logo search
Ukaz_Prezidenta_Respubliki_Belarus_ot_18_iyulya

6. Макроэкономическое равновесие и его основные признаки

Совокупный спрос (АД) – реальный объём национального производства, который экономические субъекты готовы купить при любом возможном уровне цен. Кривая совокупного спроса представляет собой кривую, имеющую отрицательный наклон. Она показывает зависимость совокупного спроса от уровня цен. Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос: расходы на потребительские товары и услуги (С), расходы а инвестиции (I), гос. расходы (G), изменение в расходах на чистый экспорт (Xn). Влияние этих факторов отразится в сдвиге кривой вправо или влево. Совокупное предложение (АS) – уровень наличного реального объёма производства при каждом возможном уровне цен. В ЭТ существует несколько подходов к анализу совокупного предложения, которые по-разному рассматривают форму кривой AS. Выделяют в кривой совокупного предложения горизонтальный, вертикальный и промежуточный отрезок. Горизонтальный отрезок (кейнсианский) – экономика в состоянии депрессии. Промежуточный отрезок- на этом отрезке отражена экономика, в которой ещё не все производственные мощности и раб. сила задействованы, поэтому в одних отраслях наблюдается оживление и рост объёма производства, в других – по-прежнему депрессия. Вертикальный (классический)- экономика достигает своего потенциально возможного уровня производства. Неценовые факторы, влияющие на совокупное предложение: цены на ресурсы (кривая влево), НТП, который проявляется в росте производительности труда (кривая вправо), налоги (влево). Под влиянием неценовых факторов происходит сдвиг кривой AS вправо или влево. Макроэкономическое равновесие (МаЭР) означает такой выбор в экономике, который устравивает всех экономических субъектов. Это достигается путём, когда совокупный спрос равен совокупному предложению. Макроэкономическое равновесие возможно на любом из трех отрезков. На горизонтальном отрезке при увеличении совокупного спроса, предприятия не смогли бы реализовать увеличившийся объём производства и поэтому сократил бы его до Q1; обратная ситуация произошла, если бы совокупный спрос уменьшился. На промежуточном отрезке изменение равновесного объёма производства вызовет адекватное изменение уровня цен, что будет означать автоматическое выравнивание перепроизводства или недопроизводства с помощью цен. На классическом отрезке равновесие наступает при уровне объёма производства, равном Q3, который означает, что экономика достигла своего максимума, и увеличение объёма производства невозможно, поэтому при росте совокупного спроса произойдет только рост уровня цен. К числу важных факторов, влияющих как на совокупный спрос, так и на МаЭР относятся: гос. закупки и чистый экспорт. Эффекту мультипликатора – прирост равновесного объёма производства во много раз превышает объём гос. закупок. Существует также фактор, который противостоит равновесному состоянию при падении совокупного спроса – это эффект храповика (храповик – такой механизм, который вращает колесо только в одном направлении). Поэтому при снижении совокупного спроса, возникает новое равновесие при сохранении прежнего уровня цен и падении объёма производства, т.к. цены имеют лишь одну тенденцию к росту.

7. Инфляция, её причины и виды. Инфляция- переполнение каналов денежного обращения бумажными деньгами. Однако истоки инфляции в производстве. Причины инфляции: 1. внутренние (дефицит гос. Бюджета, монополизация экономики, ожидания населения, кредитная экспансия (кредитование банками сверх потребностей нац. экономики), особенности современного производства (сокращение сроков амортизации; рост расходов на подготовку и переподготовку кадров) 2. внешние: рост цен на внешних рынках (на сырьё), падение курса нац. валюты и рост цен на импорт, мировые экономические кризисы, рост внешней задолженности . Виды инфляции: 1 – подавленная инфляция. Присуща государственно-регулируемым централизованным экологическим системам, выражается в разрыве цен, устанавливаемых гос-вом и возникающих под влиянием спроса и предложения. 2 – открытая. Имеет место в переходных экономиках. 3 – ползучая. 2-4 %-ый рост цен в год 4 – галопирующая. 10-50 % -ый рост цен в год 5 – гиперинфляция. 100 %-ый и более рост в год цен. Типы инфляции: инфляция спроса (повышенный покупательский спрос не может быть обеспечен ростом предложения , инфляция предложения (издержек) (имеет место тогда, когда рост цен вызван увеличением издержек производства в связи с ростом цен на сырьё и материалы и увеличением з/п). Теории инфляции: 1.количественная теория, согласно которой уровень цен зависит от количества денежного обращения, следовательно роль гос-ва в лице Центр. (нац.) банка – следить за количеством денег в обращении 2.теория адаптивных и рациональных ожиданий – люди представляют своё будущее подобно недавнему прошлому, и в соответствии с этим формируют свои планы. Пути борьбы с инфляцией: на микроуровне (покупать валюту, ценные бумаги, ювелирные изделия, недвижимость), на макроуровне (политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии и сдерживание денежной эмиссии.

8. Денежно-кредитная система. Денежно-кредитная политика (ДКП) – мероприятия гос-ва, связанные с изменением в обращении денег. Для этого используются 3 основных инструмента: изменение учетной ставки процента (ставка рефинансирования), изменение нормы обязательных резервов для коммерческих банков, операции на открытом рынке с ценными бумагами. Спрос на деньги – это кол-во денег, которое дом. хоз-во, гос-во и предпринимательство желает иметь в каждый данный момент, поэтому он распадается на 2 части: 1.спрос на деньги для сделок- обусловлен тем, что населению, предприятию и гос-ву нужны деньги для покупки товаров и услуг 2.спрос на деньги как на средства сохранения богатства, существуют три варианта накопления (сбережения) денег: сбережение денег как денег (банк), превращение денег в ценные бумаги, вложение денег в недвижимость. Кривая спроса на деньги(Да): одна ось- ставка процента, вторая- количество денег(дуга). Предложение денег создается банковской системой: нац. банком (ЦБ) ( в виде эмиссии денег) и коммерческим (кредит). Кривая предложения денег (S)-перпендикуляр. Равновесие на рынке денег устанавливается при равновесии спроса и предложения (Е). Кредит – совокупность экономических отношений, возникающих при предоставлении ссуды между заемщиком и кредитором на условиях возвратности, срочности и платности. Формы кредита: 1.коммерческий – предоставляется субъектами хозяйствования друг другу в товарной форме 2. банковский – предоставляется банками субъектам хозяйствования в денежной форме 3. потребительский – предоставляется населению в денежной форме для покупки товаров длительного пользования 4. лизинг-кредит – предоставление в аренду дорогостоящего оборудования 5. международный – предоставление кредита международными организациями, государствами. Источниками кредитных ресурсов являются временно свободные денежные средства населения, предприятий, организации. У предприятий в качестве таких средств выступают: прибыль, амортизационные отчисления, зарплата и различные фонды. Кредитная система страны – банковская система и совокупность кредитно-финансовых учреждений.

9.Финансовая система и её структура. Финансы – это не деньги, а совокупность экономических отношений, связанных движением денег. Например, оплата коммунальных платежей, получение з/п, стипендия, выплата налогов. Финансовая система – совокупность финансовых отношений, организаций и учреждений их регламентирующих. Структура финансовой системы: общегосударственные финансы, главным звеном которых является гос. бюджет; местные бюджеты (областные, районные, городские и т.д.); гос. кредит; внебюджетные фонды; финансы предприятий, организаций, учреждений; финансы населения. Гос. бюджет – финансовый документ, в котором содержится информация о доходах и расходах гос-ва; финансовый баланс. Структура доходной части гос. бюджета: налоги; доходы, получаемые от продажи гос. имущества; доходы, получаемые в результате разгосударствления и приватизации; доходы от внешнеэкономической деятельности гос-ва; доходы НБ. Структура расхода: на содержание аппарата управления, содержание органов внутренних дел, на соц. программы, на финансирование основных отраслей экономики, на содержание здравоохранения, культуры, образования, на финансирование природоохранных мероприятий, на содержание зарубежных представительств, на финансирование резервного фонда. Пути борьбы с дефицитом: увеличение налогов (непопулярная мера), сокращение расходов на содержание управленческого аппарата, выпуск ценных бумаг и их продажа НБ, эмиссия денег (ведет к инфляции). Бюджетный дефицит - сумма превышения расходов правительства над его доходами в каждый бюджетный год.

10. Сущность и основные направления социальной политики государства. Социальная политика гос-ва – деятельность гос-ва, направленная на обеспечение условий для удовлетворения потребностей, повышение благосостояния населения. Социальная политика на микроуровне – реализуется различными благотворительными организациями, фирмами, корпорациями. На макроуровне – осуществляется региональная и общегосударственная политика. На интеруровне – реализуется межгосударственная соц. политика. Основная функция соц. политики – обеспечение справедливости в обществе, создание системы соц. защиты, условий для роста благосостояния и регулирования доходов населения. Основные задачи соц. политики: реализация программ занятости; помощь нетрудоспособным; обеспечение доступности и развитие сфер образования, медицины, соц. страхования и культуры. Основные меры соц. политики: создание адресной системы социальной защиты; упорядочение льгот, надбавок и доплат, выплачиваемых за счет средств предприятий и организаций путем включения в тарифные ставки и должностные оклады; введение налоговых, кредитных льгот для предприятий за создание доп. раб. мест, прием на работу многодетных женщин, инвалидов, пенсионеров, молодежи; уточнение стоимости «потребительской корзины» с учетом динамики цен, реформы оплаты труда и мировой практики; регулярный пересмотр минимальной з/пл в народном хоз-ве в связи с ростом цен; создание национальной организации труда по типу международной организации труда. Программа соц-экономического развития РБ на 2011-2015 гг. Цели: повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания гос-ва, удобного для людей. Приоритетные направления: а) всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения б) наращивание экспортного потенциала в) развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей соц. сферы села г) развитие малых и средних городов д) жилищное строительство е) инновационное развитие нац. экономики, энерго- и ресурсосбережения.

11. Мировой рынок(МР) - совокупность национальных рынков и рынков экономических интеграционных группировок стран. Функции мирового рынка 1) Интегрирующая функция состоит в том, что благодаря рынку обособленные национальные хозяйства образуют единую хозяйственную систему — мировую экономику. Эта функция мирового рынка делает государства все более зависимыми друг от друга, а значит, с одной стороны, способствует интернационализации, глобализации мировой экономики, а с другой — является ее продуктом. 2) Систематизирующая функция МР проявляется в ранжировании государств в соответствии с уровнем их экономического развития и достигнутой экономической мощью. Результатом реализации данной функции становится тот факт, что государства, находящиеся на верхней ступени мировой иерархии (они, как правило, имеют наибольшее значение среднедушевого внешнеторгового оборота в год), реально диктуют правила, принципы, по которым строятся международные экономические отношения вообще и торгово-экономические в частности. 3) Опосредующая функция выражается в том, что мировой рынок опосредует (реализует) результаты участия государства в МРТ. Он позволяет (или нет) превратить продукт абстрактного и конкретного труда в товар, поскольку только на мировом рынке предложение может найти (или нет) спрос. 4) Информационная функция заключается в сообщении продавцу (производителю) и покупателю (потребителю), насколько их индивидуальные (национальные) затраты на производство продукта, качество конечного продукта и исходного сырья соответствуют интернациональным (среднемировым). В этом смысле образно МР может быть представлен как гигантский компьютер, работающий с астрономическими объемами точечной информации (параметры, характеризующие товар) в реальном масштабе времени и выдающей ее потребителю в агрегированном виде по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. В результате потребитель, сравнив свои параметры конкретного товара с параметрами мирового рынка, имеет возможность принимать необходимое решение как на макро-, так и на микроуровнях к снижению национальных затрат и повышению уровня национального качества, в частности, путем модернизации и даже ликвидации производства. 5) Стимулирующая (оптимизационная) функция непосредственно вытекает из информационной. Суть ее состоит в том, что, корректируя (на основе полученной от рынка информации) свое производство (объемы, структуру, затраты), в совокупности государства изменяют структуру производства в отрасли, а значит, отраслевую структуру национальной экономики, оптимизируя ее в соответствии с тенденциями в мировой экономике. Но поскольку главное направление корректировок — снизить совокупные издержки производства (что можно сделать только реализуя достижения НТП), то это стимулирует НТП в базовых отраслях, повышает их технологичность, наукоемкость, а следовательно, конкурентоспособность. 6) Санирующая (оздоровительная) функция означает очищение рынка и экономики наиболее демократичным путем от экономически неэффективных структур (экономических операторов) и улучшение условий деятельности для наиболее сильных из них. Особенности мировых рынков:

огромные масштабы, что обусловлено действием кредитного мультипликатора — коэффициента, отражающего связь между депозитами и увеличением кредитных операций путем создания межбанковских депозитов. Одна и та же сумма евровалют в течение года неоднократно используется для дспозитно-ссудных операций;

отсутствие четких пространственных и временных границ;

институциональная особенность: рынок представляет собой совокупность учреждений, через которые осуществляется движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений;

ограничение доступа заемщиков — ТНК, правительства, международных организаций;

использование валют ведущих стран и некоторых международных валютных единиц в качестве валюты сделок;

универсальность, глобализация мирового рынка;

упрощенная процедура совершения сделок с использованием современных технологий, электронные торги;

на еврорынке наблюдается более высокая прибыльность операций, чем в национальных валютах, так как ставки по евродепозитам выше, а по кредитам ниже; на депозиты не распространяется система обязательных резервов, а также подоходный налог на проценты;

диверсификация секторов мирового рынка, включая еврорынок.