1. Предмет и особенности методологии макроэкономики
Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики, как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции. Предметом макроэкономической теорииявляется изучение макроэкономических явлений, которые не связаны с какой-то одной отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны получить общее (макроэкономическое) объяснение. Макроэкономика рассматривает поведение экономики, рассматриваемой как единое целое: её подъёмы и спады, проблемы инфляции, безработицы. Следует отметить, что некоторые вопросы макроэкономики относятся к экономике страны, а некоторые могут иметь последствия и для целого ряда стран (например, мировые нефтяные или финансовые кризисы).
Методы макроэкономического анализа.Методы научного анализа представляют собой совокупность приемов, способов и принципов, применяемых при исследовании проблем, составляющих предмет данной науки. В макроэкономике, применяются как общенаучные методы исследования, так и специфические. Их применение в макроэкономике имеет свои особенности, определяемые как ее предметом, так и основным специфическим методом исследования — методом агрегирования.Метод агрегирования.Суть этого метода заключается в том, что в качестве понятий, с которыми оперирует макроэкономика, выступают агрегаты, которые представляют собой научные абстракции, образуемые путем объединения по тому или иному признаку в единое целое множества экономических явлений или процессов. Такого рода агрегатами являются не только обобщающие показатели экономической конъюнктуры (национальный доход, уровень цен, процентная ставка и т.д.), по и отдельные сектора национальной экономики, выступающие в качестве основных макроэкономических субъектов. В макроэкономике выделяют лишь четыре субъекта: домашние хозяйства, фирмы (предпринимательский сектор), государство и заграница (иностранный сектор). Каждый из макроэкономических субъектов представляет собой совокупность реальных действующих субъектов данного типа. Одновременно каждый из них — типичный представитель экономических субъектов данного типа. Это означает, что для целей макроэкономического анализа отбираются только те черты поведения субъекта, которые присущи абсолютно каждому из них, то есть подлежит агрегированию и характер их поведения.
В макроэкономике рассматриваются агрегированные рынки. При этом все множество микроэкономических рынков группируется в следующие типы:
Рынок товаров и услуг (реальных благ). На рынке благ все индивидуальные различия микроэкономических рынков товаров и услуг исчезают, для изучения остаются вопросы установления величины совокупного спроса и совокупного предложения, общего уровня цен и условий формирования равновесия. При этом на нем особо выделяется потребительский рынок и рынок реального капитала, представленный рынком инвестиционных товаров.
Рынок труда, на котором объектом купли-продажи выступает труд
Рынок денег, при этом под деньгами подразумевается только национальная валюта.
Рынок капитала (ценных бумаг), основное предназначение которого — обеспечить трансформацию сбережений в инвестиции.
Международный валютный рынок, на котором происходит обмен национальных валют.
Моделирование. Взаимодействие экономических субъектов в макроэкономике анализируется с помощью моделей, которые представляют собой абстрактное отображение изучаемых с их помощью реальных явлений и процессов. Необходимость применения моделей определяется тем, что они позволяют отвлечься от несущественных деталей и выявить принципиальные экономические связи. В моделях используется два вида переменных: экзогенные (задаваемая вне модели исходная информация) и эндогенные, являющиеся результатом решения модели. Цель применения моделей состоит в выяснении того, как экзогенные переменные влияют на эндогенные. В зависимости от конкретных задач исследования применяются разные типы моделей. Их классификация приведена в табл. 17.2.
КРИТЕРИЙ КЛАССИФИКАЦИИ | ВИДЫ МОДЕЛЕЙ | |
Способ отражения изучаемого объекта | Экономико-математические | Графические |
Продолжительность периода анализа | Краткосрочные | Долгосрочные |
Степень охвата внешнеэкономических связей | Закрытые | Открытые |
Характер отражения фактора времени | Статические | Динамические |
Ожидания в макроэкономике. Ожидания — это оценки будущих перспектив, которые учитываются тем или иным субъектом в процессе принятия решений. В макроэкономике выделяют три вида ожиданий: статические, адаптивные и рациональные:
Статические ожиданияозначают, что в будущем экономические субъекты ориентируются на те же параметры конъюнктуры, которые имеют место в настоящем. Например, уровень цен будущего года ожидается равным уровню цен настоящего года.
Адаптивные ожиданияпредполагают, что экономические субъекты формируют ожидания с учетом прошлых ошибок.
Рациональные ожиданиясвидетельствуют о том, что экономические субъекты не только учитывают ошибки прошлого опыта, но и заглядывают в будущее. Принимая свои решения, они привлекают всю доступную информацию об ожидаемых событиях, которые могут повлиять на экономическую конъюнктуру. Это позволяет не совершать систематических ошибок.
От характера формирования ожиданий существенным образом зависит реакция субъектов рыночных отношений на мероприятия экономической политики государства. Поэтому одни и те же политические мероприятия могут иметь разные социально- экономические последствия в зависимости от вида ожиданий, преобладающего в обществе.
- 1. Предмет и особенности методологии макроэкономики
- 2. Экономическая система и ее элементы. Воспроизводственный цикл.
- 3. Экономический кругооборот. Основные денежные и натуральные потоки. Агрегаты рынков и субъектов в макроэкономике.
- 4. Система показателей нац.Объема производства. Нац.Богатство.
- 5. Производственные ресурсы и факторы. Производственные возможности экономики.
- 6. Национальный продукт и нац.Доход. Ввп по доходам и по расходам.
- Методы расчёта
- Ввп по доходам
- Ввп по расходам
- 7.Совокупный спрос и предложение.
- 8. Функция потребления и функция сбережения
- 9. Инвестиционный спрос и параметры, влияющие на него
- 11. Равновесие на рынке благ. Is- модель
- 13. Денежная масса и функции денег
- 14. Спрос на деньги как имущество. Ставка процента. Ценность денег во времени.
- 15. Строение и особенности двухуровневой банковской системы
- Двухуровневая банковская система России
- 16. Основные функции и баланс коммерческого банка
- 17. Отражение основных операций в банковском балансе. Банковские резервы.
- 18. Создание денег банковской системой. Банковский мультипликатор
- 19. Факторы и параметры влияющие на предложение денег
- 20. Спрос на деньги для сделок. Равновесие на денежном рынке. Lm модель
- 21. Is-lm модель. Эффективный спрос.
- 22. Содержание денежно-кредитной политики и ее воздействие на объем национального производства.
- 23. Содержание финансовой политики и ее воздействие на объем национального производства.
- 24. Макроэкономический аспект роста и модернизации экономики
- 25. Инфляция: формы сущность, измерение, последствия
- Воздействие на объем национального производства
- Социально-экономические последствия
- 26. Рынок труда в макроэкономике.
- Факторы, влияющие на спрос и предложение на рынке труда