13.1 Экономический анализ: сущность и содержание, предмет и объект. Виды экономического анализа.
Экономический анализ — это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
Выделяют макроэкономический анализ и микроэкономический анализ.
Макроэкономический изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей. Микроэкономический — на уровне отдельных предприятий. Он получил название экономический анализ. Практическая потребность в комплексном и системном анализе в связи с развитием производительных сил, совершенствованием производственных отношений, расширением масштабов производства. Система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирования, учета и контроля, экономического анализа и принятия управленческих решений. Планирование определяет основные направления и содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений и отдельных работников. Учет обеспечивает сбор, систематизацию и обобщение информации, необходимой для управления производством и контроля за ходом выполнения планов и производственных процессов. Связующее звено между учетом и принятием управленческих решений — экономический анализ. Учетная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые периоды времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние различных факторов на результаты работы предприятия; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные резервы. На основе этого разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Роль анализа в управлении производством обусловлена следующими обстоятельствами: повышение эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья; отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям; созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизацией предприятий.
Активная роль анализа ставит перед ним ответственные задачи: 1) установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия; 2) обоснование текущих и перспективных планов; 3) контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов;
4) определение влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов на результаты хозяйственной деятельности; 5) поиск резервов повышения эффективности деятельности предприятия на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики; 6) оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню экономики, использованию имеющихся возможностей; 7) оценка предпринимательских и финансовых рисков и выработка механизмов управления ими с целью повышения доходности бизнеса; 8) разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.
Предмет и объекты анализа
В качестве совокупного объекта анализа выступает хозяйственная деятельность организаций. Это сложная система взаимодействия техники, технологии, организации производства и труда, социальных условий хозяйствования и других элементов в процессах снабжения и сбыта, производства и реализации, в работе с инструментами финансового рынка. Предметом экономического анализа является раскрытие сущности экономических явлений и процессов, чтобы на этой основе дать правильную оценку достигнутых результатов, выявить резервы повышения эффективности производства, обосновать планы и управленческие решения. Классификация, систематизация, моделирование, измерение причинно-следственных связей является главным методологическим вопросом в анализе.
Объектами экономического анализа являются экономические результаты хозяйственной деятельности. На промышленном предприятии это производство и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты, финансовое состояние предприятия и т.д.
Виды экономического анализа в соответствии с их классификационным признаком
Классификационный признак | Вид анализа |
Объекты управления | Технико-экономический, финансово-экономический, социально-экономический, управленческий, маркетинговый, экономико-статистический и т.д. |
Субъекты управления и заинтересованные лица в его проведении | Анализ, проводимый руководством, функциональными службами, собственниками, поставщиками, покупателями, кредитными организациями, аудиторскими фирмами и т.п. |
Пользователи анализа | Внутренний и внешний анализ |
Периодичность проведения | Годовой, квартальный, месячный, ежедневный, сменный, разовый |
Пространственный | Внутрихозяйственный и межхозяйственный |
Отраслевой | Отраслевой и межотраслевой |
Полнота охвата объектов | Сплошной и выборочный, локальный и тематический |
Временной признак | Последующий, предварительный, оперативный, экспресс-анализ |
Методика исследования | Сопоставительный, в т.ч. бенчмаркинг, детерминированный факторный, стохастический, маржинальный, коммерческих рисков, комплексный, системный |
Источники информации | Финансовый, управленческий, инвестиционный, инновационный |
Содержание программы | Комплексный, тематический |
Методика изучения объектов | Качественный, количественный, фундаментальный, маржинальный |
Отличительными признаками каждого анализа являются: 1) его целевая направленность и задачи; 2) объекты исследования и источники информации; 3) методика проведения. Отраслевой учитывает специфику деятельности отдельных отраслей, межотраслевой является теоретической и методологической основой отраслевых методик анализа. Предварительный анализ необходим для обоснования планов и управленческих решений, последующий используют для изучения тенденций развития предприятия, контроля за выполнением принятых планов и диагностики его состояния. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его отдельных сегментов, при межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Бенчмаркинг-это система раннего предупреждения о назревающих проблемах, основанная на исследовании достижений науки и практики не только в собственной отрасли, но и в других отраслях. Финансовый анализ может быть охарактеризован как процесс познания сущности финансового механизма функционирования предприятия. Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности. Маржинальный анализ — это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом — только отдельные ее стороны, представляющие в данный момент наибольший интерес.
- 1.1 Взаимодействие спроса и предложения на товарном рынке. «Крест Маршалла».
- 1.2 Теория потребления. Кривая безразличия, бюджетное ограничение и оптимальный потребительский выбор.
- 1.3 Теория производства, производственная функция, изокванты и изокосты.
- Виды изоквант
- 1.4 Виды рыночных структур
- 3.2 Монополия
- 3.3 Монополистическая конкуренция
- 3.4 Олигополия
- 2.1 Имущественный комплекс коммерческой организации: понятие, состав и структура, источники формирования.
- 1.2. Состав имущества предприятия
- 2.2 Состав и структура основных средств.
- 2.3 Состав и структура оборотных средств. Сущность оборотных средств, их состав и структура
- 2.4 Себестоимость продукции: состав и расчет прямых статей калькуляции.
- Для современной отечественной практики наиболее характерным можно считать следующий перечень статей калькуляции:
- 2.5 Способы отнесения косвенных расходов на единицу продукции.
- 2.6 Формы и системы оплаты труда персонала.
- 2.7 Показатели уровня производительности труда персонала организации.
- 2.8 Виды цен в рыночных условиях. Ценовая политика коммерческой организации.
- 2.9 Прибыль: понятие и виды с экономической и бухгалтерской точки зрения.
- Статические методы оценки Срок окупаемости инвестиций (Payback Period, pp)
- Динамические методы оценки Чистый дисконтированный доход (Net Present Value, npv)
- Индекс рентабельности инвестиции (Profitability Index, pi)
- Внутренняя норма рентабельности (Internal Rate of Return, irr)
- 3.1 Назначение, состав и структура бухгалтерского баланса.
- Раздел 2. Оборотные активы.
- Раздел 2. Долгосрочные обязательства.
- Раздел 3. Краткосрочные обязательства.
- 3.2 Метод двойной записи в бухгалтерском учете.
- 3.3 Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности и требования к ней.
- 3.4 Цель, задачи и принципы финансового учета.
- 3.5 Состав показателей отчета о прибылях и убытках (форма 2).
- 3.6 Порядок расчета чистой прибыли в бухгалтерском учете.
- 3.7 Состав и структура актива баланса.
- 3.8 Состав и структура пассива баланса.
- 3.9 Основное содержание и порядок ведения счетов.
- Структура плана счетов бухгалтерского учета
- 3.10 Принципиальные отличия бухгалтерского баланса от отчета о прибылях и убытках.
- Структура Отчета о прибылях и убытках
- Структура бухгалтерского баланса
- 4.2 Эмиссия наличных и безналичных денег.
- 4.3 Финансовая система, её звенья и функции.
- 4.4 Государственный бюджет: сущность, доходы, расходы, дефицит (профицит) бюджета.
- 4.5 Государственные внебюджетные фонды: назначение и состав.
- 4.6 Центральный банк и его функции.
- 4.7 Денежная система и ее типы.
- 4.8 Денежные агрегаты, денежная масса.
- 4.9 Законы денежного обращения.
- 4.10 Денежно-кредитная политика и денежная масса.
- 5.2 Налоговая система Российской Федерации. Налоговый кодекс рф. Участники налоговых правоотношений, их права и обязанности. Налоговый контроль. Ответственность за совершение налоговых правонарушений.
- 5.4 Налог на прибыль организаций: плательщики, налоговая база, ставки, порядок исчисления и уплаты.
- 5.5 Налог на доходы физических лиц: плательщики, налоговая база, льготы, ставки, порядок исчисления и уплаты.
- 5.6 Специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог).
- 6.1 Денежно-кредитная политика Центрального банка: цели, направления, методы, инструменты.
- 6.2 Баланс коммерческого банка и его структура
- 6.3 Виды привлеченных средств, определяющих ресурсы банка.
- 6.4 Ликвидность и платежеспособность. Ликвидность банка и ликвидность баланса банка.
- Нормативы ликвидности Банка России
- 6.5 Понятие ссуды (кредита), ссудной и задолженности, приравненной к ссудной. Условия предоставления кредита.
- 6.6 Виды и формы предоставления банками кредитов юридическим и физическим лицам в рублях и в иностранной валюте.
- 6.7. Обязательные нормативы, регулирующие деятельность банка.
- 6.8. Виды векселей. Надежность векселя.
- 6.9. Финансовые услуги коммерческих банков: лизинг, факторинг.
- 7.1. Понятие несостоятельности (банкротства) банка в соответствии с действующим законодательством.
- 7.2 Внешние и внутренние причины возникновения несостоятельности (банкротства) банка.
- 7.4 Принципы представления управленческой информации
- 7.5 Этапы диагностики кризисной ситуации в банке
- 7.6. Причины возникновения кредитного риска.
- 7.7. Природа возникновения риска потери ликвидности
- 7.8) Правовой риск и риск потери деловой репутации. Причины их возникновения
- 7.9 Методы анализа банковского баланса Баланс Банка и методы его анализа
- 7.10. Принципы реструктуризации банковского баланса
- 7.11. Классификация банков по финансовой устойчивости
- 8.2 Экономический механизм возникновения кризиса в организации
- 8.3 Система государственного регулирования отношений несостоятельности (банкротства) в современной России
- 8.4 Модель «модифицированного» жизненного цикла коммерческой организации.
- 8.5 Определение несостоятельности и неплатежеспособности организаций (предприятий). Признаки несостоятельности физических и юридических лиц.
- 8.6 Антикризисная стратегия коммерческой организации. Классификация антикризисных стратегий коммерческой организации
- 8.6. Антикризисная стратегия коммерческой организации. Классификация антикризисных стратегий коммерческой организации.
- 8.7. Антикризисная маркетинговая стратегия коммерческой организации.
- 8.8. Антикризисная инвестиционная стратегия коммерческой организации.
- 8.9. Методы прогнозирования банкротства коммерческой организации.
- 2. Коэффициент Альтмана (индекс кредитоспособности).
- 3. Четырех факторная модель Таффлера.
- 4. Модель r
- 6. Краткое описание модели Спрингейта.
- 8.10. Сущность и содержание понятий «фиктивное» и «преднамеренное» банкротство.
- 9.1 Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы несостоятельности (банкротства) в России.
- 9.2 Состав лиц, являющихся участниками дела о банкротстве и арбитражного процесса по делу о банкротстве.
- 9.7 Процедура финансового оздоровления: порядок введения, полномочия административного управляющего и органов управления должника.
- Правовые последствия введения процедуры
- 9.8 Процедура внешнего управления: порядок введения и последствия, полномочия внешнего управляющего.
- Права внешнего управляющего
- Обязанности внешнего управляющего
- 9.9 Процедура конкурсного производства: порядок введения и последствия, полномочия конкурсного управляющего.
- Полномочия конкурсного управляющего
- 9.10 Мировое соглашение в делах о несостоятельности (банкротстве)
- 10.1. Стадии неплатежеспособности коммерческой организации.
- 10.2. Формы и методы государственной поддержки реформирования организации.
- 10.4. Принципы составления плана финансового оздоровления организации.
- 10.5.Состав, структура и краткое содержание плана финансового оздоровления организации.
- Раздел 1. Выводы
- Раздел 2. Общая характеристика предприятия
- Раздел 3. Финансовое и технико-экономическое состояние предприятия
- Раздел 4. Оценка причин неплатежеспособности предприятия
- Раздел 5. Мероприятия финансового оздоровления
- Раздел 6. Маркетинг
- Раздел 7. План производства
- Раздел 8. Реструктурирование предприятия
- 10.6 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью в рамках финансового оздоровления коммерческой организации.
- 10.7 Финансовое планирование деятельности коммерческой организации. Объекты цели и задачи финансового планирования.
- 10.8 Понятие реструктуризация деятельности коммерческой организации. Основные направления, типы и виды реструктуризации коммерческой организации.
- 10.9 Состав и содержание понятия «бюджетирование». Классификация бюджетов коммерческой организации.
- 11.1 Методы осуществления финансовой деятельности государства.
- 11.2. Система и источники финансового права
- 11.3. Формы, виды и методы финансового контроля
- 11.4. Виды финансово-правовых норм.
- 11.5. Виды финансово-правовых отношений.
- 12.1 Концепции финансового менеджмента.
- 12.2 Эффект финансового рычага (первая концепция).
- 12.3 Эффект операционного рычага: понятие и алгоритмы расчета.
- 12.4 Понятия и расчет порога рентабельности, порогового количества продукции, запаса финансовой прочности организации (предприятия).
- 12.5 Финансовый анализ: содержание, классификация видов финансового анализа.
- 12.6. Коэффициенты деловой активности.
- 12.7. Проверка структуры баланса коммерческой организации на ликвидность. Коэффициенты ликвидности.
- 12.8 Коэффициенты финансовой устойчивости
- 12.9 Анализ показателей рентабельности.
- 12.10. Чистый оборотный капитал: понятие и способы определения.
- 12.11. Управление оборотными активами и краткосрочными обязательствами коммерческой организации.
- 13.1 Экономический анализ: сущность и содержание, предмет и объект. Виды экономического анализа.
- 13.2 Анализ состава, структуры, динамики и эффективности использования основных средств коммерческой организации.
- 13.3 Анализ состава, структуры, динамики и эффективности использования оборотных средств коммерческой организации.
- 13.4 Анализ чистых активов.
- 13.5 Анализ интенсивности и эффективности использования капитала коммерческой организации.