logo search
Тема Интеграционные объединения

11.5. Атэс

Межправительственный форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» - АТЭС образован в ноябре 1989 г.

В настоящее время его участниками являются 21 страна и территория АТР: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. В 1997 г., одновременно с приемом в АТЭС России, Вьетнама и Перу, введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума.

На долю экономик – участниц АТЭС приходится около 60% мирового ВВП, 50% объема внешней торговли и 40% населения.

Руководящими органами АТЭС являются проводящиеся с 1993 года ежегодные неформальные саммиты глав государств и правительств и приуроченные к ним встречи министров

140

иностранных дел и торговли, а также отраслевые встречи министров и совещания старших должностных лиц экономик – участниц Форума. Проблематикой конкретных направлений взаимодействия занимаются специализированные комитеты, подкомитеты и рабочие группы.

В АТЭС действует институт председателя, функции которого осуществляет страна – организатор очередного саммита и других, сопряженных с ним встреч. Выполнение административно-технических задач возложено на секретариат Форума, находящийся в Сингапуре.

Значительное влияние на решения АТЭС оказывают деловые круги стран – участниц, доводящие свои рекомендации до лидеров экономик через функционирующий в рамках Форума Деловой консультативный совет (в его состав входят по три представителя крупных предпринимательских структур от каждого члена Форума, назначаемые лидерами соответствующих экономик). Рекомендации нацелены на обеспечение благоприятного климата для бизнеса, которому отводится роль главной движущей силы экономического развития региона.

Деятельность АТЭС, основополагающими принципами которой являются гибкость, добровольность и консенсус, строится на основе ряда программных документов. При создании Форума в 1989 г. его главной задачей было провозглашено содействие экономическому росту и сотрудничеству в регионе посредством либерализации и облегчения условий торговли и инвестиций. Несколько позже, в 1994 году участники АТЭС поставили перед собой долгосрочную цель формирования в регионе системы свободной и открытой торговли и инвестиций для развитых стран к 2010 г. и к 2020 г. для развивающихся стран (Богорская декларация).

В 1994г. была принята Осакская программа продвижения к указанной цели, в соответствии с которой члены АТЭС имеют ежегодно обновляемые индивидуальные планы действий по либерализации своих национальных торговых и инвестиционных режимов. С этого же времени разрабатываются и коллективные планы действий, охватывающие практически все основные сферы и аспекты международных экономических обменов в АТР: тарифные и нетарифные барьеры, стандарты и соответствия, таможенные процедуры, урегулирование спорных ситуаций, мобильность деловых людей и т.д. С 2001г. участники АТЭС готовят национальные планы действий по экономическому и техническому сотрудничеству в области развития людских ресурсов.

141

В зависимости от изменения ситуации в регионе приоритеты в работе АТЭС варьируются. Так, после финансово-экономического кризиса 1997 г. в Восточной Азии бывшие до этого на первом плане вопросы либерализации торговли, несколько отошли в тень, а на их место выдвинулись меры по восстановлению и поддержанию экономического роста в регионе путем укрепления рынков и обеспечения финансовой стабильности.

Трансформируется и расширяется повестка дня Форума. В последнее время в нее вошли некоторые социальные вопросы, а также такие насущные проблемы, как возможные подходы к вызовам глобализации и строительство основ так называемой «новой экономики», которым уделяют все больше внимания.

Масштабность спектра охватываемой тематики и отсутствие на данном этапе обязательных для всех участников решений отличает АТЭС от других существующих торговых или таможенных союзов и блоков. Эта структура, являющаяся своего рода региональным ответом на вызовы глобализации, пока находится в процессе своего институционального становления. Вместе с тем, сохраняя формально консультативный статус, АТЭС уже превратился в важный механизм по выработке региональных правил торговли, инвестиционной деятельности и экономического сотрудничества. Предпринимаемые АТЭС шаги – это долгосрочные, а не разовые меры. Они направлены, прежде всего, на создание «азиатско-тихоокеанского сообщества» с едиными «правилами игры» и, по возможности, унифицированными национальными стандартами и режимами. Сами члены АТЭС рассматривают Форум в качестве инструмента, способствующего приданию их экономикам инновационного и обращенного в будущее характера.

Повестка саммита в Шанхае в октябре 2001г., в котором участвовала Россия, включала обсуждение макроэкономической ситуации в регионе и в мире в целом, вопросы запуска нового раунда переговоров в ВТО, дальнейшего развития Форума как ведущей региональной интеграционной структуры, проблематику наращивания потенциала людских ресурсов. В качестве основных задач АТЭС на второе десятилетие его существования были названы дальнейшие шаги по формированию в регионе системы свободной торговли и инвестиций, углубление духа сообщества за счет более широкого и справедливого распределения преимуществ от глобализации, сплочения Форума в целях более тесного взаимодействия. Отдельное Заявление, не смотря на традиционную сфокусированность АТЭС на экономической

142

проблематике, было сделано по проблемам международного терроризма. Этой же проблеме было уделено большое внимание на саммитах в Мексике в 2002г. и Таиланде в 2003г.

В ноябре 2004 года 12 – й саммит АТЭС под девизом «Единое сообщество – наше будущее» проходил в Чили. Лидеры стран - участниц форума обсуждали два блока вопросов, один касался экономики, другой - безопасности. Среди важнейших экономических вопросов саммита – продвижение процесса либерализации торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Кроме того, обсуждались вопросы взаимоотношения стран АТЭС в рамках Всемирной торговой организации. Лидеры традиционно изложили свои оценки ситуации внутри каждой страны и обозначили приоритеты по расширению сотрудничества. Еще одной темой дискуссий глав государств и правительств был вопрос о введении в АТР зоны свободной торговли. В 2005 году очередной саммит АТЭС состоялся в Республике Корея.