Программное обеспечение социально-экономического развития муниципальных образований
В Программе определены мероприятия, которые направлены на обеспечение социально-экономического развития муниципальных образований и на преодоление кризисных явлений в экономике, стабилизацию социально-экономического положения и комплексное развитие экономики и социальной сферы территорий.
Выделяется промышленная и сельскохозяйственная специфика городов и районов, а также их влияние на развитие социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований.
Комплекс мероприятий федерального, областного, муниципального уровней обеспечивается через программы социально-экономического развития районов и городов Волгоградской области на период до 2010 года.
Поддержка из областного бюджета муниципальных образований на капитальное строительство объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, а также на текущие расходы осуществляется на основе комплексной оценки уровня социально-экономического развития муниципального образования.
Источниками информации, необходимой для проведения указанной оценки, являются: годовая статистическая отчетность и материалы паспортов муниципальных образований.
Главный критерий оценки устойчивого развития муниципальных образований наряду с самообеспеченностью их бюджетов определяет динамику изменения основных индикаторов, характеризующих предельные значения уровней: реальных доходов населения, продолжительности жизни, рождаемости, смертности, показателей здоровья, занятости населения.
Предусматривается более полный учет особенностей муниципальных образований и обоснование перспективы экономических и социальных взаимоотношений:
единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и рабочей силы;
согласованного формирования и осуществления единой экономической политики в Волгоградской области и муниципальных образованиях;
создания равных условий экономического развития муниципальных образований и равных условий в конкурентной среде и получении государственной помощи;
транспарентности отношений;
снижения дифференциации уровней социально-экономического развития муниципальных образований;
развития экономических основ местного самоуправления;
стимулирования экономического развития муниципальных образований, обеспечения целевого финансирования единых стандартов услуг.
Предполагается осуществление мер финансовой помощи из средств федерального, областного бюджетов в пределах обязательного минимума стандарта услуг, сверх минимума - на конкурсной основе с учетом мер при условии наличия мероприятий, направленных на обеспечение увеличения пополнения доходов территории.
Определено обеспечение для всех граждан равного доступа к социальным гарантиям и бюджетным услугам.
Предусматривается комплекс мер по улучшению состояния окружающей среды в городах, районах с крайне неблагоприятной экологической ситуацией при сохранении экологической стабильности в остальных.
В Программу включены приоритетные объекты, мероприятия, определяющие развитие сферы материального производства, сферы услуг, инфраструктуры муниципальных образований.
В крупных городах области сосредоточены промышленные предприятия практически всех отраслей промышленного производства, имеется мощный строительный комплекс.
Основная доля промышленного производства и занятого промышленно-производственного персонала (80 процентов) сосредоточена в гг. Волгограде и Волжском.
В г. Волгограде - административном центре Волгоградской области ведущими отраслями являются: машиностроение, химическая промышленность, черная и цветная металлургия. Модернизация производств и транспортных коммуникаций позволит улучшить экологическую обстановку. В результате размещения современных торговых площадей, центров досуга значительно расширится сфера услуг.
Город Волжский, созданный как город энергетиков и химиков, сохранит свою специализацию. Предусматривается техническое перевооружение предприятий химической, нефтехимической промышленности, развитие транспортных сетей. Продолжится развитие социальной сферы, инфраструктуры для удовлетворения потребностей не только жителей города, но и заволжских районов.
Город Камышин - базовые отрасли легкой промышленности, машиностроения и металлообработки, промышленной переработки запасов руд фосфорных удобрений.
Промышленность стройматериалов определяет экономику г. Михайловки. Предусматривается ввод современного диагностического центра для обеспечения наблюдения за состоянием здоровья, профилактики заболеваемости жителей северных районов области.
Предприятия машиностроения и металлообработки, предприятия пищевых отраслей получат дальнейшее развитие в городах Урюпинске, Фролово, Калаче-на-Дону, Котельниково.
Добыча нефти и газа, инфраструктура этой отрасли играет важную роль в экономике Жирновского, Котовского, Фроловского и Старополтавского районов.
В районных центрах и рабочих поселках остальных муниципальных образований находятся в основном предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, мехлесхозы, предприятия малого и среднего бизнеса, машинно-технологические станции по производственно-техническому обслуживанию сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечивающие переработку продукции и оказывающие широкий спектр услуг жителям области. Предусматривается создание современной сети муниципальных торговых предприятий и сервисного обслуживания.
Перспектива развития муниципальных образований направлена на создание законченных циклов производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
На основе анализа и развития сельскохозяйственного производства, природных условий в области выделено 6 сельскохозяйственных зон.
Первая зона - Северо-Западная, включает 11 районов:
Алексеевский, Даниловский, Еланский, Киквидзенский, Михайловский, Нехаевский, Новоаннинский, Новониколаевский, Кумылженский, Руднянский, Урюпинский. В этой зоне имеются благоприятные природные условия для выращивания сельскохозяйственных культур, а в животноводстве - для развития молочного скотоводства и свиноводства.
Вторая зона - Центральная, объединяет 6 районов: Жирновский, Ольховский, Клетский, Котовский, Серафимовичский, Фроловский.
Производственное направление характеризуется как зерново-скотоводческое.
Третья зона - Правобережная, включает 3 района: Дубовский, Иловлинский и Камышинский. Эта зона рассматривается как зона животноводческого направления с развитым молочным скотоводством, свиноводством и промышленным производством.
Четвертая зона - Южная, включает 4 района: Котельниковский, Октябрьский, Суровикинский и Чернышковский. Зона характеризуется как зерново-скотоводческая с развитым овцеводством и свиноводством.
Пятая зона - Заволжская, включает 4 района: Быковский, Николаевский, Палласовский, Старополтавский, частично Ленинский и Среднеахтубинский районы. Производственное направление этой зоны характеризуется как овцеводческо-скотоводческое с развитым производством зерна и горчицы. Особое место отводится обеспечению питьевого водоснабжения жителям Заволжской зоны.
В Палласовском районе предусматривается обустройство и создание санаторно-курортной зоны на базе санатория уникального озера Эльтон с лечебными грязями, минеральных источников, традиционных методов кумысолечения, сухого климата Заволжской зоны.
Шестая зона - Пригородная, включает 3 района: Городищенский, Калачевский, Светлоярский, часть Ленинского, Среднеахтубинского районов.
Производственное направление этой зоны - овоще-молочное с развитым промышленным производством.
Зона полностью включает Волго-Ахтубинскую пойму.
Одним из важных направлений Программы является сохранение Волго-Ахтубинской поймы как уникального явления природы, которое известно как район массовой рыбной ловли, сбора ягод и грибов. Ее по праву считают "российским огородом", где выращивают различные овощные сельскохозяйственные культуры.
Завершение строительства моста через р. Волгу в центре г. Волгограда, создание природного парка "Волго-Ахтубинская пойма" даст новый импульс развитию организованного туризма, баз отдыха не только для жителей г. Волгограда, но и центральных и северных областей России.
Характеризуя специфику каждой зоны, можно выделить следующие особенности.
Основными производителями зерна и подсолнечника являются первая и частично вторая зоны, а наличие прочной зернофуражной базы обеспечит дальнейшее развитие в этих зонах свиноводства.
Ведущее направление по выращиванию горчицы останется за пятой зоной, а также частично четвертой и третьей зонами.
Производство овощей определено ведущим направлением шестой зоны. Молочное скотоводство размещается во всех сельскохозяйственных зонах, но ведущая роль принадлежит хозяйствам первой зоны. Эта тенденция сохранится и в будущем. Благоприятные условия для дальнейшего развития этой отрасли имеются в пятой и четвертой зонах.
В Программе учтены структурные изменения последних лет, повышение удельного веса фермерских, личных хозяйств граждан, опережающее развитие овощеводства, молочного животноводства, садово-огородных товариществ в пригородных районах.
В перспективе за областью сохраняется роль одного из важнейших поставщиков высококачественного зерна, овощей и горчицы на рынки России, дальнего и ближнего зарубежья.
Предусматриваемые Программой мероприятия социально-экономического развития муниципальных образований позволят повысить показатели уровня бюджетной обеспеченности, обеспеченности объектами социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, создать нормальные условия для жизнедеятельности населения, обеспечивающие повышение рождаемости и снижение депопуляции населения.
- Программа
- Социально-экономического развития волгоградской области
- На 2004, 2005 годы и на период до 2010 года
- Http://www.Infovolgograd.Ru/economy/economy47.Htm
- Социально-экономическое положение волгоградской области Общая характеристика
- Характеристика социально-экономического развития
- Структура платных услуг
- Доля инвестиций на природоохранную деятельность за счет разных источников
- Основные проблемы развития
- Направление развития
- Развитие промышленного комплекса
- Развитие транспортного комплекса и связи
- Развитие агропромышленного комплекса и биоресурсов
- Развитие инфраструктуры потребительского рынка
- Развитие малого предпринимательства
- Развитие финансовой сферы
- Развитие внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества
- Развитие инновационной деятельности
- Социальная сфера, жилищно-коммунальное хозяйство и охрана окружающей среды Развитие социальной сферы
- Развитие жилищно-коммунальной сферы
- Развитие курортно-рекреационных территорий и охрана окружающей среды
- Развитие информатизации
- Нормативно-законодательные и организационные мероприятия Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию целей Программы
- Мероприятия по созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, повышению имиджа, инвестиционной привлекательности области
- Мероприятия по бюджетной и налоговой политике по увеличению налоговых доходов и экономии бюджетных средств
- Меры эффективного управления государственным имуществом
- Программное обеспечение социально-экономического развития муниципальных образований