государственных расходов. Урезается финансирование социальных программ.
Эволюционный путь развития Беларуси. Принято считать, что на современном этапе трансформации Беларусь избрала эволюционный путь социально-экономического развития. При обосновании данного тезиса можно сослаться на то, что:
а) в национальной экономике сделана ставка на сочетание государственного и частного сектора при активном участии государства в регулировании социально-экономических процессов;
б) сохранена система финансовой поддержки крупных государственных предприятий (льготы, субсидии, преференции);
в) ограничен процесс приватизации государственной собственности;
г) сохранена система социальной защиты населения, унаследованная от административного периода, заявлен курс на обеспечение социальной ориентации экономического развития;
г) заблокирована чрезмерная социальная и имущественная дифференциация населения.
Идея эволюционного пути развития отражена в таких стратегических документах, как НСУР-2010, НСУР-2020, Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года. Выбор эволюционного или шокового варианта трансформации предполагает выбор стратегической модели переходной экономики.
Стратегические модели переходного периода. Среди основных моделей переходного периода выделим следующие типы: а) социальная рыночная экономика; б) олигархический капитализм; в) восточный капитализм; (азиатский способ производства; г) государственный социализм; д) рыночный социализм.
Отметим, что в одном случае (а) принимается ориентир на опыт Западной Европы; в другом (б) на модель империалистического капитализма начала ХХ века; в третьем случае (в) страной правит «семья», которая присваивает «сырьевую ренту», восстанавливается азиатский способ производства; в четвертом варианте (г) завышенная оценка административной экономики приводит к реставрации «развитого социализма» Л. Брежнева, и т. д.
Исторический выбор Беларуси. Выбор Республикой Беларусь эволюционного пути развития и социальной ориентации преобразований был впервые закреплен в «Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1966 – 2000 гг.»
Социальная ориентация трансформации означает, что принимается курс на обеспечение справедливое распределение пофакторных доходов, в обществе ограничивается имущественная дифференциация, в качестве национальных факторов роста выступают социальные факторы, под контролем общества оказываются безработица и инфляция.
Социальная ориентация экономической модели предполагает, что главной целью функционирования национальной экономики выступает повышение жизненного уровня населения страны.
В качестве основных ориентиров (императивов) «социализации экономики» выступают:
а) обеспечение экономической свободы и развитие предпринимательства, ответственность предпринимателя перед обществом; социализация собственности, плюрализм хозяйственной деятельности;
б) высокоэффективный и высокооплачиваемый труд, сочетание экономической эффективности и социальной справедливости; стабильность стратегического курса;
в) адресная поддержка наиболее уязвимых слоев населения; развитие человеческого потенциала, высокое качество и продолжительность жизни населения;
г) развитие в обществе отношений социального партнерства, взаимодействие институтов труда и капитала, развитие экономического самоуправления;
д) рост демократии и политических свобод, защита прав граждан; формирование развитого гражданского общества и самоуправления.
- Национальная экономика Беларуси Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 1‑26 02 02 «Менеджмент»
- Введение
- 1 Предмет и задачи курса «Национальная экономика Беларуси»
- 1.1 Национальная экономика как объект исследования. Национальная хозяйственная система
- 1.2 Цели и задачи функционирования национальной экономики
- 1.3 Объект, предмет и функции дисциплины «Национальная экономика Беларуси»
- 1.4. Методология и теоретическая основа курса «Национальная экономика Беларуси»
- Задания для самоконтроля и самоподготовки
- 2 Национальная модель экономики. Типы национальных хозяйственных систем
- 2.1 Содержание национальной экономической модели и принципы классификации
- 2.3 Общность черт национальных моделей рыночной экономики. Смешанная экономика как матрица современной эволюции
- 2.4 Проблема исторического выбора
- Задания для самоконтроля и самоподготовки
- 3 Трансформационная экономика. Белорусская экономическая модель
- 3.1 Исходные геополитические, общеисторические и национальные условия формирования белорусской экономики
- 3.2 Цели и задачи переходного периода. Радикальный характер экономических преобразований и выбор Беларуси
- 3.3 Трансформационная экономика: основные черты, закономерности и противоречия функционирования
- 3.4 Роль белорусского государства в обеспечении трансформационных преобразований
- Задания для самоконтроля и самоподготовки
- 4 Основные макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики
- 4.1 Система национальных счетов
- 4.2 Основные статистические показатели в макроэкономике
- 4.3 Главные макроэкономические пропорции
- Задания для самоконтроля и самоподготовки
- 5 Экономический потенциал страны и национальный капитал
- 5.1 Понятие экономического потенциала страны
- 5.2 Национальный капитал, как основа экономического потенциала стран
- 5.3 Природно-ресурсный потенциал Беларуси
- 5.4 Демографический и трудовой потенциал
- 5.5 Производственный потенциал
- 5.6 Научный и инновационный потенциал
- 5.7 Инвестиционный потенциал
- Задания для самоконтроля и самоподготовки
- 6 Экономический рост национальной экономики
- 6.1 Воспроизводство и экономический рост
- 6.2 Факторы экономического роста
- 6.3 Типы экономического роста. Устойчивый экономический рост
- 6.4 Моделирование экономического роста
- 6.5 Модель экологически устойчивого экономического роста
- Задания для самоконтроля и самоподготовки
- 7 Хозяйственные комплексы национальной экономики
- 7.1 Отраслевая структура национальной экономики
- 7.2 Промышленный комплекс Республики Беларусь
- 7.2.1 Общий анализ промышленности Республики Беларусь
- 7.2.2 Развитие машиностроения и металлообработки
- 7.2.3 Топливно-энергетический комплекс Беларуси
- 7.2.4 Химическая и нефтехимическая промышленность
- 7.2.5 Лесной комплекс Республики Беларусь
- 7.2.6 Легкая промышленность Республики Беларусь
- 7.3 Агропромышленный комплекс Республики Беларусь
- 7.4 Строительный комплекс Республики Беларусь
- 7.5 Развитие сферы услуг в Республике Беларусь
- 7.6. Социальная сфера в Республике Беларусь
- Задания для самоконтроля и самоподготовки
- 8 Региональная экономика Беларуси
- 8.1 Территориальное разделение труда и формирование региональных хозяйственных комплексов
- 8.2 Экономика региона как объект управления. Воспроизводственный и экономический потенциал региона
- 8.3. Диагностика экономики региона. Инвестиционный и предпринимательский климат
- 8.4 Региональная экономическая политика. Программы регионального экономического и социального развития
- Задания для самоконтроля и самоподготовки
- 9 Формирование институтов рыночной экономики
- 9.1 Содержание институциональных преобразований в переходный период
- 9.2 Критерии и основные этапы преобразования собственности в трансформационный период
- 9.3 Формирование среды предпринимательства и его природа. Либерализация национальной экономики
- 9.4 Антимонопольное регулирование и формирование конкурентных рынков в условиях Беларуси
- 9.5 Формирование рыночных структур мезоэкономики: холдинг, финансово-промышленная группа, кластер
- Задания для самоконтроля и самоподготовки
- 10 Национальная денежно-кредитная система
- 10.1 Денежная, кредитная и банковская система страны. Ликвидность национальной экономики
- 10.2 Национальный банк Республики Беларусь и его функции. Дальнейшее совершенствование денежно-кредитной политики
- 10.3 Второй уровень национальной банковской системы Беларуси. Активы и пассивы белорусских банков
- Задания для самоконтроля и самоподготовки
- 11 Бюджетная и налоговая система страны
- 11.1 Общая характеристика национальной финансовой системы
- 11.2 Местный бюджет и его функциональная роль. Межбюджетные отношения
- 11.3 Внутренний и внешний государственный долг. Управление государственным долгом
- 11.4 Содержание и эффективность национальной налоговой системы
- Задания для самоконтроля и самоподготовки
- 12 Открытая экономика. Беларусь в системе мирохозяйственных связей
- 12.1 Признаки открытости национальной экономики. Классификация Беларуси как малой открытой экономики
- 12.2 Международная конкурентоспособность национальной экономики. Проблемы вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию
- 12.3 Формирование торгового и платежного баланса Беларуси. Международная инвестиционная позиция страны
- 12.4 Национальная экономика Беларуси в системе региональной интеграции. Таможенный союз
- Задания для самоконтроля и самоподготовки
- 13 Экономическая безопасность Республики Беларусь
- 13.1 Экономическая безопасность в системе национальной безопасности
- 13.2 Угрозы экономической безопасности Республики Беларусь
- 13.3 Основные критерии экономической безопасности в Республике Беларусь
- Задания для самоконтроля и самоподготовки
- Перечень тем рефератов для практических занятий по дисциплине «Национальная экономика Беларуси»
- Список литературы Законодательная литература
- Нормативные документы и статистика
- Научная и учебная литература
- Оглавление
- 220006. Минск, Свердлова, 13а.