4.10 Денежно-кредитная политика и денежная масса.
Денежно-кредитная политика (ДКП) является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой — обеспечение экономического роста и повышения благосостояния населения. Объектами регулирования выступают спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, частных банков и небанковских организаций. Предметами регулирования являются банковские резервы, процентная ставка и валютный курс. Конечная цель денежно-кредитной политики — поддержание ценовой стабильности, устойчивости национальной валюты, долговременного экономического роста.
В современных условиях в основе ДКП большинства стран лежит принцип «компенсационного регулирования», основанный на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на различных фазах экономического цикла:
политика денежно-кредитной рестрикции (политика «дорогих денег») - ограничение кредитных операций, повышение уровня процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы. Применяется в условиях оживления хозяйственной конъюнктуры с целью ограничить кредитование экономики с тем, чтобы избежать перепроизводство товаров;
политика денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых денег») - стимулирование кредитных операций, снижение нормы процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных денежных средств. Применяется в кризисной фазе цикла в условиях падения производства и роста безработицы. Заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении льготных условий кредитования в целях увеличения спроса на товары и услуги и оживления экономической конъюнктуры.
Методы денежно-кредитного регулирования принято делить на общие и селективные.
Общие (косвенные) методы позволяют воздействовать на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся: регулирование официальной процентной ставки (ставки рефинансирования), управление обязательными резервами, операции на открытом рынке с ценными бумагами.
Селективные (прямые) методы предполагают прямое регулирование конкретных видов банковских операций и кредитование отдельных секторов экономики. До 70-х годов XX в. абсолютное большинство центральных банков промышленно развитых стран придерживались применения прямых инструментов, а с 80-х годов в денежно-кредитной политике преобладают косвенные инструменты.
Разработку ДКП как составной части национальной макроэкономической политики осуществляет Банк России. Этот процесс организован следующим образом:
Банк России разрабатывает проект ДКП и передает его на рассмотрение Национальному банковскому совету;
Национальный банковский совет дает по проекту заключение;
Банк России уточняет проект по рекомендациям Национального банковского совета и представляет его Президенту РФ и Правительству РФ;
до 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект Основных направлений единой государственной ДКП на предстоящий финансовый год, который должен быть утвержден до 1 декабря.
Основные направления единой государственной ДКП на предстоящий финансовый год содержат анализ состояния и прогноз развития экономики РФ. основные ориентиры, параметры и инструменты единой ДКП. Реализация утвержденной ДКП возложена на Банк России.
Особенность советской банковской практики заключалась в жестком разграничении наличного и безналичного денежного оборота. Понятие «денежная эмиссия» применялось преимущественно к выпуску наличных денег в обращение. До 1988 г. эмиссионный процесс концентрировался в Госбанке СССР, поскольку
Стройбанк осуществлял кредитные вложения за счет бюджетных источников, а эмиссия Внешэкономбанка была незначительной. Создание системы специализированных банков поставило их в положение главных эмитентов денег, т.е. процесс денежной эмиссии стал децентрализованным. Дальнейшее реформирование кредитной системы, создание сети коммерческих банков и единого эмиссионного ЦБ РФ привело к изменениям в методах денежно-кредитного регулирования.
До начала 90-х годов денежная масса не рассматривалась как целостный объект регулирования. Главный объект регулирования — наличные деньги в обращении. Другим объектом служила величина кредитных вложений (безналичные деньги, эмитированные в оборот банковской системой). Процессы управления этими показателями были обособлены. Планируемый объем наличных денег устанавливался в кассовом плане Госбанка СССР, размер кредитных вложений определялся в сводном кредитном плане.
С созданием в 1988 г. системы специализированных банков сводный кредитный план стал составляться на базе расчетов кредитных планов специализированных банков. При этом ресурсы кредитования планировались по отдельным источникам, а кредиты — общими суммами на краткосрочные и долгосрочные цели. Изменилась кредитная политика. Если до 1988 г. расширение кредитования экономики рассматривалось как положительная тенденция, то в 1988 г. кредитное планирование ориентируется на ресурсосбережение. Таким образом, традицией для банковской практики было наличие чрезмерно централизованной системы управления кредитными ресурсами, нарушение качественного единства денежной массы как объекта управления, что стало впоследствии одним из факторов инфляции.
Создание системы самостоятельных коммерческих банков привело к дальнейшей децентрализации кредитных ресурсов. Принципиально изменились и методы денежно-кредитного регулирования. В основе направлений денежно-кредитной политики лежат такие макроэкономические показатели, как общий рост производства, индексы цен и инфляции, коэффициент занятости, состояние платежного баланса страны. Использование традиционных инструментов денежно-кредитного регулирования должно позволить государству воздействовать на объем и структуру кредитных вложений в экономику, влиять на все важнейшие показатели экономического роста.
5.1 Экономическая сущность, принципы и функции налогообложения. Классификации и теории налогов. Налоговая модель, элементы налогообложения.
Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:
обязательность;
индивидуальная безвозмездность;
отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.
Характерными чертами сбора как взноса являются:
обязательность;
одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.
Налоговый кодекс РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.
Сущность налогов
Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или препятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности.
Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.
Как следует из определения, под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.
Функции налогов
Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.
В современных условиях налоги выполняют две основные функции:
фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);
регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).
Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.
Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются).
Классификация налогов
Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:
Виды налогов по объекту:
прямые;
косвенные.
Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.
Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.
Виды налогов по субъекту:
центральные;
местные.
В России существует трехуровневая система:
федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;
региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;
местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.
Виды налогов по принципу целевого использования:
маркированные;
немаркированные.
Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.
Виды налогов по характеру налогообложения:
пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).
Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.
Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:
налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):
земельный налог;
налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;
налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):
НДС;
акцизы;
экспортные тарифы;
налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:
налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;
целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;
налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;
сбор на нужды образовательных учреждений;
сборы за парковку автомобилей;
налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.
- 1.1 Взаимодействие спроса и предложения на товарном рынке. «Крест Маршалла».
- 1.2 Теория потребления. Кривая безразличия, бюджетное ограничение и оптимальный потребительский выбор.
- 1.3 Теория производства, производственная функция, изокванты и изокосты.
- Виды изоквант
- 1.4 Виды рыночных структур
- 3.2 Монополия
- 3.3 Монополистическая конкуренция
- 3.4 Олигополия
- 2.1 Имущественный комплекс коммерческой организации: понятие, состав и структура, источники формирования.
- 1.2. Состав имущества предприятия
- 2.2 Состав и структура основных средств.
- 2.3 Состав и структура оборотных средств. Сущность оборотных средств, их состав и структура
- 2.4 Себестоимость продукции: состав и расчет прямых статей калькуляции.
- Для современной отечественной практики наиболее характерным можно считать следующий перечень статей калькуляции:
- 2.5 Способы отнесения косвенных расходов на единицу продукции.
- 2.6 Формы и системы оплаты труда персонала.
- 2.7 Показатели уровня производительности труда персонала организации.
- 2.8 Виды цен в рыночных условиях. Ценовая политика коммерческой организации.
- 2.9 Прибыль: понятие и виды с экономической и бухгалтерской точки зрения.
- Статические методы оценки Срок окупаемости инвестиций (Payback Period, pp)
- Динамические методы оценки Чистый дисконтированный доход (Net Present Value, npv)
- Индекс рентабельности инвестиции (Profitability Index, pi)
- Внутренняя норма рентабельности (Internal Rate of Return, irr)
- 3.1 Назначение, состав и структура бухгалтерского баланса.
- Раздел 2. Оборотные активы.
- Раздел 2. Долгосрочные обязательства.
- Раздел 3. Краткосрочные обязательства.
- 3.2 Метод двойной записи в бухгалтерском учете.
- 3.3 Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности и требования к ней.
- 3.4 Цель, задачи и принципы финансового учета.
- 3.5 Состав показателей отчета о прибылях и убытках (форма 2).
- 3.6 Порядок расчета чистой прибыли в бухгалтерском учете.
- 3.7 Состав и структура актива баланса.
- 3.8 Состав и структура пассива баланса.
- 3.9 Основное содержание и порядок ведения счетов.
- Структура плана счетов бухгалтерского учета
- 3.10 Принципиальные отличия бухгалтерского баланса от отчета о прибылях и убытках.
- Структура Отчета о прибылях и убытках
- Структура бухгалтерского баланса
- 4.2 Эмиссия наличных и безналичных денег.
- 4.3 Финансовая система, её звенья и функции.
- 4.4 Государственный бюджет: сущность, доходы, расходы, дефицит (профицит) бюджета.
- 4.5 Государственные внебюджетные фонды: назначение и состав.
- 4.6 Центральный банк и его функции.
- 4.7 Денежная система и ее типы.
- 4.8 Денежные агрегаты, денежная масса.
- 4.9 Законы денежного обращения.
- 4.10 Денежно-кредитная политика и денежная масса.
- 5.2 Налоговая система Российской Федерации. Налоговый кодекс рф. Участники налоговых правоотношений, их права и обязанности. Налоговый контроль. Ответственность за совершение налоговых правонарушений.
- 5.4 Налог на прибыль организаций: плательщики, налоговая база, ставки, порядок исчисления и уплаты.
- 5.5 Налог на доходы физических лиц: плательщики, налоговая база, льготы, ставки, порядок исчисления и уплаты.
- 5.6 Специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог).
- 6.1 Денежно-кредитная политика Центрального банка: цели, направления, методы, инструменты.
- 6.2 Баланс коммерческого банка и его структура
- 6.3 Виды привлеченных средств, определяющих ресурсы банка.
- 6.4 Ликвидность и платежеспособность. Ликвидность банка и ликвидность баланса банка.
- Нормативы ликвидности Банка России
- 6.5 Понятие ссуды (кредита), ссудной и задолженности, приравненной к ссудной. Условия предоставления кредита.
- 6.6 Виды и формы предоставления банками кредитов юридическим и физическим лицам в рублях и в иностранной валюте.
- 6.7. Обязательные нормативы, регулирующие деятельность банка.
- 6.8. Виды векселей. Надежность векселя.
- 6.9. Финансовые услуги коммерческих банков: лизинг, факторинг.
- 7.1. Понятие несостоятельности (банкротства) банка в соответствии с действующим законодательством.
- 7.2 Внешние и внутренние причины возникновения несостоятельности (банкротства) банка.
- 7.4 Принципы представления управленческой информации
- 7.5 Этапы диагностики кризисной ситуации в банке
- 7.6. Причины возникновения кредитного риска.
- 7.7. Природа возникновения риска потери ликвидности
- 7.8) Правовой риск и риск потери деловой репутации. Причины их возникновения
- 7.9 Методы анализа банковского баланса Баланс Банка и методы его анализа
- 7.10. Принципы реструктуризации банковского баланса
- 7.11. Классификация банков по финансовой устойчивости
- 8.2 Экономический механизм возникновения кризиса в организации
- 8.3 Система государственного регулирования отношений несостоятельности (банкротства) в современной России
- 8.4 Модель «модифицированного» жизненного цикла коммерческой организации.
- 8.5 Определение несостоятельности и неплатежеспособности организаций (предприятий). Признаки несостоятельности физических и юридических лиц.
- 8.6 Антикризисная стратегия коммерческой организации. Классификация антикризисных стратегий коммерческой организации
- 8.6. Антикризисная стратегия коммерческой организации. Классификация антикризисных стратегий коммерческой организации.
- 8.7. Антикризисная маркетинговая стратегия коммерческой организации.
- 8.8. Антикризисная инвестиционная стратегия коммерческой организации.
- 8.9. Методы прогнозирования банкротства коммерческой организации.
- 2. Коэффициент Альтмана (индекс кредитоспособности).
- 3. Четырех факторная модель Таффлера.
- 4. Модель r
- 6. Краткое описание модели Спрингейта.
- 8.10. Сущность и содержание понятий «фиктивное» и «преднамеренное» банкротство.
- 9.1 Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы несостоятельности (банкротства) в России.
- 9.2 Состав лиц, являющихся участниками дела о банкротстве и арбитражного процесса по делу о банкротстве.
- 9.7 Процедура финансового оздоровления: порядок введения, полномочия административного управляющего и органов управления должника.
- Правовые последствия введения процедуры
- 9.8 Процедура внешнего управления: порядок введения и последствия, полномочия внешнего управляющего.
- Права внешнего управляющего
- Обязанности внешнего управляющего
- 9.9 Процедура конкурсного производства: порядок введения и последствия, полномочия конкурсного управляющего.
- Полномочия конкурсного управляющего
- 9.10 Мировое соглашение в делах о несостоятельности (банкротстве)
- 10.1. Стадии неплатежеспособности коммерческой организации.
- 10.2. Формы и методы государственной поддержки реформирования организации.
- 10.4. Принципы составления плана финансового оздоровления организации.
- 10.5.Состав, структура и краткое содержание плана финансового оздоровления организации.
- Раздел 1. Выводы
- Раздел 2. Общая характеристика предприятия
- Раздел 3. Финансовое и технико-экономическое состояние предприятия
- Раздел 4. Оценка причин неплатежеспособности предприятия
- Раздел 5. Мероприятия финансового оздоровления
- Раздел 6. Маркетинг
- Раздел 7. План производства
- Раздел 8. Реструктурирование предприятия
- 10.6 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью в рамках финансового оздоровления коммерческой организации.
- 10.7 Финансовое планирование деятельности коммерческой организации. Объекты цели и задачи финансового планирования.
- 10.8 Понятие реструктуризация деятельности коммерческой организации. Основные направления, типы и виды реструктуризации коммерческой организации.
- 10.9 Состав и содержание понятия «бюджетирование». Классификация бюджетов коммерческой организации.
- 11.1 Методы осуществления финансовой деятельности государства.
- 11.2. Система и источники финансового права
- 11.3. Формы, виды и методы финансового контроля
- 11.4. Виды финансово-правовых норм.
- 11.5. Виды финансово-правовых отношений.
- 12.1 Концепции финансового менеджмента.
- 12.2 Эффект финансового рычага (первая концепция).
- 12.3 Эффект операционного рычага: понятие и алгоритмы расчета.
- 12.4 Понятия и расчет порога рентабельности, порогового количества продукции, запаса финансовой прочности организации (предприятия).
- 12.5 Финансовый анализ: содержание, классификация видов финансового анализа.
- 12.6. Коэффициенты деловой активности.
- 12.7. Проверка структуры баланса коммерческой организации на ликвидность. Коэффициенты ликвидности.
- 12.8 Коэффициенты финансовой устойчивости
- 12.9 Анализ показателей рентабельности.
- 12.10. Чистый оборотный капитал: понятие и способы определения.
- 12.11. Управление оборотными активами и краткосрочными обязательствами коммерческой организации.
- 13.1 Экономический анализ: сущность и содержание, предмет и объект. Виды экономического анализа.
- 13.2 Анализ состава, структуры, динамики и эффективности использования основных средств коммерческой организации.
- 13.3 Анализ состава, структуры, динамики и эффективности использования оборотных средств коммерческой организации.
- 13.4 Анализ чистых активов.
- 13.5 Анализ интенсивности и эффективности использования капитала коммерческой организации.