logo search
Э спец

4.1 Продовольственная безопасность, ее обеспечение

История нашей страны, включая советский период, свидетельствует о том, что ни один ее лидер не смог решить одну из главных задач — обеспечить население страны основными продуктами питания по физиологическим нормам и доступным для большинства населения ценам за счет собственного производства. Хотя возможности для решения этой задачи всегда были поистине огромными. По мнению зарубежных и отечественных экспертов, Россия имеет все возможности стать крупнейшим производителем зерна и других видов продовольствия. В настоящее же время она, как известно, превратилась в крупнейшего импортера продуктов питания. В этой связи уместно вспомнить слова бывшего премьер-министра Англии У. Черчиля: «Я думал, что умру от старости. Но, узнав, что СССР покупает хлеб, я подумал, что умру от смеха».

Следует отметить, что сельское хозяйство было и остается наиболее обделенным во всех отношениях сегментом российской экономики. Оно почти утратило в глазах государства и политической элиты статус стратегической отрасли экономики. История не знает примеров, когда неуязвимость страны обеспечивалась бы без решения продовольственной проблемы. Поэтому многие страны во главу угла своей политики ставят эту задачу. Обеспечить продовольственную безопасность страны — значит решить четыре взаимосвязанные проблемы:

• наладить бесперебойное снабжение населения основными продуктами питания за счет собственного производства;

• обеспечить высокое качество продовольственных товаров, в том числе закупаемых по импорту;

• ограничить импорт продовольствия безопасным уровнем;

• создать необходимые резервы продовольствия на случай возникновения непредвиденных обстоятельств.

В настоящее время продовольственная безопасность обретает черты глобальной проблемы. Она связана с диспропорцией между растущим населением планеты и возможностями биосферы. Площадь пашни в мире за последние годы стабилизировалась на уровне 1,2 млрд. га. В развитых странах достигнут относительный предел урожайности зерновых культур, а темпы прироста посевов зерновых и объем их производства отстают от темпов прироста населения10. В этой связи в экономической литературе все чаще стали вспоминать о развенчанной в свое время мальтузианской теории, в которой английский поп (он же экономист-любитель) Т. Мальтус доказывал, что население увеличивается гораздо быстрее, чем средства существования. К сожалению, эти мрачные любительские прогнозы начинают сбываться. Например, Китай и ряд других стран в последние годы резко увеличили потребление продуктов питания. Они превратились в крупнейших импортеров продовольствия. К тому же многие страны стали использовать зерно не по прямому назначению, а на получение так называемых альтернативных источников энергии. Все это привело к резкому подорожанию продуктов питания на мировом рынке и росту инфляции в странах-импортерах продовольствия.

Если оценивать нынешнее состояние продовольственной безопасности России, то оно может характеризоваться как неустойчивое. С одной стороны, удалось отвести угрозы продовольственной безопасности в ее крайних проявлениях, благодаря возросшей государственной поддержке сельского хозяйства и относительно высокими урожаями зерновых в последние годы. Положительным моментом в этом деле является то, что России удалось создать экспортный потенциал по зерну (10-15 млн. тонн в год)11.

Но в то же время импортная зависимость не сокращается и даже имеет тенденцию к росту. По самым скромным оценкам, доля импорта продовольствия составляла в последние годы примерно 33%, а по отдельным видам продукции достигала 50%. В данном выражении Россия ежегодно затрачивает на эти нужды 25-28 млрд. долл. в год.

Для того чтобы противодействовать возможному нарастанию потенциальных и текущих угроз продовольственной безопасности страны, необходимо классифицировать их и на этой основе разработать систему упреждающих мер. К этим угрозам следовало бы отнести:

■ чрезмерную зависимость страны от импорта продовольствия;

■ рост внутренних цен на продовольствие, способствующий разгону инфляции и ограничивающий доступ малообеспеченных слоев населения к продуктам питания;

■ отсутствие гарантированного притока в АПК финансовых ресурсов;

■ падение престижа сельскохозяйственного труда;

■ вывод из оборота земель сельскохозяйственного назначения;

■ рост мировых цен на продовольствие.

Следует отметить, что перечисленные выше угрозы имеют в основном внутреннее происхождение, но они, безусловно, могут усиливаться внешними обстоятельствами.

В этой связи для России, как никогда прежде, необходим федеральный закон «О продовольственной безопасности», защищающий интересы отечественных производителей сельскохозяйственной продукции. В нем надо внятно прописать ключевые положения, связанные с обеспечением продовольственной безопасности страны. Эти положения должны положить конец вольным толкованиям вопросов стратегии отечественного сельскохозяйственного производства, внести ясность в трактовку многих понятий и механизмов защиты отрасли от внутренних и внешних угроз. В этих условиях полезно было бы использовать опыт западных стран, например, стран ЕС по защите внутреннего продовольственного рынка. В этих странах законом запрещено продавать продукцию по демпинговым ценам, если ее производство налажено в данной стране. При ввозе продукции увеличивается таможенная пошлина в размере разницы между мировой ценой и предельной внутренней ценой, которая значительно выше мировой. Учитывая, что поставки некоторых видов продовольствия носят явно лоббистский характер и что остановить этот процесс пока не удается, то в каком-либо нормативном документе необходимо дать юридическую оценку этого явления, то есть определить понятие «лоббирование» не вообще, а применительно к сельскому хозяйству.

Если исходить из предположения, что Россия рано или поздно все же вступит в ВТО, то, естественно, возникает проблема разработки превентивных мер по укреплению продовольственной безопасности страны. Прежде всего, Россия должна добиваться от международной организации адаптационного периода (7-8 лет), в течение которого отечественное сельское хозяйство могло бы адаптироваться к требованиям ВТО, что допускается правилами этой организации.

Проблема первая — импортозамещение. Пороговая насыщенность импортом по каждому виду продукции должна определяться уровнем продовольственной безопасности, превышение которого может привести к развалу отечественного производства из-за ценового демпинга, потере внутреннего рынка, а в дальнейшем к монопольному росту цен. Нечто подобное наблюдалось в нашей стране в 90-е годы прошлого столетия. Принято считать, что пороговое значение безопасности импорта продовольствия не должно превышать 20 процентов. В настоящее время, как уже было отмечено, доля импортных продуктов на рынке России составляет 33%13, а по отдельным продуктам питания — более 50%. Это означает, что пороговое значение продовольственной безопасности превышено. Конечно, это меньше того, что было в первые годы становления рыночных отношений, когда доля импорта продовольствия была запредельной, но много по сравнению с тем, к чему мы должны стремиться.

Проблема вторая. Продовольственный рынок России, как это было отмечено выше, давно находится в сфере влияния крупных международных ТНК. С помощью скрытой системы дотаций они вытесняют отечественных производителей с нашего рынка. Противостоять этому натиску становится с каждым годом всё труднее. Возможное присоединение России к ВТО усилит этот процесс. В этих условиях ограждение отечественного сельского хозяйства от более конкурентоспособных зарубежных компаний — единственно возможный способ сохранить его устойчивость.

Проблема третья. Качество поставляемой на продовольственный рынок страны импортируемой продукции. Засорение российского рынка товарами низкого качества началось в 90-е годы и продолжается в настоящее время, что представляет угрозу здоровью нации. По мнению специалистов, критические пределы здесь нарушены и ничегонеделанье в этом направлении может привести к тяжелым последствиям. Принятые правительством меры по очищению рынка от фальсифицированных виноводочных изделий, несертифицированного мяса птицы, свинины и говядины — лишь первые шаги на пути обеспечения безопасности здоровья нации. Здесь важно не превратить эту борьбу в кампанейщину. Ей следует придать системный и законодательный характер. Странам, поставляющим сельхозпродукцию в Россию, надо дать понять, что времена бесконтрольных сбросов в страну фальсифицированной продукции закончились и что в России действуют такие же жесткие законы, как и в других странах.

Проблема четвертая. Координация позиций стран СНГ по аграрным вопросам. Интеграция аграрных рынков СНГ может стать фактором усиления консолидированной позиции государств Содружества при отстаивании их экономических интересов, укрепления безопасности продовольственного рынка этих стран. [9]