Принципы определения экономической эффективности
Определение эффективности производства начинается с установления критериев эффективности, т.е. главного признака оценки эффективности, раскрывающего его сущность. Смысл критерия эффективности производства вытекает из необходимости максимизации получаемых результатов или минимизации производимых затрат исходя из поставленных целей развития предприятия. Такими целями могут быть обеспечение выживаемости, достижение устойчивого роста, структурная перестройка, социальная стратегия и т.п.
При всем многообразии этих целей доминирующим становится достижение наилучших экономических результатов, стремление к извлечению наибольшей массы прибыли с учетом долговременной перспективы развития. Отсюда в качестве исходного количественного критерия эффективности производства должна выступать годовая норма прибыли на вложенный капитал:
где Е– норма прибыли на вложенный капитал, %; П– чистая прибыль (годовая) за вычетом налогов, руб.; К– вложения в капитал, обеспечивающие получение прибыли, руб.; Ц–годовой объем производства продукции в продажных ценах, руб.; С– полная себестоимость годового выпуска продукции, руб.
Расчетные значения нормы прибыли могут изменяться в зависимости от структуры капитала, уровня прогнозируемых цен • на продукцию, объема спроса и других факторов. Выбранный критерий эффективности производства в виде нормы прибыли на капитал применяется как для сравнения различных вариантов развития предприятия, так и для оценки единственного варианта рынком. В соответствии с принятым критерием определяются конкретные показатели эффективности производства, отражающие основные характеристики затрат и результатов.
В международной практике обоснования эффективности инвестиционных проектов используются следующие обобщающие показатели эффективности производства: чистая текущая стоимость, рентабельность капитала, внутренний коэффициент эффективности, период возврата капитальных вложений, максимальный денежный отток, точка безубыточности.
Показатель чистой текущей стоимости определяется как разность между поступлением и расходом денежных средств за весь период предполагаемого функционирования предприятия с учетом фактора времени. Обычно чистая текущая стоимость рассматривается как норма инвестирования капитала (норма минимального дохода), подтверждающая целесообразность осуществления капитальных вложений.
Рентабельность капитала – это отношение чистой прибыли (за вычетом налогов) к собственному капиталу. В условиях рынка рентабельность капитала характеризует минимальную норму прибыльности капитальных вложений и является более стабильным показателем, чем рентабельность продукции.
Внутренний коэффициент эффективности представляет собой такое пороговое значение рентабельности капитала, при котором становится возможным равенство притоков-оттоков наличных средств, а сама текущая стоимость превращается в нулевую величину. Проект развития предприятия считается рентабельным, когда внутренний коэффициент эффективности не опускается ниже этой исходной нормы окупаемости вложений. На практике для более точного расчета внутреннего коэффициента эффективности используется метод итерационного подбора его численных значений во времени.
П ериод возврата капитальных вложений (срок окупаемости) – это период времени, который необходим для того, чтобы будущая прибыль предприятия достигла величины осуществленных капитальных вложений. Показатель срока окупаемости характеризует интенсивность возврата затраченных средств на определенном интервале времени после их вложения:
где Т– срок окупаемости капитальных вложений, лет; П – чистая годовая прибыль за вычетом налогов, но с учетом амортизации, руб.
Максимальный денежный отток – это наиболее отрицательное значение чистой текущей стоимости, рассчитанной нарастающим итогом. Этот показатель отражает общую стоимость предпринимательского проекта и увязывает ее с источниками финансирования затрат.
Точка (норма) безубыточности – это минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором достигается «нулевая прибыль», т.е. равенство доходов от продаж и издержек производства. Дальнейшее увеличение объема продаж приводит к появлению прибыли. Точка безубыточности находится графическим и аналитическим способами. Графически точка безубыточности находится на пересечении линий объема продаж и полных издержек производства (в разбивке последних на постоянные и переменные). Аналитически точка безубыточности определяется по формуле:
где Н0 – точка (норма) безубыточности по объему реализации продукции в натуральных единицах; Ипост – суммарные издержки производства; Цед – удельная цена продукции, руб.; Цпер – удельные переменные издержки производства, руб.
Р азвитие любого производства всегда требует определенного времени. Количественное определение экономического значения фактора времени основывается на соизмерении затрат и результатов со временем и опирается на приведение (дисконтирование) стоимости будущих затрат (капитальных вложений) и результатов (прибыли) к единому моменту времени – начальному или конечному, т.е. к началу осуществления или к моменту завершения проекта. На практике учет фактора времени связан с использованием коэффициента приведения (дисконтирования), рассчитываемого по формуле сложных процентов:
где Ввр – коэффициент приведения разновременных затрат и результатов в сопоставимый вид с целью измерения; Ед – норма дисконта для соизмерения разновременных затрат и результатов, равная ставке банковского процента за кредитные ресурсы или внутреннему коэффициенту эффективности предприятия, %; t– год приведения.
Оценка эффективности с помощью прибыли.
Другим не менее известным методом оценки денежных доходов является метод рентабельности, характеризующий размер полученной прибыли в зависимости от объема продаж и стоимости активов предприятия. К экономическим методам регулирования рентабельности предприятия относится рентабельность капитала, рентабельность продукции, рентабельность активов (фондоотдача).
На основе прибыли рассчитываются относительные показатели:
• рентабельность общая (Робщ) рассчитывается как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных производственных фондов:
где; Пб – балансовая прибыль; с и б – среднегодовая стоимость основных и нормированных оборотных производственных фондов;
• фондоотдача
и фондоемкость
где Q – выпуск продукции. Фондоотдача – это выпуск продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости основных фондов; фондоемкость – это среднегодовая стоимость основных фондов, приходящаяся на 1 руб. продукции;
• рентабельность продаж (оборота):
Прибыль (валовая или чистая) и объем продаж берутся за один и тот же отчетный период, как правило, за год;
• рентабельность основного капитала:
• рентабельность собственного капитала:
Р ентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования капитала, инвестированного в производство за счет собственных источников финансирования.
Важным показателем является, и объем продаж. По объему продаж судят о масштабах деятельности фирмы, ее производственных возможностях. Анализ объема продаж за ряд лет дает представление о темпах роста производства фирмы. Объем продаж используется для определения оборачиваемости активов предприятия (Коа) и оборачиваемости основного капитала (Кок)
Конкурентоспособность фирмы связана с конкурентоспособностью ее продукции. Увеличение объема продаж, как правило, ведет к увеличению прибыли, росту показателей рентабельности. Загрузка производственных мощностей, увеличение портфеля заказов, увеличение капиталовложений в производство свидетельствуют о повышении конкурентоспособности предприятия.
- Экономика организации конспект лекций
- Тема 1. Структура национальной экономики.
- Реальный сектор экономики.
- Структурная перестройка экономики России.
- Предприятие – основное звено экономики.
- Классификация предприятий.
- Хозяйственные товарищества и общества.
- Хозяйственные товарищества.
- Общества
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия.
- Производственные кооперативы.
- Организационно-правовые формы предприятий
- Порядок образования и ликвидации предприятия.
- Тема 2 Предпринимательская деятельность предприятия.
- Сущность и основные черты предпринимательской деятельности
- Виды предпринимательства, их взаимосвязь и особенности участия в бизнесе
- Производственное предпринимательство и технология его осуществления
- Коммерческое предпринимательство.
- Финансовое предпринимательство
- Значение малых предприятий для развития национальной экономики
- Тема 3. Производственная структура предприятия. Организация производственного процесса.
- Понятие производства
- Производственная структура предприятия.
- Принципы построения оптимальной производственной структуры.
- Типы производства и их характеристики.
- Производственный процесс и его содержание.
- Основные компоненты производственного процесса.
- Производственный цикл.
- Принципы организации производственного процесса.
- Методы организации производственного процесса.
- Экономическая функция производственного цикла.
- Тема 4. Организационная структура управления предприятием.
- Линейная структура управления
- Функциональная структура управления
- Преимущества и недостатки
- Дивизиональная структура управления
- Руководство
- Преимущества и недостатки
- Адаптивные структуры управления
- Преимущества и недостатки
- Принципы построения организационной структуры управления
- Тема 5. Трудовые ресурсы предприятия.
- Характеристика категорий персонала предприятия и его структура.
- Число рабочих дней в периоде
- Показатели производительности труда .
- Факторы роста производительности труда.
- Оплата труда работников.
- Формы и системы оплаты труда.
- Тарифная система и бестарифная система оплаты труда.
- Взаимосвязь заработной платы и производительностью труда.
- Тема 6. Имущество и капитал предприятия.
- Понятие имущества предприятия
- Состав имущества предприятия
- Капитал предприятия и его виды.
- Особенности уставного капитала акционерного общества.
- Размеры уставного капитала и его оценка.
- Основной и оборотный капитал
- Показатели процесса воспроизводства основных средств
- Состав, классификация и структура основных средств.
- Виды оценки основных средств.
- Методы переоценки основных средств.
- Износ и амортизация основных средств.
- Амортизация основных средств: норма и методы начисления.
- В России применяют четыре способа начисления амортизации:
- Начисление амортизации в зависимости от произведенной работы.
- Показатели использования основных средств предприятия
- Система резервов улучшения использования основных средств предприятия
- Элементы оборотных средств
- Источники формирования оборотных средств
- Определение потребности предприятия в оборотных средствах. Порядок нормирования.
- Методы нормирования
- Нормирование материалов.
- Нормирование незавершенного производства.
- Нормирование готовой продукции.
- Показатели эффективности использования оборотных средств предприятия
- Улучшение использования оборотных средств.
- Тема 9. Разработка бизнес-плана организации (предприятия).
- Понятие, сущность и функции бизнес-плана.
- Содержание бизнес-плана
- Разработка бизнес-плана. Международная практика обоснования проектов.
- Тема 10. Товарная стратегия предприятия. План производства и реализации продукции.
- Цели и задачи, условия формирования товарной стратегии.
- Формирование ассортимента
- Процесс планирования нового продукта.
- План реализации продукции.
- Понятие производственной программы, её варианты, показатели и их характеристика.
- Производственные мощности: виды, показатели использования.
- Расчет величины производственной мощности.
- Проект производственных мощностей.
- Себестоимость продукции, состав и структура затрат, включаемых в себестоимость продукции.
- Состав и структура затрат
- Группировка затрат по экономическим элементам (смета затрат на производство).
- Группировка затрат по статьям калькуляции.
- Определение себестоимости продукции.
- Издержки фирмы в микроэкономической теории. Общие, средние и предельные издержки.
- Классификация цен по степени регулируемости.
- Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота.
- Другие классификации цен.
- Понятие, задачи и механизм разработки ценовой политики предприятия.
- Задачи и механизм разработки ценовой политики
- Постановка целей ценовой политики.
- Выбор метода ценообразования.
- Модификации цен.
- Особенности ценообразования при различных моделях рынка.
- Цены рынка свободной конкуренции
- Ценообразование в условиях монополистической конкуренции.
- Ценообразование в условиях олигополии
- Цены в условиях чистой монополии
- Тема 13. Инвестиционная и инновационная деятельность
- Предприятия.
- Понятие, сущность и принципы инвестиционной деятельности.
- Понятие инвестиций.
- Принципы инвестиционной деятельности.
- Приемы и методы проектного анализа.
- Виды анализа
- Методы анализа
- Метод дисконтирования и показатели доходности.
- Показатели доходности проекта.
- Капитальные вложения: понятие и источники финансирования.
- Источники финансирования
- Понятие инновации, инновационной деятельности предприятия, виды инноваций.
- Виды инноваций
- Жизненный цикл инноваций
- Тема 14. Формирование финансовых результатов деятельности предприятия
- Выручка, доходы и прибыль предприятия.
- Показатели прибыли.
- Методы планирования прибыли
- Принципы распределения прибыли.
- Распределение прибыли на предприятиях различных организационных форм.
- Финансовый план предприятия и его структура.
- Структура финансового плана.
- Банковское кредитование
- Финансовые операции.
- Понятие биржи и особенности биржевой торговли
- Виды биржевых сделок
- Фондовые биржи.
- Форма бухгалтерского баланса. Активы и пассивы предприятия
- Активы и пассивы предприятия.
- Методы оценки статей баланса.
- Значение бухгалтерской отчетности
- Понятие эффективности производства.
- Принципы определения экономической эффективности
- Показатели финансового состояния предприятия.