4.2 Обеспечение продовольственной безопасности в условиях вступления России во Всемирную Торговую Организацию
После дефолта 1998 г. наметился процесс импортозамещения и роста объемов отечественной продукции, но этот короткий период, не подкрепленный существенными инвестициями, завершен. И в последующие годы эффект импортозамещения практически перестал срабатывать. Экономический рост в сельском хозяйстве поддерживается из-за роста объемов производства зерна (в основном вследствие благоприятных климатических условий) и некоторого роста продуктивности животноводства в ЛПХ. Не следует забывать, что экономический рост последних лет объясняется и низким уровнем стартового отсчета. Рост производства в аграрной сфере за последние годы не следствие структурного реформирования и углубления интеграции. Дело в том, что увеличение объемов производства зерна в 2001-2002 гг. не приостановило падения поголовья скота и наращивания импорта мяса. В итоге вследствие отсутствия рыночной инфраструктуры и отработанной системы государственных интервенций даже в условиях хорошего урожая зерна численность убыточных хозяйств в России в 2002 г. выросла.
Даже в сложившихся условиях при наличии значительных природных ресурсов, уровне внутренних цен на материально-технические ресурсы, включая ГСМ, удобрения, технику, в целом пока ниже мировых можно производить конкурентоспособную растениеводческую продукцию. Вот почему при вступлении в ВТО необходимо оговорить сохранение низких тарифов на продукцию естественных монополий и льготного кредитования для АПК хотя бы по схеме ЕС (2,75% годовых). В противном случае и так невысокая конкурентоспособность аграрной сферы еще больше снизится, учитывая, что при вступлении в ВТО существует требование о выравнивании внутренних цен на продукцию ТЭКа до уровня мировых.
Страны - члены ВТО имеют хорошо отработанную систему защиты отраслей отечественных экономик, особенно сельского хозяйства. Поэтому при вступлении новых стран в ВТО в первую очередь ставится вопрос о снижении тарифных и нетарифных барьеров, позволяющих импортной продукции легко проникать на внутренний рынок. Для России вступление в ВТО требует проработки системы мер не только по защите внутреннего рынка, но и по выходу на внешний рынок. Это включает разработку тарифных и нетарифных мер регулирования внутреннего рынка с учетом интересов его участников и мер содействия экспорту, разрешенных ВТО.
Формы и методы защиты рынка для различных отраслей АПК достаточно противоречивы. Так, сельское хозяйство заинтересовано в высоких импортных тарифах на продукцию, для производства которой имеются все условия, и в низких экспортных тарифах на собственную продукцию. Перерабатывающая мясная промышленность, наоборот, заинтересована в низких тарифах на импортное сырье и высоких тарифах на отечественную продукцию, поступающую в переработку: с тем чтобы она оставалась в стране.
Важные условия переговоров при вступлении в ВТО - совокупная поддержка отечественных товаропроизводителей и длительность переходного периода. Россия предлагает в качестве базового уровень поддержки 1989-1991 гг. Ей навязывают 1996-1998 гг. (время резкого снижения уровня и величины господдержки). Как известно, Россия настаивает на субсидиях аграрному сектору в размере 16,2 млрд. долл. в качестве начального уровня с постепенным снижением в течение 6 лет до 12,9 млрд. долл. России же предлагают сложившийся уровень субсидий - около 1 млрд. долл.
Странами ВТО подписано специальное Соглашение по сельскому хозяйству, касающееся внутренней поддержки товаропроизводителей, экспортных субсидий и условий доступа импортных товаров на национальные рынки. Эта поддержка предусматривает систему «цветных корзин», охватывающих конкретные меры по повышению конкурентоспособности сельских товаропроизводителей. Ряд проблем, включаемых в «зеленую корзину», направлен на повышение конкурентоспособности отрасли, на поддержку науки, образования, инфраструктуры и др. Они разрешаются без ограничений. Часть средств, используемых для страхования сельхозпроизводителей, также выводится из-под сокращения. При выработке мер поддержки следует использовать налоговые и кредитные рычаги. Как известно, ВТО разрешает субсидии для регионов, в которых среднедушевой доход меньше 85% средне федерального, а в России из 88 регионов 3/4 нуждаются в субсидиях. Поэтому при вступлении в ВТО эту позицию следует оговорить как меру господдержки.
По данным Российского комитета Международной торговой палаты, доля мер господдержки сельского хозяйства в совокупных бюджетных расходах на аграрный сектор превышает 40% К Однако следует учитывать, что они дадут эффект в долгосрочной перспективе, в то время как либерализация рынка потребует решения срочных задач по поддержке отечественных товаропроизводителей.
«Желтая корзина» включает адресную помощь, прямую поддержку цен и доходов на установленную и согласованную величину. Меры «желтой корзины» подлежат корректировке по следующим правилам. Если денежная величина совокупной поддержки превышает для развитых стран 5%, а для развивающихся стран - 10% стоимости валовой продукции сельского хозяйства, то эти меры подлежат сокращению на 20% для развитых стран в течение 6 лет, а для развивающихся - 10 лет.
Страны ВТО - крупные мировые экспортеры сельскохозяйственной продукции, достаточно консолидированные по отношению к странам - претендентам на вступление в нее. Это проявляется в требованиях отказаться от тарифных квот и специальных мер по отношению к импорту, в установлении жесткого графика снижения ввозных пошлин и тарификации нетарифных барьеров (их включения в ставки таможенных пошлин).
Средний уровень тарифной защиты сельскохозяйственного рынка2, рассчитанный по 7 основным товарным группам, составлял в 1998-2001 гг. в России 14,7%. В ЕС аналогичный показатель в 2001 г. равнялся 16,9% и значительно различался по отдельным продуктам: почти 47% по мясу, 42% по зерну, 30% по сахару. Сложившаяся ситуация, если она будет закреплена при вступлении в ВТО России, приведет к серьезным проблемам для продовольственной безопасности нашей страны. Принципы, лежащие в основе функционирования ВТО, привлекательны для всех стран, так что альтернативы вступлению России в ВТО нет. Вопрос в планомерной, неспешной подготовке, с тем чтобы это вступление не ухудшило, а улучшило условия для обеспечения продовольственной безопасности России. [1]
Заключение
Современная Россия располагает масштабным промышленным потенциалом. Однако большинство отраслей ее обрабатывающей промышленности недостаточно конкурентоспособны. Вследствие этого она и в текущем десятилетии будет выступать в международном товарном обмене в роли поставщика сырья и потребителя готовой продукции. Сложившиеся экономическая и внешнеторговая структуры России не позволяют обеспечить устойчивое хозяйственное развитие и заметно укрепить ее экономическую безопасность, в том числе во внешнеэкономической сфере.
Сложившаяся модель участия России в международной торговле не позволяет осуществить кардинальную перестройку структуры внешнеторгового оборота страны, прежде всего экспорта, в направлении увеличения доли продукции машиностроения и товаров с более глубокой степенью обработки.
Возможности стабильного экономического роста и изменения существующего положения России на мировых рынках во многом зависят то того, как будет повышаться конкурентоспособность отечественной промышленности. А это потребует решительного поворота страны к инновационной модели развития за счет интенсивного использования потенциала научно-технических знаний, полномасштабного освоения высоких технологий и соответственно глубокой перестройки структуры производства и внешнеэкономических связей.
Дальнейшее следование инерционному сценарию обрекает Россию на замедление экономического роста, перманентное отставание от других стран в области научно-технического прогресса, снижение эффективности и уровня конкурентоспособности отечественного производства, а следовательно, и благосостояния населения, что чревато, в конечном итоге, полной утратой способности страны к самостоятельному развитию, закреплением ее на позициях сырьевого придатка передовых стран. Чтобы обеспечить экономическую безопасность России в глобализирующемся мире, ей неизбежно придется уже ближайшей стратегической перспективе осуществить «переквалификацию» отказаться от роли «кладовой ресурсов» в системе мирохозяйственных связей. Однако для этого потребуется разработка внешнеэкономической стратегии, сориентированной на последовательную реализацию на международных рынках имеющихся и потенциальных конкурентных возможностей России.
Аграрный сектор экономики России в начале третьего тысячелетия может обеспечить продовольственную безопасность страны в значительной мере при усилении государственного протекционизма, связанного с бюджетным финансированием целевых программ по плодородию, мелиорации, дорогам, социальной и производственной инфраструктуре сельских поселений; формированию качественно новой сети предприятий, объединений и кооперативов для обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей типа МТС, организации региональных оптовых рынков и бирж.
Можно выделить подходы к обеспечению экономической безопасности России.
Первое. Необходимы экономический рост на основе «сжатия» сырьевого сектора экономики, расширения обрабатывающей промышленности с высокой долей добавленной стоимости, повышение инновационной активности и конкурентоспособности российских товаропроизводителей. Преодоление гипертрофии сырьевого сектора должно происходить постепенно, путем диверсификации производства и использования для этой цели части природной ренты без ущерба для воспроизводства основного капитала добывающих отраслей. В связи с этим обосновывается нецелесообразность в долгосрочной стратегии развития экономики России ориентации на неуклонный рост экспорта углеводородного сырья сверх допустимой нормы (доля экспорта нефти, газа и т.д. в ВВП), а также показаны опасности безудержного наращивания импорта ряда товаров, и прежде всего продовольствия.
Второе. Ключевую роль в обеспечении экономической безопасности страны играют социальные факторы. Они понимаются не как собесовская система распределения, не как уравниловка, а как неотъемлемая часть товарно-денежных и рыночных отношений. Экономика по сути социальна, она затрагивает интересы личности, корпораций, общества и государства. Важнейшие категории экономики должны учитывать совокупность интересов, их единство и противоречие. Нельзя согласиться с мнением, что социальные проблемы будут решаться после того, как удвоится ВВП. Неправильно также считать, что сначала нужно решить социальные проблемы, например повысить заработную плату до среднеевропейского уровня, и в результате обеспечить удвоение ВВП. Решение социальных проблем, о которых идет речь в учебнике, и удвоение ВВП - части одной задачи: создание механизма взаимодействия государственного управления с хорошо отлаженным административным аппаратом и системы социального рыночного хозяйства.
Именно государственный аппарат управления, опираясь на достигнутый уровень знаний и практический опыт, вырабатывает систему целей развития общества и государства. Удваивая ВВП, необходимо исходить, как считают авторы учебника, из суперцели - образования в России в ближайшее десятилетие среднего класса как главной производительной силы общества, формирующей массовый платежеспособный спрос, который будет активно влиять на рост производства.
Третье. Необходимость создания индикативной системы анализа и прогнозирования экономической безопасности. Сопоставление фактического и прогнозируемого уровней индикаторов экономической безопасности показывает вектор развития экономики России, состояние ее основных жизнеобеспечивающих систем.
Список использованных источников
1 Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник /под. ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. – М.: Дело, 2006
2 В.А.Орешкин. Учебно-методический материал по теме: актуальные проблемы развития МЭО.М.:ВАВТ Программа повышения квалификации кадрового резерва МЭР России, 2008
3 В.П. Оболенский. Формирование внешне-экономической специализации России (XX начало XXIвека). М.: ИМЭМО РАН, 2005
4 А.Н. Спартак. Развитие внешнеэкономической деятельности России в новом десятилетии: достижения и нарастающие проблемы // БИКИ, №37
5 Д.А. Кунаков Профиль внешнеэкономической специализации национальной экономики России на современном этапе // Российский внешнеэкономический вестник – 2009г.№ 12
6 З.Г. Магомедова Диверсификация экспорта как условие экономического роста в России // Российский внешнеэкономический вестник – 2009г. №3
7 В.Л. Сельцовский Диверсификация - необходимое направление развития российского экспорта // Российский внешнеэкономический вестник – 2009г. №1
8 В.Н. Бурмистров Внешне-экономическая политика России: современное состояние и основные направления оптимизации //Российский внешнеэкономический вестник - 2009г. № 11
9 Экономический кризис: природа, причины, пути выхода
http://www.necon.ru
10 - сайт Министерства экономического развития России
11 www.gks.ru Российский статистический ежегодник - 2010 г.
12 . http://www.integrum.ru Импортозамещение: перспективные направления. // информационно-аналитический обзор №155
Приложение А
Таблица 1. Средние контрактные цены на важнейшие товары российского экспорта (долл. за тонну)
Годы | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | Увеличение за период 2001-2007 гг. |
Нефть сырая | 151 | 154 | 174 | 226 | 330 | 412 | 470 | 3 раза |
Нефтепродукты | 148 | 149 | 181 | 234 | 348 | 431,5 | 464 | 3 раза |
1 аз природный | 101 | 85,7 | 106 | 109 | 151 | 216 | 234 | 2 раза |
Круглый лес 2) | 43,9 | 44,8 | 48,1 | 56,3 | 59,6 | 63,8 | 83,9 | 2 раза |
Чугун предельный | 91,8 | 92,5 | 132 | 254 | 264 | 246 | 317 | 3,5 раза |
Медь | 1473 | 1371 | 1611 | 2632 | 3447 | 5996 | 6641 | 4,5 раза |
Никель необработанный | 5750 | 6117 | 9062 | 12609 | 13563 | 24054 | 33870 | 6 раз |
Алюминий необработанный | 1179 | 1039 | 1058 | 1172 | 1316 | 1711 | 1991 | 1,7 раз |
Примечания к таблице:
1) Долл. за тыс. куб. м.
2) Долл. за куб. м.
Источник: Росстат, www.gks.ru - сайт Федеральной службы статистики Российской Федерации
Приложение Б
Таблица 2. Доля экспорта в производстве важнейших товаров (в %)
Годы | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Нефть сырая | 44,8 | 46,5 | 49,7 | 53,1 | 56,1 | 53,7 | 51,8 | 52,7 | 50 |
Нефте продукты | 36,3 | 35,5 | 40,8 | 40,9 | 42,1 | 46,9 | 47,0 | 48,9 | 50 |
Газ природный | 33,2 | 31,2 | 31,2 | 32,7 | 33,9 | 32,6 | 30,9 | 29,5 | 29 |
Уголь каменный | 25,7 | 22,2 | 23,8 | 30,8 | 52,9 | 51,8 | 55,1 | 40,5 | 68 |
Лесоматериалы необработанные | 42,4 | 53,4 | 51,0 | 46,1 | 49,6 | 56,9 | 60,8 | 54,4 | 46 |
Фанера клееная | 64,5 | 64,5 | 64,2 | 60,9 | 64,4 | 59,9 | 60,7 | 54,4 | 52 |
Целлюлоза древесная | 82,4 | 83,7 | 85,1 | 82,9 | 77,6 | 80,7 | 80,5 | 78,9 | 84 |
Бумага газетная | 69,0 | 67,4 | 68,6 | 66,0 | 65,6 | 67,7 | 65,1 | 61,1 | 63 |
Автомобили легковые | 12,2 | 10,1 | 12,3 | 11,7 | 11,8 | 12,3 | 10,8 | 10,2 | 9 |
Автомобили грузовые | 7,0 | 12,3 | 20,8 | 19,3 | 23,0 | 24,1 | 21,1 | 27,7 | 17 |
Источник: www.economy.gov.ru - сайт Министерства экономического развития Российской Федерации
Таблица 3. Товарная структура экспорта в Российской Федерации.(в фактически действовавших ценах) Приложение В
| 1995 | 2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |||||||||
Млн. долл. США | В про- центах к итогу | Млн. долл. США | В про- центах к итогу | Млн. долл. США | В про- центах к итогу | Млн. долл. США | В про- центах к итогу | Млн. долл. США | В про- центах к итогу | Млн. долл. США | В про- центах к итогу | Млн. долл. США | В про- центах к итогу |
| ||
Экспорт - всего | 78217 | 100 | 103093 | 100 | 241473 | 100 | 301244 | 100 | 351928 | 100 | 467581 | 100 | 301751 | 100 |
| |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) | 1378 | 1,8 | 1623 | 1,6 | 4492 | 1,9 | 5514 | 1,8 | 9090 | 2,6 | 9278 | 2,0 | 9954 | 3,3 |
| |
минеральные продукты | 33278 | 42,5 | 55488 | 53,8 | 156372 | 64,8 | 198631 | 65,9 | 228436 | 64,9 | 326314 | 69,8 | 203373 | 67,4 |
| |
продукция химической промышленности, каучук | 7843 | 10,0 | 7392 | 7,2 | 14367 | 6,0 | 16757 | 5,6 | 20802 | 5,9 | 30234 | 6,4 | 18703 | 6,2 |
| |
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них | 313 | 0,4 | 270 | 0,3 | 330 | 0,1 | 367 | 0,1 | 337 | 0,1 | 354 | 0,1 | 242 | 0,1 |
| |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия | 4363 | 5,6 | 4460 | 4,3 | 8305 | 3,4 | 9535 | 3,2 | 12263 | 3,5 | 11560 | 2,5 | 8437 | 2,8 |
| |
текстиль, текстильные изделия и обувь | 1154 | 1,5 | 817 | 0,8 | 965 | 0,4 | 967 | 0,3 | 952 | 0,3 | 870 | 0,2 | 700 | 0,2 |
| |
металлы, драгоценные камни и изделия из них | 20901 | 26,7 | 22370 | 21,7 | 40592 | 16,8 | 48936 | 16,3 | 55963 | 15,9 | 61751 | 13,2 | 38628 | 12,8 |
| |
машины, оборудование и транспортные средства | 7962 | 10,2 | 9071 | 8,8 | 13505 | 5,6 | 17437 | 5,8 | 19667 | 5,6 | 22764 | 4,9 | 17950 | 5,9 |
| |
прочие товары | 1026 | 1,3 | 1603 | 1,5 | 2545 | 1,0 | 3101 | 1,0 | 4420 | 1,2 | 4458 | 0,9 | 3764 | 1,3 |
|
Источник: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_13/IssWWW.exe/Stg/d6/25-08.htmРоссийский статистический ежегодник - 2010 г
Приложение Г
Товарная структура импорта российской Федерации (в фактически действовавших ценах)
| 1995 | 2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |||||||||
Млн. долл. США | В про- центах к итогу | Млн. долл. США | В про- центах к итогу | Млн. долл. США | В про- центах к итогу | Млн. долл. США | В про- центах к итогу | Млн. долл. США | В про- центах к итогу | Млн. долл. США | В про- центах к итогу | Млн. долл. США | В про- центах к итогу |
| ||
Импорт – всего | 46709 | 100 | 33880 | 100 | 98708 | 100 | 137807 | 100 | 199746 | 100 | 267101 | 100 | 167457 | 100 |
| |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) | 13152 | 28,1 | 7384 | 21,8 | 17430 | 17,7 | 21640 | 15,7 | 27626 | 13,8 | 35189 | 13,2 | 30096 | 18,0 |
| |
минеральные продукты | 3001 | 6,4 | 2137 | 6,3 | 3034 | 3,1 | 3300 | 2,4 | 4681 | 2,3 | 8279 | 3,1 | 4075 | 2,4 |
| |
продукция химической промышленности, каучук | 5088 | 10,9 | 6080 | 18,0 | 16275 | 16,5 | 21787 | 15,8 | 27530 | 13,8 | 35209 | 13,2 | 27896 | 16,7 |
| |
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них | 167 | 0,3 | 126 | 0,4 | 275 | 0,3 | 434 | 0,3 | 697 | 0,4 | 1038 | 0,4 | 769 | 0,5 |
| |
древесина и целлюлозно- бумажные изделия | 1104 | 2,4 | 1293 | 3,8 | 3290 | 3,3 | 3964 | 2,9 | 5309 | 2,7 | 6504 | 2,4 | 5111 | 3,0 |
| |
текстиль, текстильные изделия и обувь | 2644 | 5,7 | 1991 | 5,9 | 3619 | 3,7 | 5494 | 4,0 | 8631 | 4,3 | 11658 | 4,4 | 9555 | 5,7 |
| |
металлы, драгоценные камни и изделия из них | 3956 | 8,5 | 2824 | 8,3 | 7652 | 7,7 | 10642 | 7,7 | 16382 | 8,2 | 19337 | 7,2 | 11343 | 6,8 |
| |
машины, оборудование и транспортные средства | 15704 | 33,6 | 10649 | 31,4 | 43436 | 44,0 | 65706 | 47,7 | 101739 | 50,9 | 140759 | 52,7 | 72639 | 43,4 |
| |
прочие товары | 1893 | 4,1 | 1394 | 4,1 | 3697 | 3,7 | 4840 | 3,5 | 7152 | 3,6 | 9127 | 3,4 | 5975 | 3,5 |
|
Источник: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_13/IssWWW.exe/Stg/d6/25-11.htm
Российский статистический ежегодник - 2010 г
Приложение Д
Диаграмма импортозависимости РФ по основным товарным группам
Источник: Информационно-аналитический обзор № 155, 28 января 2009г. Интегрум
- 1 Экспортная специализация, понятие, сущность
- 1.1Диверсификация экспорта как условие экономического роста
- 2 Импортная зависимость России
- 2.1 Импортозамещение как фактор стимулирования экономического роста отечественного производства
- 3 Оценка экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешне-экономической стратегии страны
- 4 Сущность и виды экономической безопасности
- 4.1 Продовольственная безопасность, ее обеспечение
- 4.2 Обеспечение продовольственной безопасности в условиях вступления России во Всемирную Торговую Организацию