logo search
Для редактирования

Структура платных услуг

Наиболее перспективной и динамично развивающейся сферой услуг является связь, на долю которой приходится 11,6 процента платных услуг. Отрасль обладает потенциалом долгосрочного экономического роста. В регионе развиваются все виды связи. Но наиболее активно развиваются сети сотовой связи, цифровые сети передачи данных. Половина муниципальных образований области располагает каналами передачи данных по цифровой сети. У них имеется техническая возможность получать такие новые услуги, как IP-телефония, проведение видеоконференций, построение корпоративных сетей предприятий, ведение электронной торговли. Быстрыми темпами растет число абонентов Интернет.

Малое предпринимательство. В Волгоградской области действуют 17,2 тыс. предприятий малого бизнеса и 90,5 тыс. предпринимателей без образования юридического лица. В сфере малого предпринимательства работает более 220 тыс. человек, что составляет 18,5 процента от численности занятых в экономике области.

В структуре сферы малого предпринимательства лидируют торговля и общественное питание, несмотря на то, что доля малых предприятий торговли и общественного питания от общего числа малых предприятий сократилась с 52 процентов до 32 процентов. Малое предпринимательство в сельском хозяйстве выросло с 11 процентов до 26 процентов. Частично эти изменения можно объяснить изменениями в действующем законодательстве в связи с перерегистрацией малых предприятий. Пятая часть предприятий малого бизнеса оказывает разнообразные услуги, 9,4 процента предприятий занято в строительстве, а 6,6 процента - в промышленности.

На предприятия малого бизнеса приходится около 15 процентов объема производства промышленной и сельскохозяйственной продукции и 50 процентов производимой в области продовольственной продукции.

Доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства Волгоградской области составляет 16 процентов. Анализ динамики налоговых поступлений только от предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход, позволяет сделать вывод, что в период его действия наблюдается стабильный рост поступлений: с 80 млн. рублей в 1999 году до 520 млн. рублей в 2002 году. Темпы роста единого налога опережают темпы роста по поступлениям других налогов.

В городах и районах Волгоградской области действуют 16 общественных объединений предпринимателей, 40 консультативных советов по развитию предпринимательства, 11 фондов поддержки предпринимательства, 11 информационно-консультационных центров.

Однако сложившиеся в предыдущие годы темпы развития малого предпринимательства недостаточны для интенсивного роста этого сектора экономики, динамики роста новых рабочих мест, налогооблагаемой базы.

Инвестиционная и инновационная деятельность. Реформирование жилищно-коммунальной сферы. По показателям инвестиционной деятельности в Южном федеральном округе Волгоградская область находится среди лидеров: по объему инвестиций занимает третье место после Краснодарского края и Ростовской области, по объему инвестиций на душу населения занимает четвертое место после Краснодарского края, Республики Калмыкия, Астраханской области, по привлечению иностранных инвестиций в экономику области занимает второе место после Ростовской области.

Значимый вклад в формирование инвестиционного потенциала вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения.

Отмечается устойчивая тенденция роста объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех

источников финансирования

Основными источниками инвестиционных ресурсов являются собственные средства предприятий (прибыль, амортизация), привлеченный и заемный капитал. Они составляют 87 процентов общего объема инвестиций. Более 5 процентов инвестиций приходится на долю средств населения, участвующего в жилищном строительстве.

Бюджетные средства в структуре инвестиций составляют 8 процентов, из них федеральный бюджет - 3,9 процента. Средства федерального и областного бюджетов направлялись в основном на финансирование мероприятий, включенных в федеральные и областные целевые программы. Особое значение отводится реализации федеральной целевой программы "Юг России", в которую включены инвестиционные проекты, имеющие важное народнохозяйственное и социальное значение не только для Волгоградской области и Южного федерального округа, но и для Российской Федерации в целом. Итоги реализации областных и федеральных целевых программ за 2001 - 2003 годы приведены в приложении 3.

За 1998 - 2002 годы на развитие экономики области привлечено около 500 млн. долларов США иностранных инвестиций.

В иностранных инвестициях преобладают прямые инвестиции (63 процента от общего объема) и в основном направлены на развитие предприятий топливно-энергетического комплекса (88 процентов), пищевой промышленности (9 процентов) и связи (3 процента) в гг. Волгограде и Волжском.

С поддержкой федерального бюджета и бюджета области ведется строительство таких крупных объектов, как Центр трансплантации почки и диализа в г. Волжском, скоростной трамвай в г. Волгограде, мостовой переход через р. Волгу.

Важная роль отводится сохранению исторических памятников. Ведется реконструкция памятника-ансамбля "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане, музея-панорамы "Сталинградская битва".

Развивается индустрия санаторно-курортного бизнеса.

Ведется строительство начатых объектов здравоохранения, народного образования, а также коммунального хозяйства.

Объем выполняемых инновационных работ составляет более 280 млн. рублей в год, в том числе собственными силами - 92,1 процента.

Финансирование научных исследований и разработок из областного бюджета составляет более 20 процентов, около 2 процентов - за счет средств иностранных источников. В основном отраслевая наука финансируется по прямому заказу предприятий - более 60 процентов.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства направлено на развитие конкуренции в сфере предоставления услуг в рамках реализации программы демонополизации жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области.

Существенное влияние на состояние и развитие инвестиционной деятельности в Волгоградской области оказывает формирующийся региональный рынок жилья с развитием ипотечного кредитования жилищного строительства.

Доля жилищного строительства в инвестициях составляет 6 процентов в общем объеме инвестиций. Динамика ввода жилья по годам представлена в таблице 6.

Таблица 6

Жилищный фонд области составляет 51 млн. кв. метров общей площади, в том числе обслуживается муниципальными коммунальными службами около 25 млн. кв. метров.

Обеспеченность населения жильем в расчете на одного жителя составляет 19,3 кв. метра общей площади жилого фонда, в среднем по Российской Федерации - 19,7. Доля семей, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, в общем числе семей на начало 2003 года составила 5,8 процента, в среднем по Российской Федерации - 9,7.

С поддержкой из федерального бюджета предоставляется жилье военнослужащим и уволенным в запас, чернобыльцам, афганцам.

Увеличились мощности сетей водоснабжения и канализации. Продолжается газификация и строительство дорог в сельских районах области.

Благоустроенность жилищного фонда области составляет: водопроводом - 67 процентов, канализацией - 65 процентов, центральным отоплением - 70 процентов, газом - 88 процентов, горячим водоснабжением - 55 процентов. Областные показатели обеспеченности водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением ниже среднероссийских показателей, кроме показателя обеспеченности газом.

Теплоснабжение осуществляется от 7 ТЭЦ и 747 котельных, из которых 640 - муниципальные. 84 процента котельных работает на природном газе, 14 процентов - на жидком топливе, 1 процент - на угле, 1 процент - на электроэнергии.

Системы централизованного водоснабжения имеются во всех городах и поселках городского типа, а также в 48 процентах населенных пунктов. Общая протяженность инженерных сетей более 15,3 тыс. километров. Износ водопроводных, канализационных сетей составляет более 60 процентов, износ тепловых сетей - более 70 процентов.

Общая протяженность дорог общего пользования в области составляет 10,6 тыс. километров, из них 8,8 тыс. километров дорог (83 процента) имеют твердое покрытие.

До настоящего времени 35 центральных усадеб не имеют связи по дорогам общего пользования с твердым покрытием с райцентрами области.

Наихудшее положение с обеспечением дорогами общего пользования с твердым покрытием в Старополтавском (63 процента), Руднянском (64 процента), Чернышковском (66 процентов), Палласовском (67 процентов) и Николаевском (69 процентов) районах.

Строительство и ремонт дорог с твердым покрытием финансируется за счет средств областного бюджета.

По территории Волгоградской области проходят магистральные газопроводы, мощность которых позволяет полностью газифицировать область природным газом. Уровень газификации природным газом населения области составил 76,6 процента, из них в сельской местности - 42,6 процента.

Наименее газифицированными природным газом районами являются: Чернышковский (1,2 процента), Октябрьский (4,8 процента), Котельниковский (8,0 процента), Суровикинский (8,4 процента), Ленинский (23,8 процента), Дубовский (26,5 процента), Среднеахтубинский (27,4 процента) районы.

В жилищно-коммунальном хозяйстве сохраняются проблемы задолженности за энергоресурсы со стороны предприятий-потребителей, высокая степень износа основных фондов, недостаток инвестиций. В ветхом и аварийном жилом фонде общей площадью более 797 тыс. кв. метров проживает около 35 тыс. человек.

Финансовая инфраструктура. Развитию инвестиционной и инновационной деятельности способствует наличие развитой финансовой инфраструктуры.

На территории Волгоградской области осуществляют практическую деятельность 6 региональных кредитных организаций, 39 филиалов инорегиональных кредитных организаций и 2 представительства инорегиональных кредитных организаций.

Финансовый результат (прибыль) кредитных организаций только за 2002 год составлял 109,2 млн. рублей, выдано кредитов на сумму 43,7 млрд. рублей, в том числе: промышленность - 18,0 млрд. рублей, сельское хозяйство - 3 млрд. рублей, строительство - 1,0 млрд. рублей, торговля и общественное питание - 10,3 млрд. рублей, транспорт и связь - 0,6 млрд. рублей, прочие отрасли - 7,8 млрд. рублей, физическим лицам - 3,0 млрд. рублей.

Во всех районных муниципальных образованиях функционируют кредитные потребительские кооперативы, которые на принципах самофинансирования оказывают широкий спектр услуг по микрокредитованию граждан, личных подворий, крестьянских (фермерских) хозяйств, предпринимателей малого и среднего бизнеса.

Положительная динамика ресурсов кредитных организаций была обусловлена привлечением средств на счетах физических и юридических лиц.

Общая величина ресурсов кредитных организаций составила более 22 млрд. рублей, из них: собственные - более 2,6 млрд. рублей, привлеченные - 19,4 млрд. рублей.

14 кредитных организаций осуществляли деятельность по развитию расчетов с использованием банковских и платежных карт.

Количество банковских карт, эмитированных кредитными организациями, составило более 213 тысяч штук, действуют 113 банкоматов, 123 пункта выдачи наличных денег, 242 торгово-сервисные точки. Объем сделок с использованием карт, эмитированных кредитными организациями, составил более 5,8 млрд. рублей.

На территории Волгоградской области с 1995 года на основе региональных законодательных актов развивается небанковский финансовый институт микрокредитования мелких и средних товаропроизводителей - кредитные потребительские кооперативы.

Практическую деятельность осуществляют 96 кредитных потребительских кооперативов, в том числе кредитных кооперативов граждан - 44, сельскохозяйственных кредитных кооперативов - 52. Количество пайщиков составляет 55 тыс. человек. Средства кооперативов составляют 291 млн. рублей, за 2002 год выдано займов на сумму 490 млн. рублей.

В области создана инфраструктура кредитной кооперации.

Техническую и финансовую помощь в развитии кредитной кооперации Волгоградской области на протяжении ряда лет на основе соответствующих соглашений с администрацией Волгоградской области и объединениями кооперативов оказывают Общество международного развития Дежардэн (Канада) и Германский кооперативный союз Райффайзен.

Кредитные потребительские кооперативы граждан объединены в Волгоградскую ассоциацию кредитных потребительских кооперативов.

Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы объединены в кооператив второго уровня - Волгоградский областной потребительский сельскохозяйственный кредитный кооператив "Содружество", который выполняет функцию финансового координатора деятельности кредитных кооперативов на селе.

Велась совместная работа с Европейским Союзом по развитию самозанятости на селе в рамках международного проекта ТАСИС "Федеральный и региональные рынки труда. Поддержка личных подсобных хозяйств в Волгоградской области". В результате конкурсного отбора 52 главы личных подсобных хозяйств получили займы из средств ТАСИС на общую сумму около 1 млн. рублей.

На территории Волгоградской области осуществляют деятельность 17 региональных страховых компаний и 28 филиалов иногородних страховых компаний. Объем страховых взносов, собираемых страховыми организациями, на территории Волгоградской области в 2002 году составил 842,2 млн. рублей, в том числе по добровольному страхованию - 682,2 млн. рублей, обязательному - 160 млн. рублей.

На территории Волгоградской области с 1995 года определенное развитие получил новый финансовый институт - негосударственные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды аккумулируют средства юридических и физических лиц с целью дополнительного пенсионного обеспечения граждан. Пенсионные средства через компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов согласно действующим нормативным актам размещаются в государственных и корпоративных ценных бумагах и банковских депозитах.

В настоящее время в области осуществляют деятельность два региональных негосударственных пенсионных фонда ("Империя", "АСКО-Фонд"), филиал негосударственного пенсионного фонда "Нижняя Волга", представительство инорегиональных негосударственных пенсионных фондов ("ЛУКойл-Гарант", "Газ-Фонд", "Телеком Союз", "Благосостояние", "Транснефть").

При развитом финансовом рынке еще недостаточно эффективно действуют механизмы привлечения средств населения в кредитные учреждения как источник инвестирования бизнеса, что свидетельствует о сохраняющемся недоверии населения после деятельности финансовых компаний. Доля средств на руках у населения достаточно велика. Не обеспечивается в должном объеме государственная поддержка кредитной потребительской кооперации как перспективного финансового института поддержки малого и среднего бизнеса.

Налоговая и бюджетная сферы. Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития области осуществляется комплекс мер по повышению роли государственных и муниципальных финансов. Бюджетная политика в Волгоградской области базируется на решении ключевых задач, направленных на увеличение собираемости налогов в бюджеты всех уровней и эффективное расходование государственных средств. С целью усиления контроля за расходованием средств областного и местных бюджетов действует единая система финансовых органов Волгоградской области, осуществляется поэтапный переход на казначейское исполнение бюджета.

В соответствии с вносимыми изменениями в Налоговый кодекс Российской Федерации совершенствуется региональное налоговое законодательство. Действует закон Волгоградской области о бюджетном устройстве, который позволяет законодательно детализировать бюджетный процесс и регулировать бюджетные правоотношения.

На территории Волгоградской области сбор налогов, сборов и иных платежей доведен до 36 млрд. рублей, в том числе 24,8 млрд. рублей налоговых доходов, из них консолидированный бюджет области - 12,2 млрд. рублей.

Среди регионов Южного федерального округа в Волгоградской области отмечается самый высокий сбор налоговых поступлений в расчете на душу населения.

Волгоградская область передает в федеральный бюджет более 50 процентов налоговых поступлений региона.

Доля налоговых платежей по видам налогов

в общем объеме налоговых поступлений

Объем и структура доходов и расходов консолидированного бюджета Волгоградской области представлены в таблицах 7, 8.

Таблица 7

(млрд. рублей)

Таблица 8

Структура доходов и расходов консолидированного бюджета

(% к итогу)

Расходы бюджета в первую очередь направляются на заработную плату, а также на погашение долгов энергетикам и газовикам.

Реализовывалась Программа взаимодействия администрации Волгоградской области, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по пополнению доходной части бюджетов и экономии бюджетных средств. Комплекс мероприятий предусматривает проведение комплексных и отраслевых проверок муниципальных образований областными службами, работу комиссий, что позволяет ежегодно дополнительно получать в бюджеты всех уровней до 15 процентов налоговых доходов.

Резервы - это более полное использование налогового потенциала, рост собираемости налогов, сокращение дотационности районных бюджетов, экономное использование бюджетных средств, муниципального имущества, наиболее полное привлечение к налогообложению физических лиц, увеличение платежей за пользование природными ресурсами (с доведением доли в доходах с 13 до 35 - 40 процентов).

Внешнеэкономическая деятельность. Объем внешнеторгового оборота по Волгоградской области превышает 1,5 млрд. долл. США.

Во внешней торговле области ведущее место занимал экспорт (таблица 9). Экспортная составляющая торгового оборота в денежном выражении в 4 раза превысила продукцию импорта. По объемам экспорта область является лидером среди субъектов Южного федерального округа и находится впереди Краснодарского края на 18,1 процента, Ростовской области - на 18,8 процента, Ставропольского края - в 5 раз и далее по возрастанию.

Таблица 9

(млн. долларов США)

Основу экспорта традиционно представляют товары топливно-энергетического комплекса, отраслей черной, цветной металлургии и химической промышленности. Поставлялись такие товары, как поливинилхлорид, каустическая сода, метионин, анилин, продукция сероводородной и фосфатных групп и другие. Экспорт товаров черной металлургии представляли: крупносортный прокат, трубы большого диаметра, стальные канаты и проволока из качественной стали и другие, цветной металлургии - алюминий первичный. Из продукции топливно-энергетического комплекса экспортировались в основном сырая нефть и продукты переработки. Приоритеты поставок волгоградских товаров по-прежнему остаются за дальним зарубежьем.

В область импортируются машиностроительная и химическая продукция, товары народного потребления, продукты питания.

Наибольший объем внешнеторгового оборота приходится на Украину, Белоруссию, Германию, Италию, США, Францию, Великобританию, Турцию.

Межрегиональные связи. Волгоградская область активно сотрудничает с другими субъектами Российской Федерации. Заключены соглашения об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с 65 субъектами Российской Федерации, из них: с республиками - 15, краями - 6, городами Москвой и Санкт-Петербургом, областями - 42, на основе которых заключены прямые договоры между хозяйствующими субъектами.

Организованы представительства от Республики Дагестан, Кабардино-Балкарской Республики, Чеченской Республики.

Предприятия области тесно взаимодействуют с городом Москвой, Архангельской, Московской, Липецкой, Кировской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Тюменской областями и др. Из этих регионов поставляются нефть, уголь, кокс металлургический, древесина, прокат черных металлов, продукция нефтехимии и машиностроения, с волгоградских предприятий - тракторы, насосы центробежные, стальные трубы, канаты, проволока, сода каустическая, цемент.

Позитивное развитие в отдельных отраслях реального сектора экономики позволило несколько улучшить ситуацию в социальной сфере.

Социальная сфера. В последние годы в Волгоградской области наблюдается значительный рост реальных денежных доходов, который был обеспечен за счет принятия комплекса мер, включающих закон Волгоградской области о минимальной заработной плате.

Уровень жизни населения характеризуется показателями, приведенными в таблице 10.

Таблица 10

Однако удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума по Волгоградской области остается значительно выше среднероссийского

Структура занятости в отраслях экономики сопоставима со среднероссийской. Наибольшая занятость в промышленности - 22,1 процента, социальной сфере - 20,6 процента, сельском хозяйстве - 16,7 процента.

Анализ среднемесячной заработной платы в отраслях экономики свидетельствует о сохранении проблемы высокой дифференциации заработной платы между отраслями, отдельными предприятиями и категориями работающих. Зарплата в топливной промышленности превысила заработную плату в сельском хозяйстве в 9 раз.

Уровень оплаты труда работников социальной сферы незначительно превысил уровень прожиточного минимума.

В целом за счет взаимодействия всех заинтересованных структур и реального софинансирования мероприятий содействия занятости из различных источников в Волгоградской области сохранена положительная динамика в реализации основных мероприятий по содействию занятости населения и контролю над процессами на регистрируемом рынке труда.

Действует Закон Волгоградской области "О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи в Волгоградской области".

В Волгоградской области формируется комплекс мер, направленных на обеспечение социальной помощи малоимущим группам населения.

Однако сохраняется проблема безработицы, недостаток квалифицированных кадров, низкой заработной платы, предлагаемой работодателями.

Здравоохранение, социальная защита, физкультура и спорт. В Волгоградской области действуют 1413 больничных учреждений. Обеспеченность больничными койками в расчете на 10 тысяч населения - 125 (среднероссийский уровень - 115). Обеспеченность врачами в расчете на 10 тысяч населения по области - 50 (в среднем по России - 47). Число врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению, - 426 единиц, мощность в расчете на 10 тысяч населения - 221 посещение в смену. Действуют 26 стоматологических учреждений и 870 фельдшерско-акушерских пунктов.

Социальная помощь оказывается 21 домом-интернатом для престарелых и инвалидов (взрослых и детей). Действуют 2 реабилитационных центра на 200 мест для детей и подростков.

Осуществляется адресная поддержка социально незащищенных категорий граждан, выплата пособий семьям с детьми из областного и федерального бюджетов.

Развивается социальное обслуживание семьи и детей. Действуют центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты и центры социальной реабилитации детей и подростков. В области действуют 13 центров социального обслуживания населения, 9 домов милосердия и геронтологический центр.

Выполняются мероприятия по поддержке материнства и детства. В отдельных районах дополнительно выделяется адресная помощь из местных бюджетов на единовременную выплату при рождении ребенка, при этом наблюдается увеличение рождаемости.

Улучшена ситуация с детским отдыхом. В области насчитывается 51 детское оздоровительное учреждение на 40 тысяч детей.

Работает 389 лагерей с дневным пребыванием, организованных на базе муниципальных образовательных учреждений гг. Волгограда, Волжского, ряда районов области.

Большое значение придается развитию массовой физкультуры и спорта, проведению спортивно-массовых мероприятий по различным видам спорта, проведению оздоровительных мероприятий среди всех возрастных групп населения.

Однако сохраняется низкое качество услуг здравоохранения из-за отсутствия современного медицинского оборудования, недостатка лекарств. Значительная часть лечебно-профилактических учреждений не оборудована современной инфраструктурой, отнесена к ветхому и аварийному фонду. Недостаточен уровень проведения профессиональных осмотров населения по профилактике и предупреждению онкологических заболеваний, болезней кровообращения. В области функционируют современные онкологический диспансер и кардиологический центр с загрузкой мощностей до 50 процентов из-за высокой стоимости услуг. Отмечается недостаток в специализированных заведениях - детских больницах, диагностических центрах, что не позволяет на ранней стадии выявлять болезни и предупреждать их развитие.

Образование, культура. На территории области действуют 1351 общеобразовательное учреждение, 11 детских домов, 4 специальных (коррекционных) школы-интерната для детей-сирот, 16 самостоятельных государственных и 4 негосударственных высших учебных заведения. Показатели обеспеченности ученическими местами в общеобразовательных школах в расчете на 1 тысячу учащихся превышают среднероссийский уровень.

Действуют 11 театров, 1003 клубных учреждения, 32 музея, 2 художественные галереи, 851 библиотека.

Политика в области образования, культуры направлена на обеспечение равного доступа различных социальных слоев, создание приемлемого соотношения платных и бесплатных услуг отраслей, улучшение условий образования, культуры.

В ряде районов области сохраняется низкое качество услуг образования, значительная часть помещений объектов образования не оборудована инженерной инфраструктурой или отнесена к ветхому и аварийному фонду, отмечается недостаточная оснащенность учреждений современными информационными технологиями, высокая стоимость содержания учреждений из-за дорогих коммунальных услуг. Городские школы работают с перегрузкой, доля учащихся, обучающихся во вторую смену, составляет 20 процентов против 19 в среднем по России.

Экология и природные ресурсы. Развитие курортно-рекреационного комплекса определяют природно-климатические условия Волгоградской области, которые отличаются сухим жарким летом, мягкими зимами с редкими морозами, наличием обширных водных пространств, пригодных для купания и водных видов спорта, богатых рыбными ресурсами.

В области действуют 7 санаториев, 4 туристических комплекса, более 100 туристических баз, детских оздоровительных и спортивных лагерей, которые расположены в поймах рек Дон, Хопер, Медведица, Терса, Бузулук, Иловля, Чир, акваториях Волгоградского, Цимлянского, Варваровского и Береславского водохранилищ.

Благоприятные природно-экономические условия области способствуют развитию вокруг г. Волгограда и других городов области огромных дачных массивов, постепенно обретающих собственную инфраструктуру, - дороги, магазины, автосервис, а местами и учреждения медицины и образования.

Волго-Ахтубинская пойма, живописные долины Хопра, Медведицы, Дона и других рек стали излюбленным местом отдыха туристов из Москвы, Санкт-Петербурга, жителей севера, средней полосы России. Эти места славятся рыбной ловлей, сбором грибов и ягод. Интересно их культурное наследие, связанное с казачьими поселениями в этих краях.

В области активно развиваются курортно-рекреационные зоны с созданием мест цивилизованного отдыха для туристов. Приняты законы об особо охраняемых территориях, питьевой воде, регулируются платежи за природопользование.

Образовано государственное учреждение "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", ведется планомерная работа по созданию цивилизованного отдыха при сохранении уникального природного образования Волго-Ахтубинская пойма. В этом направлении обеспечено межрегиональное сотрудничество в рамках ежегодных Царицынских встреч с органами власти, общественными организациями Астраханской области, Республики Калмыкия.

В Волгоградской области созданы парки "Донской", "Нижнехоперский", "Щербаковский", "Цимлянские пески", сохраняются культурные и исторические памятники, в том числе боевой славы в период Великой Отечественной войны и созидательного труда при возрождении из руин Сталинграда, крупных общенациональных строек послевоенного периода, которые также представляют интерес для туристов.

Приэльтонье - это один из самых уникальных природных объектов не только в области, но в масштабах России. На базе санатория "Эльтон" используются традиционные методы кумысолечения, минеральные источники, целебные грязи. Лечебные свойства рапы и грязей, как установили ученые, не уступают знаменитому Мертвому морю.

Санаторий "Волгоград" обладает уникальными возможностями по санаторно-курортному лечению и послеоперационной реабилитации кардиобольных, оснащен медицинским оборудованием на уровне мировых стандартов и имеет всероссийское значение. Действуют санатории "Качалинский", "Дубовский", "Ахтуба" и другие.

Подписаны межрегиональные соглашения "О сохранении, реабилитации и рациональном использовании природного, исторического и культурного наследия Нижнего Поволжья", "О сотрудничестве по разработке и реализации проекта Национального парка "Волго-Ахтубинское Междуречье", которые способствуют интеграции интересов Волгоградской области и Нижнего Поволжья в глобальный природоохранный и социокультурный процессы. Приняты Декларация о мире и согласии в 21 веке, межрегиональная программа "Наследие Нижнего Поволжья" и концептуальные положения Модели устойчивого развития Нижнего Поволжья. Большая работа ведется по продвижению нового демократического имиджа Волгоградской области как многонационального, миролюбивого региона России - перекрестка цивилизаций.

Природоохранная деятельность является одной из приоритетных в региональной политике. В последние годы наблюдается некоторое улучшение экологической ситуации в основном из-за недозагруженности мощностей промышленного производства. Снижены концентрация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы неочищенных стоков в водоемы. Уменьшилось количество полигонов, свалок технических отходов. Действуют и вводятся новые очистные сооружения, проводятся водоохранные мероприятия, берегоукрепительные работы.