11. Бюдж расходы, их функциональное назначение и эк содержение.
В соотв с БК расх бюджета – это денеж ср-ва, направляемые на финанс обеспеч задач и функций гос-ва и местного самоупр (ст. 6).
Величина бюдж расх зависит от многих факторов. Она опред-ся объемом ВВП страны; величиной дох гос-ва, к-ая, в свою очередь, зависит от уровня налогооблож, собираемости налогов, неналог поступл в бюджет; предпочтениями общ-ва в пользу перераспределительных программ и рядом др факторов.
Рассмотрим факторы, определяющие динамику расх:
1. Эк развитие страны. Если страна находится на этапе эк подъема, дох бюджета растут и, как следствие, расшир-ся возможности по осуществл бюдж расходов.
2. Человеческое развитие. Вложения в развитие человека - важная задача гос-ва. Эти вложения нацелены не столько на получение краткосроч рез-та, сколько на создание потенциала для устойчивого развития общ-ва в будущем. Они связаны с развитием системы образования, здравоохр, культуры и искусства и имеют значимый уд вес в бюджетах развитых стран
Базой для планиров расх на человеч развитие явл-ся демограф и соц показатели – числ-ть населения и отд его категорий (население с различ уровнем доходов; числ-ть детей дошкольн и школьн возраста, студентов учеб заведений; число больных по разл группам заболеваний и т.д.).
3. НТП: Развитие техники и технологии ведет к появлению новых видов обществ благ и провалов рынка, а значит и новых сфер государств регулирования. Например, бурное внедрение новых видов носителей информации в XX веке привело к резкому сниж затрат на копирование информационных продуктов. В рез перед производителями остро встала проблема защиты их авторских прав, к-ую д обеспечивать гос-во.
4. Институциональные и политич факторы. Гос расходы закрепл-я в законах, долгосроч программах, соглашениях с м/ждународн орг-циями. Для их пересмотра в закон о бюдж необх вносить поправки, что ограничивает возможности по оперативному изменению расходов гос-ва.
5. Внешние обстоят-ва. При возникновении чрезвыч ситуаций, таких как войны или природ катаклизмы, роль гос-ва в регулиров эк-ки существенно возрастает. Увелич-ся и госуд расходы, к-ые в дальнейшем с трудом поддаются сокращ.
Виды бюджетных расходов
По своему эк содержанию расх бюджета делятся на текущие и капитальные.
I. Текущие расходы
Тек расх предназначены для обеспеч текущ функционирования органов гос власти, органов местного самоупр и бюдж-ых учреждений, а также оказание гос поддержки др бюдж-ам и отд отраслям эк-ки в форме дотаций, субсидий и субвенций.
1.Государственные закупки: Рыноч система не м в необх объеме обеспечить произ-во таких товаров и услуг, к-ые обладают св-вами общественных благ. Они имеют важное соц-эк значение, однако, на их основе невозможно извлекать прибыль. По этой причине обеспечение произв-ва обществ благ явл-ся функцией гос-тва. В БК РФ использ-ся такое понятие, как госуд заказ. Под ним понимается совокупность заключенных госуд контрактов на поставку тов, произв-во работ, оказание услуг за счет ср-тв соответствующего бюджета
2.Социальные трансферты
Трансферты направл-ся на поддержку тех слоев населения, к-ые оказываются исключенным из рыноч процесса распределения доходов и не м самост обеспечить себе достойный образ жизни. Речь идет о полностью или частич нетрудоспособных гражданах (инвалидах, пенсионерах), а также иных соц-незащищенных категориях населения. Помимо этого, целью трансфертов м б поддержка тех, кто имеет особые заслуги перед общ-вом (ветераны войн, ликвидаторы последствий чрезвыч ситуаций, люди, отмеченные за особые трудовые достижения), и поощрение общественно-желательного поведения (например, стимулирование рождаемости).
II. Капит расходы; специфика капит расх бюджета состоит в том, что они выходят за пределы бюджета одного года и нацелены на получение эффекта в длит перспективе. Планирование таких расх строится с учетом их долгосроч характера. Оно позволяет связать бюджеты разл лет, нацелить их на решение стратегич задач. Во многих случаях созд-ся самост система упр-ия отд видами капит расходов.
1.Бюдж инвестиции: Целью бюдж инв явл-ся создание мощностей по произв-ву общественных благ (учреждений образования, здравоохранения, оборонных предприятий и др.). Как правило, они направл-ся в госуд сектор. Инвестиции целесообразно учитывать в составе целевых программ, перечень к-ых утверждается законодательно.
2.Бюджетные кредиты:Бюдж кредиты м б использованы для финансирования не только гос предпр-ий и учрежд, но и негос субъектов эк-ки. Особенность данной формы гос расх - возмездность: кредиты предоставл-ся на возвр основе, и на них начисл-ся % как плата за пользов кредитом. Особой формой бюдж кредитов явл-ся налоговые кредиты. Действуя в интересах общ-ва в целом, гос-во ориентируется не на прибыль, а на соц-эк и политич результаты. Именно поэтому бюдж кредиты обычно носят льготный хар-тер. Они м предост-ся для решения таких соц задач, как расшир занятости, сокращ безработицы, решение жилищной проблемы. Эти цели преследует, например, льготное кредитование малого бизнеса, с/х, ипотеч кредитование и др.
Выделят след формы расх бюдж-ов:
1. ассигнования на содерж бюдж-ых учреждений 2. оплата по гос контрактам. 3. трансферты населению
4. ассигнов на осущ-ие полномочий, передаваемых на др уровни власти и на компенсацию доп расх, возникающих из-за решений вышестоящ органов власти 5. бюдж кредиты юр лицам 6. субвенции и субсидии юр и физ лицам
7. инвестиц в УК-ы юр лиц. 8.бюдж ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюдж др уровней, внебюдж фондам
9.кредиты иностр гос-вам. 10. ср-ва на обслужив и погаш долговых обяз-в.
Дотация-ср-ва, предоставлямые бюджету др уровня на безвозм и безвозвр основе для поерытия тек расх.
Субвенция – ср-ва, предоставл на той же основе бюдж др уровня или юр лицу на осуществл целевых расх.
Субсидия – ср-ва, предосьавл бюджету др уровня, юр или физ лицу на усл долевого финансирования целевых расх.
19. Целевые бюдж фонды , их назначение.
Целевым бюджетным фондом, в соотв с БК РФ, называют фонд денеж средств, образуемый в составе бюджета за счет дох целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкр видов доходов или иных поступл и используемый по отд смете. Средства целевого бюдж фонда не м б использованы на цели, не соответствующие его назначению.
Целевые бюдж фонды создаются при формировании ФБ на предстоящий фин год, действуют в теч года, после этого либо создаются вновь, либо прекращают свое существование.
Целевые бюдж фонды появились в РФ в 1995 году, когда этот статус был закреплен за некоторыми внебюдж фондами, создаваемыми в кач-ве целевого источника финансирования отд госуд расходов.
В 2001 году большинство целевых бюдж фондов было упразднено, а их расх были переданы в ФБ и осуществл-ся теперь на общих основаниях. Упразднение всех целевых бюдж фондов за исключ Фонда Министерства РФ было связано с тем, что казначейский контроль их средств был затруднен, а расх зачастую неэффективны.
Упразднение большинства целевых бюдж фондов вызвало возражения со стороны ряда органов госуд власти и упр-ия. Так, по мнению экспертов Счетной палаты, высказанному в Заключении Счетной палаты РФ на проект Ф з “О ФБ на 2001 год”, упразднение Федер дорожного фонда РФ приведет к замедлению развития сложившегося производственно–хозяйственного комплекса, многие годы обеспечивающего строит-во, реконструкцию, ремонт и текущее содержание автомоб дорог как федер, так и рег значения.
В ходе парламентских слушаний проекта Ф з “О ФБ на 2001 год” также высказывались возражения против упразднения фед целевых фондов. Так представители фракции КПРФ выступали против упразднения экологич фонда, мотивируя свое мнение тем, что это подорвет целый экономич механизм госуд регулирования природопользования.
Единственный в настоящий момент действующий целевой бюдж фонд Министерства РФ по атомной энергии формируется за счет выручки за поставляемый в США низкообогащенный уран, являющийся федер собств-тью. Из данного целевого бюдж фонда финансир-ся мероприятия по повыш ядерной, радиац и экологич безопасности и поддержке фундаментальной и прикладной науки, компенсир-ся организациям расх, связанные с исполнением м/ждународ обяз-ств, а также мероприятия по Федер целевой программе "Реформирование и развитие оборонно-промышл комплекса (2002-2006 годы)".
- 1 Дкб . Сущность и функции денег.
- 2. Роль и развитие денег в условиях рыночной экономики.
- 3. Виды денег и их особенности.
- 4. Денежный оборот и его структура.
- 5. Эмиссия и выпуск денег в хоз. Оборот.
- 6. Налично-денежный оборот и принципы его организации в рф.
- 7. Законы ден. Обращения и методы гос. Регулирования ден. Оборота.
- 8. Безналичный ден. Оборот и принципы его организации в рф.
- 10. Принципы и сущность инфляции, формы проявления и методы регулирования.
- 11. Валюта. Понятие и виды.
- 12. Валютные отношения и валютная сис-ма, эволюция и элементы.
- 13. Платежный баланс в сис-ме вал. Регулирования.
- 14. Сущность кредита и его функции.
- 15. Формы и виды кредита
- 16. Ссудный процент и факторы его определяющие.
- 17. Возникновение и сущность банков, их роль и функции в развитии экономики.
- 18. Банковская сис-ма, понятие, признаки и составляющие.
- 19. Современное состояние банк-й сис-мы рф.
- 20, 21. Цбрф: сущность, статус, операции, цели деят-ти и функции.
- 22. Основные направления денежно-кредитной политики рф на 2005 год.
- 23. Коммерческие банки. Классификация, функции и принципы деятельности
- 24. Международные финансово кредитные институты
- 27. Процедура создания и ликвидации коммерческого банка.
- 28. Пассивные операции коммерческого банка: понятие и виды.
- 29. Активные операции банка: понятие и виды.
- 30. Комиссионно-посреднические операции банка: понятие виды.
- 31. Этапы процесса кредитования заемщиков коммерческими банками.
- 7. Финансовый механизм: понятие, цели и задачи, структура.
- Финансовые отношения (фо) предприятий и принципы их организации.
- Источники финансовых ресурсов предприятия (фрп).
- Государственное регулирование финансов предприятия.
- Особенности фп различных форм собственности.
- Расходы и доходы предприятия и их классификация.
- Экон-кое содержание, функции и виды прибыли.
- Механизм формирования, распределения и использования прибыли предприятия.
- 8. Взаимосвязь выручки, расх-в и прибыли от реализации продукции.
- 9. Расчет тб и определение фин. Прочности.
- 10. Произв-й рычаг (пр).
- 11,12. Экономическое содержание оборотных активов, структура, источники финансирования.
- 13. Определение потребности в оборотных активах.
- 14. Эффективность использования оборотных активов. Производственный и финансовый цикл.
- 15. Экон. Сод-е и Источн. Финансир-я воа
- 16. Амортизация и ее роль в воспроиз-м процессе.
- 17. Оценка фин. Сост-я пр-я.
- 19. Планирование прибыли п/п.
- 20. Виды и методы фин. Планирования.
- 1.Цели, задачи и содержание фин.Мен-та.
- 3. Модель стоимостной оценки финансовых активов сарм.
- 4. Теория доход-ти пред-тия Модильяни- Миллера.
- 5. Финан.Механизм предприятия: рычаги и методы.
- 7. Фин.Инструменты, исполь-ые в процессе управления финансами пред-тия.
- 8. Состав контрагентов, с кот. Возникают фин.Отн-ния.
- 9. Методы управления ден.Потоками.
- 10. Финансовый цикл.
- 11. Методы управ-ния платежесп-тью пред-тия.
- 14. Методы оценки и упр-ния эффект-тью затрат и вложений в деят-ть пред-тий.
- 16. Цена капитала и фирмы.
- 17. Методы упр-ния стр-рой кап-ла: собств. И заем. Ср-вами.
- 18. Инвестиц. Пол-ка пред-тий: методы оценки эффектив-ти и риска ип.
- 19. Риск и доход-ть фин. Активов.
- 20. Формула Дюпона, цели ее применения.
- 21. Методы финансового планирования деят-ти пред-тий.
- 23. Методы прогн-ния банкр-ва пред-тий: отеч. И заруб.Опыт.
- 1.Экон. Сущность страхования и его функции.
- 2. Основы построения страховых тарифов. Состав и стр-ра стр. Тарифов.
- 3.Финансоваяустойчивость страховщиков.
- 4. Обеспечение платежеспособности страховой компании.
- 6. Имущественное страхование и его виды.
- 8. Резервы страховых компаний.
- 9. Инвестиционная деятельность страховых компаний.
- 15.0Рганнзацнонно-правовые формы страховых компаний.
- 7. Доходы фб, их состав т стр-ра. Осн источники дох на 2004-2005г.
- 4. Бюдж устр-во (бу) рф и организац-правовые основы разграничения полномочий в сфере регулирования бюдж правоотношений.
- 8. Дох бюджетов субъектов рф, их виды и особенности формирования.
- 9. Дох местных бюдж-ов, их виды и ообенности формирования.
- 10. Содержание консолидированного бюджета, его назначение и особенности.
- 11. Бюдж расходы, их функциональное назначение и эк содержение.
- 12. Состав и стр-ра расх фб. Особенности формирования бюджета на 2005г.
- 13. Бюдж дефицит и источники его финансирования.
- 18. Внебюджетные фонды, их характеристики и взаимоотношения с др звеньями финансовой системы.
- 16. Бюджетный федерализм, его сущность и назначение в решении межбюдж отношений. Концепция реформирования бюдж процесса в 2004-2005г.
- 1 Рынок ценных бумаг . Рцб как элемент фин рынка, роль, знач-е и стр-ра. Участ рцб.
- 3. Фондовая биржа:организ стр-ра и ф-ции. Проф участники биржи.
- 4. Первич рцб в рф, его орг-ция и участ-ки
- 6. Клас-ция цб. Хар-ка их осн типов.
- 7.Акции.Особенности эмиссии и обращения, разновидности.
- 10. Производ цб. Осн виды и особенности обращения.
- 13. Инвест деят-сть фин-кред учрежд-й на рцб
- 14. Механизм принятия решений на рцб. (фундамент и техн анализ)
- 16. Виды бирж сделок, техника их закл-я и исполнения.
- 17. Гос цб рф. Особенности выпуска, обращения и нал/обл.
- 1. Экономическая сущность и виды инвестиций.
- 2. Инвестиционный процесс в рф. Участники инвестиционного процесса. Типы инвесторов.
- 4. Понятие инвестиционного проекта, содержание, классификация, фазы развития.
- 5. Критерии и методы оценки инвестиционных проектов.
- 6. Бюджетная эффективность и социальные результаты реализации инвестиционных проектов.
- 8. Понятие инвестиционного портфеля. Типы портфеля, принципы и этапы формирования.
- 10. Инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений: объекты и субъекты, права, обязанности и ответственность.
- 11. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности , осуществляемой в форме капитальных вложений.
- 13. Иностранные инвестиции. Режим функционирования иностранного капитала в России.
- 14. Методы финансирования инвестиционных проектов.
- 15. Лизинг, виды и преимущества.
- 16. Проектное финансирование.
- 17. Венчурный капитал.
- 18. Ипотечное кредитование.
- 1. Валюта, понятие и к-ия.
- 2. Корзина валют и факторы, влияющие на курсы валют.
- 3. Деят-ть банка рф как основного органа валют регулирования.
- 6. Порядок открытия валют счетов физ лицами.
- 7. Порядок открытия валют счетов юр лицами.
- 8. Порядок ввоза/вывоза наличной иностр валюты в/из рф.
- 9. Порядок поступления экспортной валют выручки.
- 10. Развитие валют рынка рф.
- 12. Международные платёжные системы.
- 13. Нормативная база валют операций в рф.
- 14. Валют риски и способы страхования от них.
- 16. Основы гос валют регулирования.
- 17. Органы и агенты валютного контроля.
- 19. Этапы эволюции мировой валютной системы.
- 20. Формы международных расчётов.
- 1. Определение и эко-кая сущность н-га. Специфические признаки н-га, их харак-ка.