logo search
Курсовик

Особенности бизнес - планирования различных отраслей экономики

Каждая компания составляет индивидуальный, характеризующий специфический вид деятельности бизнес-план, используя собственные подходы и структуру бизнес - планирования, которая зависит от характера бизнеса, целей плана и индивидуальных требований кредиторов. Так, план для производственной фирмы должен включать в себя иные разделы, чем план для предприятия сферы услуг. Бизнес-план, используемый для внутренних целей, отличен от плана, направленного на привлечение инвестиций.

Особенностями бизнес-плана предприятия, действующего в сфере услуг, является то, что проект может состоять из двух частей – коммерческой и некоммерческой. В рамках некоммерческой части обычно предполагается предоставлять услуги отдельным категориям граждан за символическую плату, размер которой лишь частично будет покрывать себестоимость услуги. Финансирование убытков будет осуществляться путем реализации второй, коммерческой части проекта, за счет которой предполагается получать прибыль. Для сферы услуг важнейшими при оценке эффективности хозяйственной деятельности являются: количество клиентов, выручка, налогооблагаемая прибыль, объем инвестиций. При организации нового предприятия, действующего в сфере услуг, существуют входные барьеры в отрасль, такие как: экономия на масштабах и приверженность потребителей компаниям. Поэтому фирма должна разрабатывать и применять методику преодоления входных барьеров.

Так, основная концепция стратегии «Лидер рынка» связана с такими направлениями развития предприятия, как: открытие представительств в западноевропейских странах; расширение перечня видов работ и продукции с учетом европейского уровня качества; размещение заказов у конкурирующих предприятий без наращивания собственных мощностей; повышение технологичности производимой продукции, направленной на повышение производительности труда и снижение себестоимости; создание собственной сырьевой базы.

При этом вновь создаваемое предприятие изначально ориентируется на производство средних размеров с возможностью укрупнения.. Особенностями концепции стратегии «Сильный конкурент» являются такие направления развития предприятия, как: наращивание производственной мощности; повышение технологичности производимой продукции, направленной на повышение производительности труда и снижение себестоимости; выход на западноевропейский рынок.

Концепция стратегии «Мелкий субподрядчик» не требует большого количества вложенных денег, что снижает инвестиционные риски, и не требует значительных затрат времени. При этом вновь создаваемое предприятие ориентируется на мелкое производство с возможностью укрупнения только через 2-3 года работы. При использовании данной стратегии задачи развития предприятия следующие: удержаться на рынке в момент становления; полностью загрузить производственные мощности; перейти от субподрядных заказов к собственным; укрупнить производство.

Таким образом, структура управления зависит от того, какая выбрана стратегия маркетинга. Наиболее сложную организационную структуру имеют предприятия, применяющие стратегию «Лидер отрасли». В стратегии «Сильный конкурент» несколько упрощены блок экономики и финансов и блок производства работ. В структуре управления стратегии «Мелкий субподрядчик» отсутствует отдел маркетинга и сектор подготовки производства.

Производственные возможности предприятия играют решающую роль при выборе заказчиком исполнителя работ. Как правило, заказчик лично знакомится с производством. При ознакомлении заказчика с производством, необходимо учитывать такие факторы, как: транспортная доступность; внешний вид производства (организованность, чистота); размер и мощность производства; внешний вид и общее впечатление от рабочих предприятия; охрана производственной площадки; соблюдение правил пожарной безопасности; уровень используемой техники и технологичность производства; личность производителя работ; для западноевропейских заказчиков – уровень экологической чистоты производства и местности, где оно расположено.

При работе с большим количеством заказов этот фактор практически перестает создавать финансовые риски. В значительно меньшей степени финансовые риски создают такие факторы, как: структура заказов, снижение цены заказов, изменение курса валют, изменение стоимости сырья и рабочей силы, изменения в законодательстве и прочее.

В коммерческих банках процесс планирования состоит из 5 фаз:

  1. Анализ, в ходе которого плановый отдел или внешние эксперты оценивают перспективы конкуренции на различных рынках, возможности роста отдельных из них, делают прогноз развития экономики в целом и отдельных ее секторов, анализируют преимущества и недостатки операций банка.

  2. Принятие решения, определение приоритетов банка и задач его отдельных подразделений.

  3. Документирование - разработка планов и бюджетов каждым подразделением.

  4. Утверждение - сведение планов подразделений и утверждение их на собрании руководства банка.

  5. Контроль за исполнением плана.

Технолог несет ответственность за: выпуск высококачественной продукции и ее совершенствование; разработку новых видов продукции; внедрение в производство новейших достижений науки и техники; механизацию и автоматизацию производственных процессов; соблюдение установленной технологии. Он также: осуществляет оперативный контроль за ходом производства; разрабатывает календарные графики работы; устраняет причины, нарушающие нормальный режим производства; осуществляет контроль за комплексностью и качеством готовой продукции; организует контроль за качеством поступающего на предприятие сырья, материалов и полуфабрикатов. В бизнес-плане такой фирмы учитываются коммерческие и политические риски.

Таким образом, бизнес-планирование в различных отраслях экономики имеет свои особенности. Основные отличия наблюдаются в таких разделах бизнес-плана, как финансовый и организационный план. Для усовершенствования системы бизнес-планирования необходимо, в первую очередь, обеспечить повышение квалификации работников, занимающихся подготовкой бизнес-планов, ориентировать сотрудников предприятия на использование западных методик составления бизнес-плана, поскольку они более эффективны. Также больше внимания следует уделять сбору информации, поскольку от ее достоверности зависит успешность реализации поставленных целей.