11.4. Асеан
Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии была основана 8 августа 1967 года в Бангкоке пятью странами: Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами. В 1984 г. к организации присоединился Бруней, в 1995 – Вьетнам, в 1997 –
Лаос и Мьянма, в 1999 – Камбоджа. Статус специального наблюдателя имеет Папуа - Новая Гвинея.
Население стран АСЕАН составляет около 500 миллионов
134
человек, совокупный размер ВВП – 737 млрд. долларов США, объем торговли – 720 млрд. долларов.
Первоначальная роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели экономической. С начала ее существования наиболее значительные соглашения заключались странами-членами именно в области политического сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности, включая Декларацию 1971 года, определяющую Юго-Восточную Азию как Зону мира, свободы и нейтралитета, Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларацию АСЕАНовского соглашения. Они были направлены на поддержание мира внутри региона и построение сообщества, свободного от влияния внешних сил. Договор о дружбе и сотрудничестве представляет собой своеобразный кодекс международных отношений в регионе в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Декларация АСЕАНовского Соглашения, с другой стороны, содержит принципы сотрудничества внутри АСЕАН в политической, экономической и функциональной областях.
И в настоящее время АСЕАН продолжает держать курс на содействие региональному сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сферах с целью укрепления мира в регионе. В начале 90-х годов она инициировала переговорный процесс между Россией и Китаем, также АСЕАН способствовала политическому решению камбоджийской проблемы.
Ежегодно проходят министерские Конференции АСЕАН, служащие форумом по обмену мнениями по вопросам безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе между этой интеграционной группировкой и ее партнерами по диалогу (Австралией, Канадой, Европейским Союзом, Японией, Новой Зеландией, Южной Кореей и Соединенными Штатами Америки).
С целью продвижения превентивной дипломатии в 1993 году был создан асеановский региональный форум (АРФ), многостороннее консультативное собрание. В настоящее время в него входят члены АСЕАН, партнеры по диалогу, Папуа Новая Гвинея в качестве наблюдателя и два консультативных партнера - КНР и Россия. Первая встреча АРФ в июле 1994 года и вторая в августе 1995 года определили трехсторонний подход в сотрудничестве в области безопасности: обеспечение доверия, развитие превентивной дипломатии и выработка подходов для решения конфликтов.
8 августа 1967 года была подписана Бангкокская декларация о
135
создании Ассоциации стран Юго-Восточной Азии. Это положило начало сотрудничеству в области науки и технологий, окружающей среды, культуры и информации, социального развития. Цель этого сотрудничества - ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе, содействие активному взаимодействию и взаимопомощи в перечисленных выше областях.
Две первые встречи глав государств АСЕАН на острове Бали (1976 год) и в Куала-Лумпуре (1977 год) провозгласили принципы существования этой организации, а именно:
дружеские взаимоотношения и сотрудничество с другими нациями на основе взаимного уважения и выгоды;
отстаивание интересов региона на международной арене;
усиление деятельности государственных и негосударственных организаций в развитии региональной индивидуальности.
Главы государств призвали к расширению сотрудничества в развитии человеческих ресурсов, в устранении бедности, болезней и неграмотности, в обеспечении рабочих мест для групп людей с низкими доходами (особенно в сельской местности), к согласованию действий по злоупотреблению и торговле наркотиками и наркотическими средствами. Именно страны АСЕАН делают упор на развитие человеческих ресурсов в качестве приоритетной задачи АТЭС.
В экономической области страны АСЕАН проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе ЮВА. Уже в 1977 году были сделаны попытки сформировать район свободной торговли. В этом же году появилось асеановское соглашение по льготной торговле (Preferential Trade Agreement - РТА), которое явилось первым инструментом по либерализации торговли, по увеличению внутрирегиональной торговой деятельности.
В рамках создания зоны свободной торговли проводятся мероприятия по ускорению процессов согласования тарифной номенклатуры, таможенной оценки; установление системы зеленого прохода, т.е. системы упрощенных таможенных процедур; согласование товарных стандартов. Работа по стандартизации продукции нацелена на то, чтобы снизить издержки ее производства путем выравнивания стандартов стран-членов с международными стандартами, взаимного признания требований, предъявляемых к проверке продукции и выдачи соответствующих сертификатов.
Базой для сотрудничества в этой сфере являются соглашения
136
о создании Зоны свободной торговли - АФТА, Зоны инвестиций - АИА и Схема промышленного сотрудничества - АИКО.
Высшим органом АСЕАН является Встреча Глав Государств и Правительств, входящих в эту группировку. Этот саммит проводится каждые три года, а в промежутках между ними проводятся неформальные встречи. Встречи Министров иностранных дел проходят ежегодно. Также проводятся встречи министров, отвечающих за другие отрасли. В АСЕАН работает 11 специализированных комитетов. Всего в рамках организации ежегодно проводится свыше 400 мероприятий.
Текущее руководство осуществляется Постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел страны – устроительницы очередного саммита. В Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем. Генеральный Секретарь АСЕАН назначается сроком на пять лет. Сотрудники Секретариата АСЕАН выбираются путем открытого конкурса по всему региону.
Для поддержки международных отношений, АСЕАН учредила комитеты, состоящие из глав дипломатических миссий, расположенных в следующих столицах: Брюссель, Лондон, Париж, Вашингтон, Токио, Канберра, Оттава, Веллингтон, Женева, Сеул, Нью-Дели, Нью-Йорк, Пекин, Москва, Исламабад.
АСЕАН имеет свои вооруженные силы - ВМС; проводятся совместные учения. В 1994 году на 27-й конференции министров иностранных дел стран-членов группировки был принят флаг АСЕАН.
В ноябре 2002 года в столице Камбоджи прошёл саммит лидеров АСЕАН и их партнёров по диалогу - руководителей правительств Китая, Республики Корея, Индии и Южной Африки, главным пунктом которого стала проблема борьбы с терроризмом. По итогам саммита лидерами АСЕАН было подписано соглашение с Китаем о мерах по борьбе против террористов, наркоторговцев, нелегальных торговцев оружием. Также в документах форума были отражены меры по противодействию экономической преступности, отмыванию незаконных доходов.
На очередном форуме АСЕАН, который прошел 5 - 7 октября 2003 г. на о. Бали (Индонезия) была подписана вторая Декларация согласия стран АСЕАН. Декларация определяет основные цели деятельности ассоциации по вопросам мира и безопасности, экономики и культуры в регионе Юго - Восточной Азии до 2020 г.
137
К новой Декларации присоединились Китай и Индия. Подписание Декларации способствовало консолидации стран АСЕАН, формированию в регионе более безопасной и стабильной среды на основе соблюдения принципов международного права.
Юридической базой отношений стран АСЕАН служит Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 г. В настоящее время разработан механизм возможного присоединения к Договору внерегиональных держав, включая Россию, которая неизменно заявляет о своем позитивном отношении к этому документу.
Важное место во внешнеполитической деятельности Ассоциации занимает работа по созданию в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия (соответствующий договор вступил в силу в 1997 г.).
В настоящее время ведутся консультации с ядерными державами, в т.ч. Россией, по доработке текста Протокола об их присоединении к Договору.
В последние годы в АСЕАН усиливаются призывы к отходу от некоторых основополагающих принципов Ассоциации. В частности, Таиланд при активной поддержке Филиппин выступает за снятие «табу» на обсуждение тех внутриполитических проблем отдельных членов «десятки», которые затрагивают интересы всей группировки (т.н. «конструктивное вмешательство»).
Под нажимом таких настроений на Манильском саммите 1999 г. было принято решение о создании асеановской «тройки по содействию урегулированию внутриполитических проблем стран-членов, однако ни состав «тройки», ни механизм ее деятельности пока не определены.
Появляются также сторонники отмены принципа консенсусного принятия решений в рамках Ассоциации под предлогом того, что он мешает рассматривать гуманитарные проблемы в современных условиях, когда защита прав человека якобы не может считаться сугубо внутренним делом отдельных государств. Жесткими противниками «конструктивного вмешательства» во внутренние дела остаются Вьетнам, Малайзия и Мьянма.
В 70-е годы зародилась система диалогов Ассоциации с ведущими государствами мира, прежде всего в азиатско-тихоокеанском регионе (АТР), поддерживающими с ней активные политические и экономические связи. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США,
138
Япония и ЕС. Секторальным партнером Ассоциации по диалогу выступает Пакистан.
Несмотря на ряд заявок на получение партнерского статуса в АСЕАН, расширять систему диалогов асеановцы считают нецелесообразным. Действует временный мораторий на предоставление другим государствам статуса партнера по диалогу с Ассоциацией. Пока принято решение сосредоточится на совершенствовании механизма «постминистерских конференций», в частности, в формате «10+1» (диалог АСЕАН с каждым отдельным партнером).
- Тема 11. Интеграционные объединения мира
- 11.1. Ес - Европейский Союз
- Взаимоотношения Россия – страны ес.
- "Дорожная карта" по общему пространству свободы, безопасности и правосудия (о визах).
- "Дорожная карта" по общему пространству науки и образования.
- 11.2. Нафта
- 11.3. Меркосур
- 11.4. Асеан
- Диалоговые отношения России и асеан.
- 11.5. Атэс
- Вопросы для самопроверки