logo
Для редактирования

Основные проблемы развития

Оценка социально-экономического развития Волгоградской области и проводимой региональной социально-экономической политики в рамках единого государственного регулирования показывает, что в последние годы в области наблюдается позитивное развитие в экономике и социальной сфере, которое определяет возможность прогнозирования продолжения устойчивого развития в перспективе при учете негативных тенденций и решений отраслевых проблем.

В промышленности, несмотря на рост объемов промышленного производства в последние годы, уровень развития отрасли не соответствует потенциалу региона и его потребностям. Основными проблемами определены:

высокий износ основных фондов, ослабленный производственный потенциал и низкий технический уровень основных фондов многих предприятий (свыше 60 процентов);

высокая доля энергетической составляющей в экономике;

использование не в полном объеме потенциала минерально-сырьевой базы;

высокие процентные ставки по заемным средствам;

негативное влияние толлинговых схем на развитие территории;

необходимость проведения реконструкции на энергетических мощностях (РЭУ "Волгоградэнерго");

неполная загруженность мощностей тракторного машиностроения;

недостаточные темпы перевода производств на новые виды конкурентоспособной продукции, которые пользуются спросом и обеспечивают повышение доходной части бюджета.

Увеличение налоговых поступлений, улучшение экологической обстановки возможно при модернизации и реконструкции производств предприятий энергетики, топливной промышленности, химии и нефтехимии, черной металлургии, создании новых производств на местном сырье.

На транспортном комплексе важнейшим недостатком является высокий износ основных производственных фондов. Значительная их часть эксплуатируется за пределами нормативного срока службы. Вследствие этого существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта, растут транспортные издержки.

Слабо развита обслуживающая инфраструктура.

Отсутствие контейнерных терминалов в портах Волгограда и Волжского для перегрузки на железную дорогу не позволяет эффективно перераспределять транзитные грузопотоки.

Действующая взлетно-посадочная полоса аэропорта не соответствует международным стандартам.

Растущие объемы грузопотоков требуют реконструкции и строительства автомобильных дорог и придорожного хозяйства как федерального, так и регионального значения, а также переоснащения специализированных автотранспортных предприятий. Сегодня износ подвижного состава грузового автотранспорта составляет 80 - 85 процентов.

Испытывается недостаток в финансировании реконструкции Волго-Донского судоходного канала.

Низкими темпами ведется строительство мостового перехода через р. Волгу в г. Волгограде, который должен стать резервным сообщением при выведении на ремонт Волжской ГЭС.

Особенно остро стоит вопрос обновления автобусного парка, пассажирского автомобильного транспорта.

В агропромышленном комплексе, несмотря на увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции и некоторое улучшение финансового состояния сельскохозяйственных предприятий, общее положение сельхозтоваропроизводителей остается достаточно сложным.

Основными проблемами определены:

низкие темпы формирования рыночной инфраструктуры - рынков сельхозпродукции и продовольствия, техники, информационных услуг;

наличие излишнего числа коммерческих посредников от производителя продукции до конечного потребителя;

низкая платежеспособность оптовых покупателей сельхозпродукции, использование суррогатных форм взаиморасчетов в хозяйствах;

снижение природного потенциала отрасли - плодородия почвы, площадей сортовых посевов, поголовья племенного скота.

Негативное влияние оказывает слабая интеграция между производством и переработкой, растущий диспаритет цен между сельскохозяйственной и промышленной продукцией, а также между себестоимостью сельскохозяйственной продукции и ценой ее реализации; общее снижение фондо- и энерговооруженности сельского хозяйства; недостаточное развитие лизинга оборудования и техники.

Наблюдается снижение уровня мелиоративных работ и повсеместная деградация земельных ресурсов (вынос питательных веществ почвы в шесть раз превышает поступление с удобрениями).

При наличии самодостаточной собственной сырьевой базы область ввозит продовольствие из-за рубежа и других регионов.

Сельскохозяйственное производство на современном этапе испытывает острую потребность в разработке новых экологически и экономически обоснованных технологий, базирующихся на более полном использовании агроклиматических и энергетических ресурсов.

Особенно остро встает вопрос обеспечения высокого качества и экологической безопасности мясного, молочного и растительного сырья. Для решения этой глобальной проблемы требуется новый научный подход, базирующийся на создании экологически адаптированных к местным условиям безопасных технологий производства пищевых продуктов питания.

На потребительском рынке уровень развития торговли и сферы платных услуг населению в области отстает от среднероссийского уровня. В регионе крайне низка доля таких видов услуг, как гостиничные и туристические, бизнес, спорт и развлечения.

В секторе малого предпринимательства сохраняются значительные административные барьеры. Доля продукции, производимой предприятиями малого бизнеса, составляет 8 процентов, тогда как по Южному федеральному округу - 13 процентов.

В финансовой сфере, несмотря на то, что ведется работа по развитию кредитования реального сектора экономики с увеличением сроков возврата кредитов, самыми распространенными остаются краткосрочные займы. Сохраняются высокие процентные ставки по заемным кредитам.

Негативным является слабый инструментарий новых финансовых институтов привлечения средств населения в инвестирование малого и среднего бизнеса через негосударственные пенсионные фонды, страховые компании.

В социальной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве повышение качества предоставления социальных и жилищно-коммунальных услуг населению требует укрепления материально-технической базы социальной и жилищно-коммунальной сферы.

В Волгоградской области значительная доля ветхого и аварийного фонда на объектах образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, испытывается недостаток в специализированных учреждениях здравоохранения, таких, как диагностические центры, детские больницы.

Не обеспечена эффективная работа крупнейших кардиологического центра и онкологического диспансера, тогда как выявленные на ранней стадии заболевания позволяют значительно увеличить продолжительность жизни.

Городские школы работают с перегрузкой, доля учащихся, обучающихся во вторую смену, составляет свыше 20 процентов.

Действующая сеть социально-реабилитационных учреждений для детей, имеющих отклонения в здоровье, не обеспечивает потребностей в реабилитационных услугах.

Важнейшей проблемой является социализация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями, которым предоставляются условия для благополучной социальной адаптации и преодоления социальной дезадаптации детей, формирования навыков самостоятельного жизнеустройства, труда, профессионального самоопределения, внедрение новых форм экономической социализации, включение в культурную жизнь общества.

Растет стоимость затрат на жилищно-коммунальные услуги, услуги здравоохранения.

Санаторно-курортные зоны имеют низкий уровень обустройства инфраструктурой.

В сфере охраны окружающей среды показатели загрязнения среды остаются значительными. Среди областей Южного федерального округа Волгоградская область лидирует по объему образованных токсичных отходов (49 процентов) и по выбросам загрязняющих атмосферу веществ (40 процентов). В расчете на одного жителя области выбросы вредных веществ в атмосферу составляют 135 килограммов в год.

В области остро стоят вопросы загрязнения поверхностных вод, подземных водных горизонтов, питьевого водоснабжения населенных пунктов. На предельной нагрузке работают введенные в 1975 году очистные сооружения г. Волгограда на о. Голодный (р. Волга).

В результате переполнения наблюдается загрязнение сточными водами пруда-испарителя Большой Лиман р. Ахтубы и ериков Волго-Ахтубинской поймы.

Строительство и эксплуатация Волжского гидроузла привели к изменению режима водообеспечения рукава р. Ахтубы и проблемам питьевого водоснабжения населенных пунктов.

В результате наполнения Волгоградского водохранилища происходит интенсивное изменение береговой линии. В зону обрушения попали 28 населенных пунктов, в том числе и г. Камышин. Разрушены жилые дома, где прожив СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ (МЕРОПРИЯТИЙ) ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Система программных мероприятий направлена на реализацию перспективных проектов и мероприятий по преодолению сложившихся диспропорций в соотношении производства товаров и производства услуг, созданию высокотехнологичных, конкурентоспособных производств, расширению сферы услуг населению и повышению их качества, развитию социальной инфраструктуры с целью удовлетворения государственных и региональных потребностей в товарах и услугах, а также усиления позиционирования области на российском и внешнем рынках.

В соответствии с целями и задачами Программы мероприятия сгруппированы по приоритетным направлениям. Программа состоит из двух частей: первая часть - приоритеты социально-экономического развития, вторая - совершенствование нормативно-законодательной базы и организационные меры.

Первая часть включает 12 приоритетных направлений, 8 из которых - мероприятия, реализуемые в реальном секторе экономики, а 4 - мероприятия, направленные на повышение качества услуг населению.

Вторая часть содержит нормативно-законодательные и организационные мероприятия, включающие:

совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию целей Программы;

мероприятия по созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, повышению имиджа, инвестиционной привлекательности области;

мероприятия по бюджетной и налоговой политике по увеличению налоговых доходов и экономии бюджетных средств;

меры эффективного управления государственным имуществом;

программное обеспечение социально-экономического развития муниципальных образований.