Сущность и основные черты предпринимательской деятельности
Рыночные отношения порождают у многих граждан естественное стремление иметь собственное дело, с помощью которого они приумножат собственность. В конечном итоге это приводит к появлению особого вида деятельности - предпринимательства.
Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей, как известно, обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т.д.). Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для того, чтобы процветать и развиваться.
Рассмотренные характеристики дают возможность выделить важнейшие отличительные черты предпринимательства.
Во-первых - это самостоятельность и экономическая свобода деятельности. Любой предприниматель независим в принятии решения по поводу организации собственного дела в любой экономической сфере (естественно, кроме запрещенной законом).
Во-вторых, деятельность предпринимателя связана с риском и неопределенностью успеха начатого дела. Поэтому такая деятельность предъявляет жесткие требования к личным качествам человека, занятого предпринимательством. Здесь важны и грамотность, и знания, и умения, и характер.
В-третьих, важнейшей отличительной чертой предпринимательской деятельности является опора на инновации. Это творческая, поисковая деятельность инициативных людей, которые согласно И. Шумпетеру реформируют и революционизируют производство и другие сферы деятельности.
Инновационный характер предпринимательства может и должен проявляться во всех сферах деятельности, ибо в противном случае эту деятельность по всем критериям трудно причислить к истинно предпринимательской.
Именно творческий, поисковый инновационный характер предпринимательства, его нацеленность на достижение принципиально новых результатов отличают этот тип экономического поведения от репродуктивных (рутинных, шаблонных) типов экономической деятельности. Таким образом, научное понимание предпринимательства не сводится лишь к одной единственной функции - извлечение прибыли.
Очевидно, что важнейшие черты предпринимательства, отмеченные выше, должны быть отражены в его определении. В этой связи рассмотрим определение предпринимательства, данное в Гражданском кодексе Российской Федерации, который устанавливает гражданские права и свободы, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
В ст. 2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
В определении предпринимательства, данном в Гражданском кодексе Российской Федерации, присутствуют две отличительные черты этой деятельности: самостоятельность и рискованность, однако ничего не сказано о третьей отличительной черте, что эта деятельность основана на инновациях. Иными словами, определение, данное в Гражданском кодексе Российской Федерации, не в полной мере характеризует сущность предпринимательской деятельности. В этой связи предлагается следующее определение.
Предпринимательство - это самостоятельная, творческая деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций для создания новых и совершенствования имеющихся продуктов (услуг) производств, организаций, осуществляемая на свой риск в целях получения прибыли.
Представляется, что данное определение более полно характеризует предпринимательскую деятельность, поскольку включает все три отличительные черты деятельности.
Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом, включая хозяйственно-производственную, торгово-закупочную, инновационную, консультационную, коммерческое посредничество, а также операции с ценными бумагами и др.
Указанные виды деятельности могут осуществляться непосредственно одним человеком или коллективом (партнеры) с применением наемного труда или без него, с образованием юридического лица или без него.
Субъектами предпринимательства могут быть:
• граждане РФ и других государств, не ограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности;
• граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законом;
• объединения граждан (партнеры).
Статус предпринимателя приобретается только посредством государственной регистрации предприятия. В тех случаях, когда предпринимательская деятельность ведется без применения наемного труда, она регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда - как предприятие.
Из этого следует, что предпринимательская деятельность осуществляется в двух формах:
• самим собственником средств производства на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность (индивидуальная трудовая деятельность);
• руководителем предприятия от имени собственника. Пределы распоряжения такой собственностью регулируются контрактом (договором), определяющим взаимные обязательства сторон. В этом договоре указываются ограничения прав в использовании имущества и проведении отдельных видов деятельности, порядок и условия финансовых взаимоотношений и материальной ответственности сторон, основания и условия расторжения договора.
Собственник имущества не имеет права вмешиваться в деятельность предпринимателя после заключения договора с управляющим (предпринимателем), за исключением случаев, предусмотренных договором, уставом предприятия и законом.
Предприниматель (руководитель) имеет право:
• привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц;
• самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РФ и договорами;
• осуществлять внешнеэкономическую деятельность;
• осуществлять административно-распорядительную деятельность по управлению предприятием;
• нанимать и увольнять работников от имени собственника предприятия.
По всем пунктам предприниматель обязан организовать деятельность в соответствии с законодательством РФ и заключенными им договорами и нести ответственность по закону за ненадлежащее исполнение заключенных договоров, нарушение прав собственности других субъектов, загрязнение окружающей среды, нарушение антимонопольного законодательства, несоблюдение безопасных условий труда, реализацию потребителям продукции, причиняющей вред здоровью.
Формула предпринимательства проста: получение максимальной прибыли при минимальном риске. Однако ее реализация осуществляется в условиях высокого уровня неопределенности в успехе дела. Эта неопределенность, с одной стороны, обусловливается рыночными отношениями (будут ли признаны на рынке предложения бизнесмена), а с другой - динамичностью изменения спроса и предложения. Отсюда важнейшими чертами предпринимательства являются/мете, мобильность, динамичность предпринимательских действий (не опоздать, вовремя уловить изменяющийся спрос). Предприниматель, как говорят, не сидит на месте, он непрерывно ищет новое. Чтобы выдержать конкуренцию, он постоянно совершенствует технологию производства, корректирует цену товара, его качество в соответствии с изменениями, происходящими в сфере его действия.
Французский экономист Ж.Б. Сей еще в 1800 г. заметил, что предприниматель перемещает экономические ресурсы из области низкой производительности и низких доходов в область более высокой производительности и прибыльности.
Вместе с тем предпринимательство, как и любой вид деятельности, должно иметь теоретические основы, объясняющие его сущность. Если исходить из назначения предпринимательской деятельности, а именно непрерывного поиска нового, постоянного улучшения положения предприятия, то, очевидно, что оно не может опираться только на классическую экономическую теорию, которая дает пути оптимизации того, что уже есть, т.е. оно концентрируется на вопросах извлечения максимальной прибыли из наличных ресурсов и достижения равновесия.
С точки зрения американского ученого П. Ф. Друкера теоретической основой предпринимательской деятельности является экономическая теория динамического неравновесия.
Родоначальником этой теории был Й.Шумпетер, который в своей книге «Теория экономического развития» (1912 г.) отказался от традиционной экономической теории и утверждал, что «нормой» здоровой экономики является не равновесие или оптимизация, а динамическое неравновесие, вызванное деятельностью новатора-предпринимателя, которая направлена на создание нового потребительского спроса, на получение что-то иного, отличного от предыдущего, обеспечивающего качественно более полное удовлетворение потребностей. Правда, последнее не всегда означает что-то совершенно новое. Оно, как правило, основывается на уже известной потребительной стоимости (товаре или услуге), но, внедрив новую технологию, повысив отдачу на капиталовложения, предприниматель создаст новый рынок и нового потребителя. Примером этого является сеть ресторанов Макдональдс, деятельность которых является чистым предпринимательством. Мы здесь имеем положение, при котором спрос на эту продукцию вырос до такой степени, что образовалась особая «рыночная ниша».
Добиться вышеперечисленного предприниматель может с помощью имеющегося «ресурса», в который он должен «вдохнуть» новую жизнь или найти новый ресурс, который поможет создать новые потребительские стоимости, приводящие в конечном итоге к так называемому созидательному разрушению. Дело в том, что любой ресурс становится полезным только тогда, когда человек отыщет его в природе и наделит его экономической ценностью, т.е. может получить из него или создать с его помощью новые товары или услуги.
Отсюда следует, что основным принципом теории динамического неравновесия является инновационностъ подхода, в результате осуществления которого создается новый ресурс, нарушающий принятый баланс.
Этот инновационный подход следует рассматривать как инновационный процесс, происходящий постоянно и целенаправленно в поиске изменений существующей практики как источника получения социальных и экономических благ.
Наиболее существенные изменения основаны на новых и блестящих идеях, но при их реализации необходимо руководствоваться рядом принципов, а именно:
• все нововведения должны носить целенаправленный характер;
• все нововведения должны начинаться с анализа возможностей, и, прежде всего, анализировать источники инновационных возможностей;
• установление восприимчивости рынком осуществляемых нововведений.
Нововведения должны быть простыми и направлены на решение только одной задачи. Простота и доступность - залог успеха.
Следуя этим принципам, предприниматель на практике может добиться хороших результатов в работе.
В этом случае возникает вопрос: чем же отличаются от предпринимательства по своему содержанию относительно устойчивые формы экономической деятельности (это, как правило, относится к организации работы предприятий, располагающих большими производственными и материальными фондами), которые в условиях рынка также стремятся к получению прибыли как экономической основы их развития? Это отличие состоит в том, что их деятельность (формы и методы) основывается на долгосрочных целях развития предприятия, а цели включают не только получение прибыли, но и увеличение или удержание доли рынка для сбыта своих товаров или оказания услуг, создание новых видов продуктов и услуг, радикальное улучшение качества выпускаемой продукции, постоянное обновление ассортимента и т.д.
Необходимость учета долгосрочных целей развития предприятия обусловливается тем, что их выполнение - проведение НИОКР, длительность изготовления, налаживание кооперации и т.д. требует длительного времени. Кроме того, необходимо повышать эффективность использования дорогостоящего оборудования, что возможно только на долгосрочной основе. Это, конечно, не означает, что обычная форма экономической деятельности не включает определенные элементы предпринимательской деятельности. Напротив, мобильность и динамичность, стремление чутко улавливать конъюнктуру рынка и другие черты предпринимательства, всегда рассматриваются в плане осуществления текущих тактических действий, направленных на успешную реализацию стратегических целей с учетом изменяющихся условий среды, в которой работают предприятия.
В то же время и предприниматель в своих действиях исходит из долгосрочного прогноза и даже, может быть, из установления долгосрочных целей (в данном случае в качестве долгосрочной цели, как правило, берется прибыль) своего развития, но это не имеет определяющего значения для результатов его деятельности. Он исходит из необходимости получения результата в течение короткого периода, для него первостепенное значение приобретает (учитывая, что в его распоряжении небольшие финансовые и материальные средства) ускоренная оборачиваемость финансовых средств. Эта особенность предпринимательства предполагает установление соответствующей технологии его ведения.
- Экономика организации конспект лекций
- Тема 1. Структура национальной экономики.
- Реальный сектор экономики.
- Структурная перестройка экономики России.
- Предприятие – основное звено экономики.
- Классификация предприятий.
- Хозяйственные товарищества и общества.
- Хозяйственные товарищества.
- Общества
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия.
- Производственные кооперативы.
- Организационно-правовые формы предприятий
- Порядок образования и ликвидации предприятия.
- Тема 2 Предпринимательская деятельность предприятия.
- Сущность и основные черты предпринимательской деятельности
- Виды предпринимательства, их взаимосвязь и особенности участия в бизнесе
- Производственное предпринимательство и технология его осуществления
- Коммерческое предпринимательство.
- Финансовое предпринимательство
- Значение малых предприятий для развития национальной экономики
- Тема 3. Производственная структура предприятия. Организация производственного процесса.
- Понятие производства
- Производственная структура предприятия.
- Принципы построения оптимальной производственной структуры.
- Типы производства и их характеристики.
- Производственный процесс и его содержание.
- Основные компоненты производственного процесса.
- Производственный цикл.
- Принципы организации производственного процесса.
- Методы организации производственного процесса.
- Экономическая функция производственного цикла.
- Тема 4. Организационная структура управления предприятием.
- Линейная структура управления
- Функциональная структура управления
- Преимущества и недостатки
- Дивизиональная структура управления
- Руководство
- Преимущества и недостатки
- Адаптивные структуры управления
- Преимущества и недостатки
- Принципы построения организационной структуры управления
- Тема 5. Трудовые ресурсы предприятия.
- Характеристика категорий персонала предприятия и его структура.
- Число рабочих дней в периоде
- Показатели производительности труда .
- Факторы роста производительности труда.
- Оплата труда работников.
- Формы и системы оплаты труда.
- Тарифная система и бестарифная система оплаты труда.
- Взаимосвязь заработной платы и производительностью труда.
- Тема 6. Имущество и капитал предприятия.
- Понятие имущества предприятия
- Состав имущества предприятия
- Капитал предприятия и его виды.
- Особенности уставного капитала акционерного общества.
- Размеры уставного капитала и его оценка.
- Основной и оборотный капитал
- Показатели процесса воспроизводства основных средств
- Состав, классификация и структура основных средств.
- Виды оценки основных средств.
- Методы переоценки основных средств.
- Износ и амортизация основных средств.
- Амортизация основных средств: норма и методы начисления.
- В России применяют четыре способа начисления амортизации:
- Начисление амортизации в зависимости от произведенной работы.
- Показатели использования основных средств предприятия
- Система резервов улучшения использования основных средств предприятия
- Элементы оборотных средств
- Источники формирования оборотных средств
- Определение потребности предприятия в оборотных средствах. Порядок нормирования.
- Методы нормирования
- Нормирование материалов.
- Нормирование незавершенного производства.
- Нормирование готовой продукции.
- Показатели эффективности использования оборотных средств предприятия
- Улучшение использования оборотных средств.
- Тема 9. Разработка бизнес-плана организации (предприятия).
- Понятие, сущность и функции бизнес-плана.
- Содержание бизнес-плана
- Разработка бизнес-плана. Международная практика обоснования проектов.
- Тема 10. Товарная стратегия предприятия. План производства и реализации продукции.
- Цели и задачи, условия формирования товарной стратегии.
- Формирование ассортимента
- Процесс планирования нового продукта.
- План реализации продукции.
- Понятие производственной программы, её варианты, показатели и их характеристика.
- Производственные мощности: виды, показатели использования.
- Расчет величины производственной мощности.
- Проект производственных мощностей.
- Себестоимость продукции, состав и структура затрат, включаемых в себестоимость продукции.
- Состав и структура затрат
- Группировка затрат по экономическим элементам (смета затрат на производство).
- Группировка затрат по статьям калькуляции.
- Определение себестоимости продукции.
- Издержки фирмы в микроэкономической теории. Общие, средние и предельные издержки.
- Классификация цен по степени регулируемости.
- Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота.
- Другие классификации цен.
- Понятие, задачи и механизм разработки ценовой политики предприятия.
- Задачи и механизм разработки ценовой политики
- Постановка целей ценовой политики.
- Выбор метода ценообразования.
- Модификации цен.
- Особенности ценообразования при различных моделях рынка.
- Цены рынка свободной конкуренции
- Ценообразование в условиях монополистической конкуренции.
- Ценообразование в условиях олигополии
- Цены в условиях чистой монополии
- Тема 13. Инвестиционная и инновационная деятельность
- Предприятия.
- Понятие, сущность и принципы инвестиционной деятельности.
- Понятие инвестиций.
- Принципы инвестиционной деятельности.
- Приемы и методы проектного анализа.
- Виды анализа
- Методы анализа
- Метод дисконтирования и показатели доходности.
- Показатели доходности проекта.
- Капитальные вложения: понятие и источники финансирования.
- Источники финансирования
- Понятие инновации, инновационной деятельности предприятия, виды инноваций.
- Виды инноваций
- Жизненный цикл инноваций
- Тема 14. Формирование финансовых результатов деятельности предприятия
- Выручка, доходы и прибыль предприятия.
- Показатели прибыли.
- Методы планирования прибыли
- Принципы распределения прибыли.
- Распределение прибыли на предприятиях различных организационных форм.
- Финансовый план предприятия и его структура.
- Структура финансового плана.
- Банковское кредитование
- Финансовые операции.
- Понятие биржи и особенности биржевой торговли
- Виды биржевых сделок
- Фондовые биржи.
- Форма бухгалтерского баланса. Активы и пассивы предприятия
- Активы и пассивы предприятия.
- Методы оценки статей баланса.
- Значение бухгалтерской отчетности
- Понятие эффективности производства.
- Принципы определения экономической эффективности
- Показатели финансового состояния предприятия.