logo
Курсовик

Понятие бизнес-плана, цели и задачи

Бизнес-план – это документ, который описывает новые аспекты будущего коммерческого проекта (предприятия), анализирует все проблемы, с которым оно может столкнуться, а так же определяет способы решения этих проблем.

Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследования различных сторон деятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и др.).

Бизнес-план имеет два принципиальных направления:

1. Внутреннее – подготовить заказчику информационное досье, программу реализации проектного предложения с оценкой результатов на каждом этапе его реализации.

2. Внешнее – информировать о технических, организационно-экономических, финансовых, юридических и прочих преимуществах (а также рисках и проблемах) внешнего инвестора – другие заинтересованные организации, муниципальные органы, принимающие решение (коммерческие банки, предоставляющие кредит)

Бизнес-план необходим:

- для разработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развития предприятия;

- для выполнения функции планирования;

- для оценки и контроля процесса развития основной деятельности предприятия;

- для привлечения денежных средств;

- для привлечения частных инвесторов, эффективного использования инвестиций, конкурсного размещения государственных инвестиций в высокоэффективные проекты.

Цель разработки бизнес-плана – дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития фирмы, т. е. спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению.

Побудительными причинами планирования предпринимателем своей деятельности можно считать следующие три:

1) сам процесс бизнес-планирования, включая анализ идеи, заставляет объективно, критически и беспристрастно взглянуть на свой бизнес со всех его сторон. План – это хорошо проложенный маршрут, отражающий очередность действий и приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и способствующий предотвращению ошибок при его реализации;

2) бизнес-план является тем рабочим инструментом, который при надлежащем использовании может помочь оперативно контролировать и управлять фирмой;

3) законченный бизнес-план является средством для доведения идей своего бизнеса до всех заинтересованных лиц (банковского менеджера, других финансовых инвесторов, государственных учреждений, профессиональных консультантов и др.), включая работников фирмы.

Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

1. Определить направления деятельности, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

2. Сформулировать долговременные и краткосрочные цели, страте­гии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных за реализа­цию каждой стратегии;

3. Выбрать состав и определить показатели товаров, работ и услуг, которые будут предлагаться потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

4. Оценить соответствие кадров и условий для мотивации их труда при достижении поставленных целей;

5. Определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рын­ка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т. п.;

6. Оценить материальное и финансовое положение действующего предприятия и соответствие его финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей;

7. Определить необходимые финансовые и материально-технические ресурсы предприятия для реализации инвестиционного проекта;

8. Оценить производственные издержки и чистую прибыль, которую получит предприятие в результате реализации инвестиционного проекта;

9. Предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать реализации проекта;

10. Оценить, насколько улучшится финансовое положение предприя­тия в результате реализации инвестиционного проекта;

11. Оценить сильные и слабые стороны своего предприятия и его ос­новных конкурентов с точки зрения реализации проекта.

Структура бизнес-плана и его детализация определяются направлен­ностью и масштабом инвестиционного проекта, сферой деятельности пред­приятия, его организационной структурой, размерами предполагаемых рын­ков, наличием конкурентов и перспективами роста.

Степень детализации бизнес-плана соответствует целям фирмы и не включает ничего лишнего. Для привлечения внимания экспертов бизнес-план представляется интересным и легко воспринимаемым. При обоснова­нии прогнозов используется максимальное количество подтверждающих фактов их реализации.

Можно ли обойтись без бизнес-плана? В условиях рыночной экономики – нельзя. Если, конечно, рассчитывать на серьезный бизнес. Кто же, например, выдаст кредит, тем более крупный, без основательного бизнес-плана?

Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться неготовым к тем трудностям, которые могут возникнуть на его пути к успеху, и будет лихорадочно импровизировать, что часто кончается плачевно как для него, так и для дела, которым он занимается.

Поэтому лучше не пожалеть времени и средств и заняться бизнес – планированием. Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда ситуации на рынке меняются достаточно быстро, так как разработка бизнес-плана – адаптивный процесс, в результате которого проводится регулярная корректировка решений, пересмотр системы мероприятий по выполнению конкретной программы и т.д.