11. Комплекс социально-культурных отраслей.
Комплекс социально-культурных отраслей (социально-культурный комплекс) представляет собой совокупность видов деятельности, назначением которых является оказание населению социально значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания.
Развитие комплекса определяется прежде всего проводимой государством социальной политикой, направленной на обеспечение благосостояния граждан.
Управление социально-культурным комплексом осуществляется Министерством образования, Министерством здравоохранения, Министерством культуры, Министерством спорта и туризма, Министерством труда и социальной защиты, Министерством информации, другими министерствами и ведомствами.
Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний.
Роль здравоохранения в экономике Беларуси определяется следующими показателями: в структуре ВВП доля здравоохранения (включая физическую культуру и социальное обеспечение) составляет 3,2 % в 2010 г.; сосредоточено 7,2 % общей численности занятого населения.
В 2002 г. принят Закон «О здравоохранении», в котором определены направления государственной политики в области охраны здоровья населения.
Медицинская помощь населению включает первичную медико-санитарную помощь и специализированную медицинскую помощь.
Первичную медико-санитарную помощь оказывают следующие медицинские организации: поликлиники; медико-санитарные части и здравпункты на предприятиях; станции скорой медицинской помощи; женские консультации, консультации «Брак и семья»; центры гигиены и эпидемиологии; аптечные учреждения. Эта помощь организована по территориально-участковому принципу. Основная нагрузка лежит на участковом враче.
В стране функционируют около 1,5 тыс. врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений. Получили развитие амбулаторно-поликлинические учреждения частной формы собственности.
Стационарная медицинская помощь (больничная помощь) оказывается в учреждениях, специально предназначенных для этой цели. Имеются многопрофильные больницы и специализированные больницы — онкологические, туберкулезные, кардиологические, психиатрические, инфекционные, а также детские, госпитали для инвалидов и др. К учреждениям больничного типа относятся диспансеры, родильные дома, клиники, больницы восстановительного лечения, скорая помощь и другие.
Обеспеченность отрасли медицинскими кадрами является одной из основных характеристик системы здравоохранения. В Беларуси в конце 2003 г. работало 45 тыс. врачей с учетом всех ведомств, по сравнению с 1990 г. численность врачей увеличилась на 13,6 %. Беларусь занимает второе место в мире по количеству врачей на душу населения.
Скорая помощь — один из важнейших видов внебольничной помощи. Станции скорой медицинской помощи создаются в городах с населением более 50 тыс. человек.
Большое внимание уделяется охране здоровья матери и ребенка. Подсистема в Беларуси включает 20 самостоятельных родильных домов в крупных городах и 136 родильных отделений в районных больницах.
В комплексе лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья человека, особое место занимает санаторно-курортное лечение. Оно рассматривается как ведущая часть системы медицинской реабилитации. Курортами считают местности, обладающие природными лечебными средствами (особенно климатом, минеральными источниками и т.п.), в которых созданы лечебно-профилактические учреждения (санатории, лечебницы, поликлиники), а также дома отдыха и пансионаты. К курортам республиканского значения относятся: «Ждановичи», «Нарочь», «Ушачи», «Горваль» (на юг от г. Светлогорска), «Новоельня» (Гродненская область), «Рогачев». Местные курорты: «Лётцы» (к западу от г. Витебска), «Чонки» (на юг от г. Гомеля), «Озеро Белое» (на юг от г. Бреста), «Белый Берег» (на юг от г. Речицы), «Бобруйск».
Санитарно-эпидемиологическая служба – специализированная система государственных учреждений здравоохранения. Осуществляет государственный санитарный надзор, разработку и проведение санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий с целью обеспечения охраны здоровья населения. На региональном уровне функционируют областные (6), городские (22) и районные (118) центры гигиены и эпидемиологии.
Образование — крупнейшая отрасль комплекса, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность.
В Республике Беларусь достигнут достаточно высокий уровень грамотности взрослого населения — 99,8 %. Базовое, общее среднее и профессиональное образование имеют 98 % занятого населения. Беларусь по индексу уровня образования удерживает лидирующие позиции среди стран СНГ.
Удельный вес образования в структуре ВВП увеличился с 2,5 % в 1990 г. до 5,1 % в 2010 г. (2005 г. – 6,2%, 2009 г. – 4,9%, 2011 г. – 5,2%).
Образование:
1. основное (дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское)
2. дополнительное (проводится на всех уровнях основного образования и в специальных учреждениях внешкольного воспитания и обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров)
Дошкольное образование – формирование умений и навыков, необходимых для ориентации и адекватных действий в познаваемом ребенком мире; выявление и развитие индивидуальных способностей, формирование личности, развитие ее творческого потенциала; охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование, основных навыков здорового образа жизни.
Наибольших масштабов развитие сети дошкольных учреждений достигло к 1990 г., когда она возросла в Беларуси до 5,3 тыс. В настоящее время функционирует 4081 учреждение дошкольного образования, в которых воспитывается и обучается 387,4 тысячи детей.
Современная модель школьного образования:
1. начальное образование (4 года) – обязательная ступень и условие для обучения в базовом учебном заведении
2. базовое образование (9-10 классов) – основание для общего среднего образования
3. полное среднее образование (11 лет).
К учреждениям получения общего среднего образования относится начальная, базовая, средняя, вечерняя школа, гимназия, лицей, школа-интернат (санаторная), учебно-педагогический комплекс.
В 2011 году в республике функционируют 3 516 общеобразовательных учреждений. В сельских населенных пунктах – 2 265 (64,4%); городских – 1 251 (35,6%). В общеобразовательных учреждениях обучаются 940 360 учащихся. В сельских населенных пунктах – 220 158 учащихся (23,4%), городских – 720 202 учащихся (76,6%).
Система профессионально-технического образования насчитывает 219 учреждений, из которых 7 частных – 106 тыс. чел., ведется подготовка по 102 учебным специальностям, включающим 430 профессий.
Система средних специальных учебных учреждений:
• техникумы (училища) обеспечивают получение среднего специального образования;
• колледжи — получение среднего специального образования, интегрированного с высшим;
• высшие колледжи — получение среднего специального образования, интегрированного с высшим, и по отдельным специальностям — высшего образования первой ступени;
• высшие профессиональные училища и профессионально-технические колледжи, которые дают возможность получать среднее специальное образование по специальностям, интегрированным со специальностями (профессиями) профтехобразования.
Действуют 121 учреждение среднего специального образования государственной формы собственности и 11 учреждений частной формы собственности. Общее количество учащихся в учреждениях среднего специального образования составляет 167,6 тыс. человек.
Высшее образование включает 2 ступени, в том числе магистратуру.
Виды вузов: классические университеты, профильные университеты и академии, институты, высшие колледжи.
В настоящее время в Республике Беларусь функционируют 45 государственных и 10 частных учреждений высшего образования. Обучение организовано в очной и заочной (в том числе дистанционной) формах обучения.
Послевузовское образование подразделяется на две ступени: аспирантура и докторантура.
Физическая культура и спорт относятся к числу важных факторов повышения долголетия, продления жизни населения, активного отдыха. Физкультурно-спортивному движению придан статус одного из главных приоритетов политики государства. С физической культурой и спортом тесно взаимосвязан туризм — новая отрасль национальной экономики.
К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения (0,5% в структуре ВВП , 1,8% в общей численности занятого населения).
Виды культурной деятельности:
1. художественное творчество (литература, ИЗО, прикладное и исполнительное искусство)
2. культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории и культуры, музейные, архивные дела, народная культура)
3. клубная и развлекательная деятельность (шоу-бизнес, казино, клубы, аттракционы)
4. массовое создание и распространение культурных благ (пресса, книгоиздание, ТВ, радио).
Органы регулирования – министерство культуры РБ. В 1991 г. принят закон «О культуре в РБ».
Стимулирует развитие культуры деятельность Фонда Президента РБ по поддержке культуры и искусства.
Организации культуры РБ: культурно-просветительские и театрально-зрелищные, коммерческие и некоммерческие, государственные и частные.
В практике прогнозирования и разработки программ социально-экономического развития организации культуры делятся на две подотрасли.
К подотрасли культурно-просветительных учреждений относятся: библиотеки; музеи; картинные, художественные галереи и галереи искусств; выставочные залы; (дома, центры) культуры, центры народного творчества; парки культуры и отдыха, городские сады, зоопарки, зоосады; книжные палаты.
В подотрасль «Искусство» включаются: театры; цирки; филармонии и другие концертные организации; организации кинематографии; творческие мастерские; организации народных промыслов (ремесел); научно-проектные и производственные реставрационные организации, а также зрелищные предприятия и учреждения искусства.
Создается принципиально новая информационная инфраструктура отрасли на базе вычислительной техники и телекоммуникационных систем, которая существенно сказывается на качестве услуг, сохранении предметов культуры, управлении и др. В Беларуси продолжается автоматизация библиотек и формирование сводного электронного каталога.
Наибольшего расцвета отрасль «Культура и искусство» достигла в 1960—1970 гг., затем численность учреждений стабилизировалась, а за последнее десятилетие XX в. — сократилась.
ИЗО РБ отличается стилем, направлениями и жанром. Крупнейшим собранием произведений искусства обладает национальный художественный музей РБ.
Театральное искусство: драматические театры, кукольные, музыкальные театры. Крупные: театр им. Я.Купалы, Русский драмтеатр (Бобруйск). В Минске 10 профильных театров.
В РБ 134 музея и 57 филиалов. Общее количество экспонатов – около 4 млн.
1.Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике. Потребность – чувство неудовлетворённости, нужды в чём-либо. Является толчками к развитию производства. Проблемами потребностей люди занимались с давних времен. Аристотель выделял потребности: духовные и телесные. Большой вклад в развитие теории потребности внесли американские экономисты, в частности Маслоу предложил свою классификацию потребностей, которая получила название «пирамида Маслоу». Нижний уровень пирамиды- физиологические потребности, затем потребность безопасности, потребность соучастия, на самом верху пирамиды- потребность самореализации. Классификация потребностей: 1) в зависимости от роли в воспр.рабочей силы: материальные, социальные, духовные; 2) в зависимости от социальной структуры общества: потребности общества в целом, потребности классов, социальных групп; 3) в зависимости от очередности удовлетворения: первичные, вторичные; 4) по участию в производственном процессе: производственные и непроизводственные; 5) по происхождению: экономические и неэкономические. Для осуществления любого производства необходимо наличие экономических ресурсов, выделяют 4 вида: природные, материальные (все то, что создано трудом людей и используется в процессе производста), людские ресурсы (знания и навыки людей), финансовые (денежные средства необходимые для осуществления производства). Поскольку в любой стране существует ограниченность ресурсов, а потребности населения растут безгранично, существует проблема выбора: что, как, в каком кол-ве и для кого производить. Кривая производственных возможностей (первая ось- 1ый товар, вторая ось-2ой товар, на графике изображена дуга, точка х внутри дуги, у- за ней).Каждая точка на кривой производственных возможностей показывает оптимальное кол-во того и другого товара, которое может быть произведено в стране при помощи использования ресурсов. Точка Х показывает, что не все ресурсы страны задействованы в полной мере. В точку У можно попасть в том случае, если будет совершено научно-техническое открытие или найдены новые месторождения. Эта кривая используется также для сравнения производственного потенциала разных стран.
2.Экономическая система, её элементы и уровни. Система – это совокупность упорядоченных элементов, которая характеризуется относительной замкнутостью и обособленностью и выполняет функции, которые не могут выполнять её отдельные элементы. В качестве экономической системы могут рассматриваться: национальная экономика страны – отрасли – предприятия – цех. Структура экономической системы: движущие силы (потребности, экономические интересы), механизм координации (рынок, гос-во), производственные силы (работники, наука, технологии), экономические отношения (технико-эконом, организ-эконом, производ.).Уровни экономических систем: 1.микроэкономика: домашнее хояйство; фирмы, рынок товаров и услуг, рынок ресурсов.2.макроэкономика: включает микроэкономику + государство + финансовый рынок + заграница 3.мегаэкономика –этот уровень связан с процессами глобализации мирового хозяйства. Формы глобализации в экономике: ТНК (транснациональная корпорации) – это международное объединение кампаний, основанное на капитале одной страны и имеющее международную среду деятельности; НТК (научно-технические корпорации), негосударственные торговые и финансовые организации (ВТО (всемирно торговые организации), ООН и др.) 4.метоэкономика – происходи от греческого «за пределами». Модели экономических систем. Американская –гос-во менее всего вмешивается в экономику, сильный научно-технический потенциал, созданный за счёт «утечки мозгов». Японская –высокий уровень дисциплинированности и организованности, трудоголики, высокий уровень развития научно-технического потенциала. Шведская – это модель отводит гос-ву место верховной социально-экономической силы, отличается сильной соц. политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счёт перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоёв населения. Германская –гос-во не устанавливает экономические цели, а создаёт надёжные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите).
3.Рыночная экономика и её модели. Рынок – система экономических отношений, складывающихся между производителями и потребителями, продавцами и покупателями при помощи товарно-денежного обращения. Основные черты рынка: свобода ценообразования, свобода предпринимательства, конкуренция в различных формах. Функции рынка: регулирующая (под действием спроса и предложения регулируется движение ресурсов и результатов производства по отраслям и сферам экономики), стимулирующая (заставляет производителей совершенствовать производство под влиянием НТР и НТП), дифференцирующая (в результате покупатели делятся на богатых и бедных, производители – на богатых и сильных), коммуникативная (связывает производителей и потребителей), информационная (важнейшем носителем информации выступает цена товара), сонирующая (избавление от плохих, неэффективно работающих производителей), социальная (рынок – это продукт для деятельности людей). Субъектами рынка являются: дом.хоз-во, предпринимательство, гос-во. Объектами рынка является всё, что создаётся и покупается. Виды рынков: 1) в зависимоти от объекта купли-продажи: рынки товаров и услуг, земли, капиталов, ценных бумаг, денег, валюты, научно-технической информации, недвижимости; 2) в зависимости от пространственного расположения: рынки бывают внутренние (страны, регионы), внешние, региональные, национальные, мировые и т.п.3) в зависимости от ассортимента товаров: замкнутый (рынок производит 1 товар), насыщенный (много аналогичных товаров), смешанный (производит разные товары). Под инфраструктурой рынка понимают совокупность учреждений и организаций, необходимых для нормального функционирования всех видов рынка. Трансформацинная (переходная) экономика – это экономика периода перехода от одной системы хозяйствования (государственной, командно-административной, плановой) к рыночной (основанной на множестве форм собственности, рыночном механизме ценообразования, свободе предпринимательства). Особенности: наличие противоречий, сохранение старых форм распределения результатов производства наряду с появлением новых (в оплате труда), появление новых форм хозяйственной деятельности (ОАО и ООО), процессы разгосударствления (передача от гос-ва юр и физ лицам частично или полностью функции прямого хозяйственного управления, замена вертикальных связей между министерствами, др. органами гос. управления и предприятиями на связи между самими предприятиями) и приватизации (смена собственника путём продажи или безвозмездной передачи объектов гос. собственности другим экономическим субъектам). Этот переход совершается 2-мя способами: революционный (быстрый) – «шоковая терапия». Охватывает менее 15 лет. Польша и др. страны; эволюционный. РБ, Китай, Венгрия. Более 15 лет.
4.Отраслевое рыночное равновесие. Рыночный механизм включает в себя следующие элементы: спрос, предложение, цена, конкуренция. Спрос – платёжеспособная потребность, представленная на рынке (Д – потребность). Спрос бывает: индиивидуальный (зависит от субъекта спроса), рыночный (спрос на данный товар). Объём спроса – количество товара, которое готов приобрести покупатель по данной цене в данный момент времени. Закон спроса: Чем выше цена товара, тем меньшее его количество готовы приобрести покупатели, и наоборот. Кривая спроса представляет собой график, одна ось которого- цена, вторая- количество товаров, по которым определяется спрос. Объём спроса в первую очередь зависит от цены (обратная зависимость). Поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон, т.е. направлена вниз. Неценовые факторы, которые влияют на спрос: уровень дохода (прямая зависимость), вкус и мода (прямая зависимость), наличие на рынке товаров-субститутов (обратная зависимость), ожидание потребителями изменения цен (прямая зависимость). Под влиянием этих факторов происходит сдвиг кривой спроса вправо или влево. Предложение – количество товаров, произведенных и уже представленных на рынке продавцами по данной цене в данный момент времени. Закон предложения: Чем больше цена товара, тем больше его количество готовы предложить производители, и наоборот. Кривая предложения направлена вверх, что означает её положительный наклон (прямая зависимость). Неценовые факторы: цены на сырьё и материалы (обратная зависимость), производительность труда (прямая зависимость), налоги и субсидии (налоги – обратная зависимость, субсидии – прямая), ожидание производителями изменения цен. Под влиянием неценовых факторов происходит сдвиг кривой предложения (влево или вправо). В результате совпадения спроса и предложения на рынке формируется равновесная рыночная цена (цена равновесия). Она соответствует проекции на ось р из точки пересечения Е кривых спроса и предложения. Опустив из точки Е проекцию на ось Q, получим равновесный объём производства – это объём товаров, который производители готовы продать, а покупатели купить по данной цене . Как правило, фактическая цена устанавливается на уровне выше или ниже равновесной под влиянием вмешательства государства. Поэтому: если (фактическая цена) > (цена равновесия), то S(предложение)>Д(спрос), следовательно, перепроизводство (излишки товаров).Если > , то Д>S , то дефицит.
5. Национальная экономика, её структура и цели. НЭ – исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны. Также под НЭ понимают совокупность отраслей и производств, связанных общественным разделением труда. Основу НЭ составляют: дом. хоз-во, предпринимательство и государство. В НЭ различают 3 сферы: материальная сфера- включает в себя отрасли, которые производят материальный продукт (можно потрогать); нематериальная сфера- включает в себя отрасли, где создаются нематериальные продукты и услуги ( здравоохранение, образование, театр, кино), непроизводственная сфера – включает в себя оборону, суд, прокуратуру, управление. Цели НЭ: 1. обеспечить рост объёма производства товаров и услуг 2. поддержание стабильного уровня цен (цены должны складываться под влиянием спроса и предложения) 3.поддержание полной занятости (занятость при естественном уровне безработицы, которая связана с добровольной безработицей по причине болезни, переезда на другое место жительства) 4. поддержание равновесного торгового баланса (это значит, что экспорт должен быть равен импорту в идеале; отрицательное сальдо (разность) имеет место тогда, когда импорт (ввоз) превышает экспорт (вывоз)). Структура НЭ рассматривается в зависимости от следующих критериев: 1.в зависимости от воспроизводственного критерия: в НЭ различают 3 субъекта: дом. хоз-во, предпринимательство, государство 2. от социального: различат государственный и частный сектор в экономике 3. От отраслевого: отрасли материального производства (производство средств производства и производство средств потребления) и нематериального производства 4.от территориального критерия: области, районы, города, районы в городах, сельские и поселковые.
- Приоритеты государственной кадровой политики по сферам жизнедеятельности общества Макроэкономические аспекты
- Механизм реализации государственной кадровой политики
- Заключительные положения
- 2. Типы национальных хозяйственных систем.
- 4. Природно-ресурсный и экологический потенциалы.
- 5. Демографический и трудовой потенциалы.
- 6. Научный, научно-технический и инновационный потенциалы.
- 8. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 9. Промышленный комплекс рб
- 10. Агропромышленный комплекс рб
- 11. Комплекс социально-культурных отраслей.
- 6. Макроэкономическое равновесие и его основные признаки
- 7. Создание системы мониторинга устойчивого развития
- Глава 1 общие положения
- Приоритетные задачи и направления инновационного развития
- Формирование эффективной национальной инновационной системы
- Организационно-экономический механизм реализации государственной программы
- Раздел I
- Раздел XII
- 10.Понятие и классификация хозяйственных резервов
- 1.Социально-экономическая сущность маркетинга. Концепции маркетинга.
- Раздел XIII заключительные положения