logo
Для редактирования

Доля инвестиций на природоохранную деятельность за счет разных источников

Однако, несмотря на принимаемые меры, остается высоким уровень загрязнения атмосферы, воды, почв, что ведет к переводу воспроизводимых ресурсов в разряд невоспроизводимых, особенно в крупных промышленных центрах. Как и в среднем по Российской Федерации, в области значительно сократились и доведены до 0,9 процента в объеме валового регионального продукта инвестиции на обеспечение экологической безопасности, тогда как по международным требованиям этот процент должен быть не ниже 3 - 5 процентов.

Ухудшается качество питьевой воды, что является причиной высокого уровня болезней органов пищеварения, дыхания, крови. Имеет место берегообрушение на Волгоградском водохранилище, реке Волге, в городах и населенных пунктах, которое представляет угрозу жилью.

1.3. Оценка принимаемых мер по повышению уровня социально-экономического развития и улучшению качества жизни населения Волгоградской области

Социально-экономическое развитие Волгоградской области осуществляется в рамках федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации.

В Волгоградской области активно совершенствуется региональный экономический механизм государственного регулирования. Ведется работа по совершенствованию нормативно-правовой базы. Принимаются меры поддержки промышленности, транспорта, агропромышленного комплекса, малого предпринимательства, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, по изысканию резервов пополнения доходов в бюджеты всех уровней и экономии бюджетных средств.

Промышленная политика на региональном уровне определена законом Волгоградской области о региональной промышленной политике, который позволяет предприятиям создавать рабочие места, выпускать необходимую конкурентоспособную продукцию, востребованную на только на территории области, но и в других субъектах Российской Федерации, повышать налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

Законом Волгоградской области о зонах экономического развития предприятиям предоставляются льготы по налогам на имущество, землю, прибыль, что позволило поддержать сохранение и создание новых производств, предотвратить банкротство предприятий, обеспечить производство необходимой области продукции.

В соответствии с законом Волгоградской области о государственных закупках для бюджетных нужд осуществляется проведение конкурсов с размещением заказов на необходимую продукцию среди предприятий.

Государственное регулирование промышленной политики проводится по направлениям:

реформирование региональной налоговой системы, направленной на увеличение поступлений налогов;

совершенствование кредитной системы, создающей условия для перемещения ресурсов из финансового сектора в промышленность;

создание условий для направления доходов в инвестирование собственного производства;

эффективное управление рынком ценных бумаг;

реформирование и реструктуризация производств, реструктуризация долгов предприятий, адресная работа с социально значимыми и бюджетообразующими предприятиями в целях стимулирования выпуска ими конкурентоспособной продукции и увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;

поддержка принятия федерального законодательства о введении рентных платежей на пользование природными ресурсами;

принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих повышение уровня заработной платы.

По лизингу с поддержкой областного бюджета ОАО "Завод тракторных деталей и нормалей" осуществляет поставку оборудования сельхозтоваропроизводителям.

В целях снижения энергоемкости продукции, производимой на промышленных предприятиях Волгоградской области, и повышения ее конкурентоспособности администрацией Волгоградской области совместно с Региональной энергетической комиссией Волгоградской области реализуются мероприятия, вошедшие в федеральную целевую программу "Энергоэффективная экономика на 2002 - 2005 годы и на период до 2010 года", которая включает также мероприятия по использованию нетрадиционных возобновляемых источников энергии и местных видов топлива.

Обеспечено взаимодействие органов власти и предприятий электронной промышленности путем реализации областной целевой программы "Электронная промышленность - Волгоградской области, Волгограду, России", которая предусматривает производство и поставку для бюджетных нужд вычислительной и телевизионной техники, испытательного и холодильного оборудования, средств связи, приборов контроля за расходованием электрической и тепловой энергии, медицинской и оздоровительной техники, изделий из пьезокерамики и кварца.

Взаимодействие органов власти и крупных бюджетообразующих и социально значимых предприятий осуществляется через соглашения о сотрудничестве.

Региональная политика поддержки транспортного комплекса направлена на дотирование государственных автотранспортных предприятий для провоза льготных категорий граждан, размещение заказа по ремонту автобусов в ОАО "Волгоградский судостроительный завод", обновление автобусного парка. Выделялись средства областного бюджета на капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы аэропорта.

Приняты и реализуются программные мероприятия комплексного развития транспорта Волгоградской области на период до 2012 года, разрабатываются мероприятия по внедрению газомоторного топлива на пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Волгоградской области.

В рамках подпрограммы "Внутренние водные пути России" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" (до 2010 года) ведется реконструкция Волго-Донского судоходного канала.

Региональная политика поддержки сельхозтоваропроизводителей направлена на осуществление государственной поддержки производства продукции животноводства, развития племенного дела, элитного семеноводства, оказание помощи личным подсобным хозяйствам населения в обеспечении подворий кормами, молодняком скота и птицы, в закупке излишков продукции, выращенной в личных подворьях, реализацию программы технического обеспечения сельскохозяйственного производства на условиях лизинга, развития машинно-технологических станций, оснащенных современной высокопроизводительной техникой.

Льготное налогообложение сельхозтоваропроизводителей характеризуется поступлением налогов от отрасли не более одного процента в общих доходах, тогда как объем сельскохозяйственного производства составляет более 26 млрд. рублей.

Сельскохозяйственные товаропроизводители финансируются с поддержкой из федерального и областного бюджетов по программным мероприятиям, направленным на повышение плодородия почв, создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, социальное развитие села, воспроизводство рыбных запасов.

Реализуются программные мероприятия по развитию мелкотоварного производства продукции сельского хозяйства в личных подсобных хозяйствах, внедрению новой технологии выращивания овощей защищенного грунта.

Осуществляется поддержка из федерального и областного бюджетов мероприятий по развитию лесного хозяйства и охране лесов от пожаров.

Для осуществления функций государственного управления агропромышленным комплексом приняты меры по бесперебойному функционированию территориальных органов ветеринарных, мелиоративных служб, инспекций по карантину растений.

Действуют Законы Волгоградской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области", "Об организационной, экономической и финансовой основах функционирования мелиоративного комплекса Волгоградской области".

Поддержка предпринимательства из областного бюджета осуществляется по программным мероприятиям поддержки предпринимательства, а также в рамках программных мероприятий по сельскому хозяйству. Специализированными службами оказываются консультационные услуги предпринимателей. Проводится работа по размещению на малых предприятиях государственных заказов для бюджетных нужд на конкурсной основе.

Действует Закон Волгоградской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Волгоградской области".

Инвестиционную деятельность регулируют Законы Волгоградской области "Об инвестиционной деятельности в Волгоградской области", "О бюджете развития Волгоградской области", "О зонах экономического развития на территории Волгоградской области", "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Волгоградской области", "Об областных целевых программах" и другие, в соответствии с которыми предоставляются льготы предприятиям и организациям области, способствующие стимулированию развития производства и дальнейшему увеличению налоговых поступлений во все уровни бюджетов.

Для поддержки высокоокупаемых инвестиционных проектов в областном бюджете предусматриваются средства бюджета развития. Государственная поддержка социально значимых проектов за счет средств бюджета развития Волгоградской области осуществляется в формах: бюджетных инвестиций, государственных гарантий, бюджетных кредитов (процентная ставка в размере 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ) на условиях возвратности, платности и срочности.

Перспективные проекты включены в каталог инвестиционных и инновационных проектов Волгоградской области, который постоянно обновляется и широко рекламируется.

Проводимая политика по модернизации жилищно-коммунального хозяйства позволила несколько стабилизировать положение по обеспечению населения качественной и в необходимом количестве питьевой водой, ликвидировать дефицит тепла. В результате выполнения мероприятий достигнута экономия средств до 85 млн. рублей ежегодно при затратах на их реализацию 114 млн. рублей.

На финансовом рынке активно поддерживается развитие кредитной потребительской кооперации, осуществляется взаимодействие с кредитными учреждениями, страховыми компаниями, негосударственными пенсионными фондами, ведется работа по возмещению средств обманутым вкладчикам.

В социальной сфере реализуются с поддержкой на федеральном и региональном уровнях программные мероприятия по борьбе с заболеваниями социального характера, профилактике и лечению артериальной гипертонии, безопасному материнству, развитию образования, развитию информатизации высшего образования, поддержке детей-сирот, одаренных детей, детей-инвалидов. Ведется компьютеризация сети общеобразовательных учреждений Волгоградской области за счет внедрения информационной спутниковой системы.

Действуют Законы Волгоградской области "О минимальной заработной плате", "О государственной адресной социальной помощи жителям Волгоградской области", "О вакцинопрофилактике населения Волгоградской области", "Об образовании", "О защите прав детей, оставшихся без попечения родителей", "Об организации работы по опеке и попечительству в Волгоградской области", "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Волгоградской области", "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Волгоградской области", "О государственной поддержке деятельности детских, подростковых, молодежных клубов и центров".

Правоохранительная деятельность регулируется Законами Волгоградской области "О милиции общественной безопасности", "О добровольных народных дружинах", "О казачьих обществах, принявших обязательства по несению государственной и иной службы на территории Волгоградской области".

На улучшение экологической ситуации направлена реализация с поддержкой из федерального и областного бюджетов программных мероприятий по сохранению лесов Волгоградской области, водных биологических ресурсов и аквакультур, водных ресурсов и водных объектов, обеспечению ядерной и радиационной безопасности с созданием единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки, сохранению природных комплексов Волго-Ахтубинской поймы, геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы на территории Волгоградской области.

Действуют Законы Волгоградской области "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы", "Об охране озера Эльтон", "О создании природного парка "Донской", "О создании природного парка "Нижнехоперский", которые регулируют отношения в сфере организации и охраны особо охраняемых природных территорий регионального и муниципального значения и защищают их от неблагоприятного антропогенного воздействия.

Только в 2002 году валовой региональный продукт составил более 107 млрд. рублей. Отмечался рост промышленного производства на 3,8 процента, сельскохозяйственного производства - на 2 процента, инвестиций в основной капитал - на 3 процента, торговли - на 10 процентов, платных услуг - на 11 процентов в сопоставимых ценах к уровню 2001 года.

Внешнеторговый оборот увеличился на 5 процентов. Получено иностранных инвестиций в экономику области 67,4 млн. долларов США.

Поступило налогов в бюджетную систему области без единого социального налога около 26,4 млрд. рублей, или в 1,2 раза больше по сравнению с 2001 годом.

Реальные денежные доходы на душу населения в декабре 2002 года составили 113 процентов по сравнению с декабрем 2001 года.

Средняя начисленная заработная плата работающих по области за декабрь 2002 года составила 3900 рублей, или в 1,3 раза больше по сравнению с декабрем 2001 года.

Принимаемые меры позволили получить позитивные тенденции социально-экономического развития экономики в последние годы.

В то же время выявлены слабые стороны развития области, определившие приоритетные направления региональной социально-экономической политики для обеспечения и в дальнейшем позитивных тенденций социально-экономического развития Волгоградской области.