11.2. Нафта
Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой вступило в силу 1 января 1994г. В значительной мере оно было инициировано администрацией США под влиянием американских ТНК (достигнутый уровень срастания американской экономики с канадской и мексиканской требовал его межгосударственного оформления). К этому же подталкивали радикальные изменения в политической и экономической ситуации в мире к началу 90–гг.: ЕС резко ускорил расширения и углубление интеграционных процессов в своем регионе; Япония, Китай и страны Юго-Восточной Азии стремительно наращивали экономический потенциал; усилилось Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество.
Сложившаяся обстановка поставила перед США задачу активизации интеграционных процессов на своем континенте, чтобы сохранить конкурентоспособность американских корпораций на мировом рынке.
Ведущие компании США, Канады и Мексики рассчитывали соединить финансовые, научно-технические и предпринимательские потенциалы США и Канады с важнейшим фактором конкурентоспособности – низкими издержками производства, характерными для условий Мексики. В частности, один час рабочего времени в Канаде в 1993 г. стоил 5,75 долл., в США – 4,5 долл., а в Мексике – 50 центов. В первую очередь намечалась либерализация товарообмена с Мексикой, так как в канадо-американской торговле барьеры к моменту подписания соглашения НАФТА уже были устранены.
Соглашением предусматривается либерализация внешнеэкономических отношений, демонтаж таможенных барьеров и организация единого континентального североамериканского рынка для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей
129
силы через границы, разделяющие три государства.
В первую очередь намечено освободить от ограничений торговлю готовыми изделиями. Уже в 1994 году пошлины во взаимной торговле промышленными и продовольственными товарами были снижены на 65%. На рынках энергоресурсов, сельскохозяйственных товаров, автомобилей и текстиля предусмотрена плавная либерализация. В течение 15 лет намечено ликвидировать почти все торговые и инвестиционные барьеры и подойти к слиянию трех национальных рынков, сформировав зону свободной торговли с населением более 375 млн. человек, совокупными валовым продуктом в сумме около 9 трлн долл. (в нынешних ценах) и долей в мировом экспорте порядка 17%.
Кроме того, предусматривается принятие тремя странами аналогичных законов в области окружающей среды и по труду. Соглашение носит строго императивный характер – невыполнение принятых аналогичных законов влечет за собой наказание виновных штрафами или определенными санкциями. Правда, по состоянию на 1 января 1998 г. в рамках НАФТА еще не были созданы наднациональные органы управления, регулирующие ход сотрудничества, - Экономическая комиссия, Совет министров, суд и т.д.
По своему экономическому потенциалу северный и южный партнеры по НАФТА многократно уступают США: ВВП Канады составляет около 10% от ВВП США, а Мексики – 5%; если ВВП на душу населения Канады находится на уровне примерно 90% от США, то Мексики – 15%. В отличие от ЕС, где менее развитым странам и регионам (Греции, Ирландии, Португалии) предоставляется финансовая помощь из совместных бюджетных фондов, НАФТА не предоставляет Мексике такой поддержки.
Тем не менее, по оценкам экспертов, участие в НАФТА позволит Мексике сократить период реформирования своей экономики и достижение уровня развитых стран с 50 до 10 – 15 лет. Самый большой выигрыш от вступления в НАФТА Мексика получает в виде стремительного роста поступлений иностранного капитала, в первую очередь из США. По объему прямых иностранных инвестиций, имеющих первостепенное значение для развития производства, в середине 90-х гг. Мексика оказалась на первом месте в Латинской Америке. Если в 1086 – 1991 гг. в страну поступало в среднем за год 3,1 млрд. долл., то после 1994 г. этот показатель не опускался ниже 8 млрд. долл. С оживлением инвестиционной деятельности в стране повысился
130
уровень оплаты труда – в среднем в реальном исчислении в 1997 г. на 29% по сравнению с 1990 годом.
Возрастающую роль в развитии обрабатывающей промышленности Мексики играет «макиладорас» - предприятия по обработке и сборке поступающих в Мексику из США материалов и комплектующих.
В то же время участие в НАФТА налагает на Мексику целый ряд обязательств. По сельскохозяйственным продуктам она заключает двусторонние соглашения с США и Канадой в отдельности.
Чтобы облегчить доступ высокотехнологичной продукции северных партнеров на свой рынок, Мексика полностью отменила прежнюю 20%-ную пошлину на компьютеры американского и канадского производства. Пошлина на аналогичную продукцию из третьих стран сохраняется: она постепенно снизится до 3,9%. Это поможет северным партнерам вытеснить с мексиканского рынка дешевую японскую и южнокорейскую технику.
В течение 10 лет Мексика должна отменить большинство ограничений на импорт автомобилей, что сулит американским экспортерам резкое расширение их сбыта. Кроме того, с 1994 г. в Мексике введен закон, расширяющий возможности иностранных инвесторов. Во многих отраслях промышленности и сельского хозяйства иностранцам разрешается вкладывать капиталы «в любых пропорциях». Правда, долевое участие иностранцев в разведке и добыче энергоносителей и радиоактивных руд, транспортной и коммуникационной инфраструктуре пока ограниченно.
Со временем Мексика обязалась отменить ограничения на иностранное участие в банках и страховых компаниях. Когда это произойдет, американский и канадский финансовый капитал сможет взять в свои руки контроль над приблизительно 1/3 мексиканского страхового рынка.
Деловые круги США связывают с НАФТА большие надежды. Ожидается значительное расширение американского экспорта и связанное с этим увеличение числа рабочих мест. Перенесение трудоемких, материалоемких и экологически дорогостоящих производств из США в Мексику позволит снизить уровень издержек производства и повысить конкурентоспособность многих изделий американской промышленности.
В долгосрочном плане с помощью участия в НАФТА
131
американские ТНК рассчитывают на расширение своего экономического участия в Латинской Америке с целью завоевания рынков сбыта, создания новых рабочих мест на своих предприятиях, повышения конкурентоспособности и прибыли.
Канада рассчитывает с помощью НАФТА расширить рынки сбыта, сократить издержки производства и повысить прибыльность новых высокотехнологичных отраслей (компьютеры, телекоммуникации и т.д.). Кроме того, формирование либерализованного рыночного пространства континентальных масштабов будет стимулировать приток в Канаду прямых и портфельных инвестиций их третьих стран, главным образом из стран – членов ЕС и Японии.
К концу 90-х гг. еще мало накопилось статистических данных для оценки эффективности функционирования НАФТА. Однако уже можно сделать вывод, что это не формальная, а реальная международная интеграционная структура. В частности, за 1994 – 1997 гг. товарооборот США с Мексикой и Канадой вырос на 44%. В то де время ряд латиноамериканских стран выражают недовольство североамериканской интеграционной группировкой, так как согласно условиям НАФТА 62.5% комплектующих изделий производители транспортных средств США, Канады и Мексики обязаны закупать у фирм НАФТА.
Кроме того, приток инвестиций в Мексику, по мнению южноамериканских аналитиков, осуществляется за счет сокращения прямых иностранных инвестиций в другие страны Латинской Америки. Негодуя, и с завистью глядя на НАФТА, страны Центральной и Южной Америки, в первую очередь Чили и целые группировки – МЕРКОСУР и КАРИКОМ, уже выражают стремление присоединиться в будущем к этой экономической структуре.
- Тема 11. Интеграционные объединения мира
- 11.1. Ес - Европейский Союз
- Взаимоотношения Россия – страны ес.
- "Дорожная карта" по общему пространству свободы, безопасности и правосудия (о визах).
- "Дорожная карта" по общему пространству науки и образования.
- 11.2. Нафта
- 11.3. Меркосур
- 11.4. Асеан
- Диалоговые отношения России и асеан.
- 11.5. Атэс
- Вопросы для самопроверки