logo
Э спец

2.1 Импортозамещение как фактор стимулирования экономического роста отечественного производства

На протяжении докризисного периода, государственные расходы, направленные на поддержку отечественного производителя достигали сотен миллиардов рублей. Основными направлениями поддержки были агропромышленные предприятия, инновационный сектор, а также прочие технологические сегменты экономики.

Однако переломить ситуацию при помощи значительных финансовых вливаний не представилось возможным. Отдельные отрасли российской экономики зачастую оказывались неспособными к освоению бюджетных средств, поступающих к ним в рамках программ финансовой поддержки. Соответствующим образом вела себя и динамика экспорта/импорта, по мере поступательного развития которой отставание российских производств лишь усугублялось за счет возникновения спроса на те группы товаров, производство которых на устаревших мощностях не возможно. (Приложение Д)

Сырьевая ориентация экономики сказывается и на потреблении товаров первой необходимости, на которые действует неэластичный спрос. Принадлежность к экономическому классу автоматически гарантирует увеличение внимания со стороны потребителей в кризисных условиях. Единственное наименование, по которому за счет протекционистских мер снижается зависимость от экспорта, - сахар. Такое положение дел создает существенный риск продуктовой безопасности, значимость которой высока в условиях глобального кризиса и резкой интенсификации геополитической конкуренции со стороны развивающихся государств. Особого внимания заслуживает экономический аспект данного явления, способствующий интенсификации процесса импортозамещения со стороны отечественных производителей. Возможные действия регуляторов, направленные на стимулирование активности отечественных производителей:

• Обеспечение отечественным предприятиям доступа к кредитным ресурсам на льготных условиях. Помимо пониженных ставок в числе возможных льгот вероятно использование «интеллектуальной» системы отбора получателей финансирования, осваивающих наиболее перспективные с точки зрения государственной политики направления.

• Организация работы по формированию спроса на отечественные товары неэластичного спроса в среде населения РФ. Содействие преодолению репутационного урона, накопленного за последнее время.

• Создание дополнительных условий административно-правового характера, направленных на стимулирование деловой активности российских производителей.

• Разработка и внедрение работоспособных механизмов коммерциализации инновационных разработок.

Анализ структуры импорта в РФ, которая сохраняется преимущественно статичной не смотря на реализацию соответствующих правительственных мер, позволяет выявить наиболее перспективные направления, конкуренция на которых существенно снизится в условиях финансового кризиса. Следует отметить, что поставки машин и технологического оборудования велись преимущественно из стран Европы и США, в наибольшей степени пострадавших от протекающих в мировой экономике процессов.

Таким образом, влияние финансового кризиса оказывает двоякое воздействие на российскую экономику, снижая устойчивость отраслей, формирующих основные статьи российского экспорта, и создавая благоприятные условия для развития производителей, ориентированных на внутренний рынок. Примечательно, что в наличии практически полная совокупность факторов, создающих базу, целесообразное использование которой может значительно изменить расстановку сил в экономике, обозначив следующие тенденции:

• Рост технологичности (интеллектуальной составляющей) отечественных производств

• Постепенное ослабление доминирующей роли сырьевой составляющей

• Создание в среднесрочной перспективе базы для обозначения конкурентного присутствия на внешних рынках

Таким образом, возрастает вероятность существенного снижения негативного влияния от сокращения импортных поставок в РФ. Однако, такое развитие ситуации возможно лишь в случае своевременной реализации комплекса мер, направленных на стимулирование активности отечественных производителей, чьи конкурентные возможности также существенно снижены за счет влияния проблем институционального характера. [12]

Развитие международного разделения труда предполагает и активное участие России в экспортно-импортных операциях, создает конкуренцию на внутрен­нем рынке, препятствует формированию монополий, способствует удержанию цен на потребительские товары от резкого роста. Однако уровень предельной насыщенности импортом по каждому виду продукции должен ограничиваться уровнем продовольственной безопасности, преодоление которого может при­вести к развалу отечественного производства из-за ценового демпинга, поте­ре внутреннего рынка и в дальнейшем к монопольному росту цен. Вот почему рост импортной зависимости по основным видам продовольствия создает уг­розу продовольственной безопасности.

Рассмотрим направление импортозамещения на примере производства мяса птицы, импорт которого составляет большую часть импорта мяса Рос­сии. Как известно, птицеводство - отрасль с ускоренным циклом воспроиз­водства. При соответствующем кормлении для получения бройлера весом 1,3-1,4 кг необходимо 50-60 дней. При соответствующих инвестициях это мо­жет позволить увеличить производство мяса птицы на 1,0-1,5 млн. т. за 3-4 года. При этом для восстановления объемов производства мяса говядины до уровня 1990 г. (с учетом биологического цикла воспроизводства крупного рогатого скота) России потребуется примерно 15-20 лет, а на увеличение производст­ва свинины - до 10 лет. Так что возрождение птицеводства при всех вариантах наиболее привлекательно.

Учитывая сложившийся уровень жизни в России, а также то, что продук­ция птицеводства (мясо и яйцо) доступна по цене для большей части населения, целесообразно принять закон об обеспечении населения России продук­цией птицеводства, в котором следует оговорить ряд условий:

  1. Государство формирует специализированный фонд за счет целевых (за­щищенных) статей бюджета, отчислений от таможенных платежей, органи­зует выпуск специальных облигаций для привлечения средств организаций и граждан. Одновременно вводятся госзаказ на продукцию птицеводства, сис­тема квот и протекционистские меры по стимулированию экспорта.

  2. Учитывая быструю оборачиваемость средств, вложенных в птицеводст­во, эффективным при модернизации устаревшего технологического оборудо­вания может оказаться лизинг. Речь идет о приобретении клеточного оборудо­вания, инкубаторов, линий по переработке мяса птицы, высокопродуктив­ных зарубежных кроссов птицы и др.

  3. Следовало бы полностью отменить таможенные пошлины на технологи­ческое оборудование для птицеводства, на комбикорма и различные добавки к ним, на племенную и другую продукцию. Необходимо также ввести вывоз­ные пошлины не только на сою, но и на кукурузу, шрот, все те премиксы, которые используются для приготовления кормов для птицы. Это также поз­волит снизить внутренние цены на эту продукцию.

  4. Целесообразно как минимум на пять лет освободить птицефабрики всех направлений от платы за электроэнергию, газ и тепло, создав тем самым усло­вия для снижения себестоимости продукции и доступности ее основной массе малоимущего населения, а также для повышения конкурентоспособности.

  5. Следует пересмотреть обоснованность приватизации предприятий ком­бикормовой промышленности, обеспечив сельских товаропроизводителей акциями перерабатывающих предприятий, и усилить интеграцию и коопера­цию. В птицеводстве необходимы объединения холдингового типа, включаю­щие птицефабрики, предприятия, выращивающие фуражное зерно, комби­кормовые заводы, предприятия, перерабатывающие мясо птицы и яйца, сеть магазинов и предприятий общественного питания.

В системе обеспечения продовольственной безопасности страны велика роль сахара, удовлетворяющего в основном потребности населения в углево­дах. В этом сегменте продовольственной безопасности достаточно сложное положение. На первый взгляд проблемы с обеспечением сахаром населения страны нет, а при более глубоком рассмотрении оказывается, что население потребляет в основном импортный сахар.

Формирование межгосударственного вертикально-интегрированного про­довольственного холдинга направлено на:

Использование преимуществ экономической интеграции особенно акту­ально для стран СНГ в настоящее время, поскольку это позволяет более ус­пешно преодолеть последствия переживаемого экономического кризиса и обеспечить переход к экономическому росту. О необходимости активного ис­пользования данного резерва свидетельствует и ущерб, причиненный эконо­мике распадом СССР. Между тем экономическое интеграционное сотрудни­чество стран СНГ во многих сферах, включая продовольственную, до сих пор остается крупным, но малоосвоенным резервом их экономического роста. [1]