1.1Диверсификация экспорта как условие экономического роста
Низкая диверсификация российского экспорта - одна из наиболее острых проблем российской экономики. По данным Федеральной таможенной службы, за 2007 год более 67% отечественного экспорта в страны дальнего зарубежья приходилось на топливно-энергетический сектор. На втором месте находится металлургия, занимающая порядка 14% отечественного экспорта в страны дальнего зарубежья.
Таким образом, структура российского экспорта носит преимущественно сырьевой характер: на внешний рынок поставляются в основном энергетическое сырье, необработанные металлы и концентраты. Доля продукции глубокой переработки не превышает 10%.
Такая топливно-сырьевая специализация российского экспорта оказалась эффективной для облегчения последствий социально-экономического кризиса, вызванного переходом к рыночной экономике в начале 90-х годов. Следует признать, что в условиях резкого сокращения внутреннего платежеспособного спроса экспортная деятельность способствовала поддержанию производства и занятости в ряде сырьевых отраслей, позволяла осуществлять минимальные инвестиции в развитие горнодобывающего комплекса и смежных отраслей, ориентированных на экспорт. Экспорт важнейших видов минерально-сырьевой продукции является важнейшим источником наполнения бюджета, обеспечивая до 70% валютных поступлений.
Определенную тревогу вызывает тот факт, что в течение 2008 года наблюдалось быстрое ухудшение состояния счета текущих операций без учета нефтегазового экспорта, поскольку объем импорта рос быстрее, чем экспорт не нефтяных товаров. Так, уже во втором квартале 2008 года дефицит счета текущих операций без учета нефтегазового экспорта увеличился почти до 60 млрд. долл. Это означает, что при падении цен на нефть и газ дефицит российского платежного баланса будет расти.
В последнее десятилетие не один раз ставился вопрос о том, что в российской экономике уже сформировались основные предпосылки развития процесса диверсификации экономики России:
конкурентное развитие рынка и рост потребностей,
необходимость интенсификации использования производственных и финансовых ресурсов,
стремление к сглаживанию конъюнктурных колебаний на рынке,
усиление неравномерности распределения инвестиционного капитала между отраслями и комплексами,
гармонизация государственных регуляторов экономического (и в частности промышленного) развития в соответствии с нормами Всемирной торговой организации;
ускоренный чистый приток иностранных инвестиций и превращение российской промышленности в нетто - получателя инвестиционных ресурсов.
Тем не менее, упорно сохранялась именно «сырьевая» направленность российского экспорта. Однако сегодня в условиях мирового финансового кризиса становится очевидным то, что модель экономики России, по которой страна развивалась в последние годы, себя исчерпала. «Сырьевая» модель экономического развития не может обеспечить ни высоких темпов роста благосостояния народа, ни макроэкономической стабильности, ни международной конкурентоспособности российских предприятий, ни национальной безопасности России. Критерием сырьевого характера экономики является доля сырьевых товаров в экспорте. Если в основном экспортируется сырье, то это означает, что экономика страны не в состоянии конкурировать с зарубежными странами в создании продукции и услуг потребительского и инвестиционного назначения.
В последнее время сырьевая специализация российской экономики только усиливается. [6]
Повышение экономической эффективности внешней торговли на основе увеличения в экспорте доли товаров с более глубокой степенью промышленной обработки, прежде всего машиностроительной продукции, и оптимизация импорта является одной из самых актуальных и сложных проблем развития внешнеэкономических связей России. Эта проблема остро стояла еще в советское время. Несмотря на осуществление некоторых позитивных сдвигов в структуре советского экспорта, задачи по ее совершенствованию решались медленно.
Существующая в настоящее время структура экспорта Российской Федерации имеет однобокий характер. Наш экспорт находится в большой зависимости от сравнительно узкого круга товаров - нефти, нефтепродуктов, газа, металлов, лесотоваров.
Структура экспорта РФ в страны ближнего зарубежья (СНГ) в целом носит более прогрессивный характер по сравнению с торговлей России со странами дальнего зарубежья. Вместе с тем в долгосрочном плане нет предпосылок для увеличения доли готовых изделий в экспорте РФ в страны СНГ. Падают российские поставки военной техники в эти страны.
Следует отметить, что, наряду с негативным изменением структуры внешней торговли России, резко ухудшились показатели внешнеэкономической деятельности страны в целом, в результате этого значительно ослабли позиции России на мировом рынке. Доля России в мировой торговле с 1985-ого по 2007 год сократилась с 3,6 до 2,7%. По объему внешнеторгового оборота Россия в 2007 г. занимала 16-е место в мире (в 1990 г. - 10-е).
Основной причиной усиления топливно-сырьевой направленности и снижения индустриального характера структуры внешней торговли Российской Федерации и ее темпов роста в годы либерализации стало значительное сокращение общеэкономического и производственного потенциала. Промышленное производство РФ в 2000 г. составило 57% от уровня 1990 г., т. е. сократилось почти в 2 раза; сельскохозяйственное производство за тот же период уменьшилась на 1/3. Такой спад промышленного и сельскохозяйственного производства немыслим в мирное время.
В настоящее время доля России в мировом промышленном производстве немного превышает 2%. Спад промышленного производства сопровождается невиданным разгулом инфляции в стране, как видно из таблицы 3 в 1998 г., по сравнению с 1990 г., потребительские цены выросли почти в 12 тысяч раз. Хотя в последние годы уровень инфляции резко снизился, тем не менее оставался значительным (в 2007 г., по сравнению с 1998 г., потребительские цены еще выросли в 3,8 раза).
Важной причиной усиления топливно-энергетической направленности российского экспорта в 1990-е годы и снижения его эффективности стала поспешная либерализация внешнеэкономической деятельности, без научно обоснованной концепции и продуманной структурной политики. В начале 1990-х годов была полностью ликвидирована государственная монополия внешней торговли. При этом в стране не было выработано комплексного подхода к решению проблем эффективного управления внешнеэкономическим комплексом.
Государство практически самоустранилось от регулирования и контроля сферы внешнеэкономической деятельности. Была ликвидирована государственная поддержка промышленного экспорта.
Помимо отмеченных внутренних факторов, повлиявших на состояние товарной структуры внешней торговли РФ, имеются серьезные внешние факторы. Прежде всего, это разрыв интеграционных и кооперационных связей между отраслями и предприятиями России с республиками бывшего СССР и бывшими членами СЭВ, обусловивший потерю рынков сбыта российских машин, оборудования, наукоемкой продукции в этих странах. К таким же отрицательным последствиям привел уход с рынков технико-экономического сотрудничества наших традиционных партнеров из развивающихся стран.
Все это усугубило сокращение производства, особенно в машиностроительных отраслях России. Кроме того, при значительном увеличении открытости экономики России перед мировым рынком от западных стран не удалось добиться ликвидации широко используемых ими дискриминационных мер в отношении ряда товаров российского экспорта (квотирование поставок на рынки ЕС стальной продукции, проката цветных металлов, обогащенного урана, многочисленные антидемпинговые процедуры по поставкам в США и ЕС из России). В ряде случаев оказывается политическое давление на покупателей современных российских технологий: на Индию (по контракту на поставку ракетной техники), на Иран (по строительству АЭС) и т.д.
Важно отметить, что проблема увеличения в экспорте изделий обрабатывающей промышленности не ограничивается продукцией машиностроения. Речь идет также об увеличении степени промышленной обработки природного сырья, прежде всего нефти, газа, угля, руд черных и цветных металлов, древесины, текстильных и других видов сырья.
Вывозимые из России ресурсы во многих случаях лишены предварительной обработки, что значительно снижает эффективность нашего экспорта, поскольку цены на мировом рынке на необработанное сырье значительно ниже по сравнению с обработанными сырьевыми материалами.
Вместе с тем совершенно очевидно, что наша страна не может рассчитывать на существенный рост экспорта, если его структура и в дальнейшем будет сырьевой и однобокой. В настоящее время исчерпаны практически все возможности экстенсивного расширения экспорта за счет топливно-сырьевых товаров. Необходимость диверсификации российского экспорта вызывается тремя моментами.
Ясно, что экспортные сырьевые ресурсы нашей страны на пределе. В случае же если экономика нашей страны будет все-таки развиваться, это наверняка потребует дополнительные сырьевые ресурсы для того, чтобы их использовать в стране. Несомненно, что без существенного увеличения производства сырьевых ресурсов неизбежно уменьшится сырьевой потенциал экспортных отраслей нашей страны. Указанное обстоятельство уже находит отражение, например, по газу, наблюдаются трудности в стране - некоторые электростанции переходят на уголь, что является отнюдь неблагоприятным для экономики. Поскольку известно, что газ является более дешевым источником, чем уголь, в соответствии с этим себестоимость электроэнергии, производимой на газе, дешевле, чем на угле. Если перейти при производстве электроэнергии на уголь, это приведет к ее подорожанию, что будет сказываться на ситуации в стране, издержках в других отраслях экономики.
В настоящее время вывозится 70% производимых в стране минеральных удобрений, тем самым подрывается производственная база сельского хозяйства. Количество удобрений в нашей стране составляет 10% минимальной потребности. На огромной территории России потребляется калийных удобрений в 1,5 раза меньше, чем в Белоруссии. По расчетам специалистов, сельское хозяйство ежегодно теряет миллионы тонн зерна из-за острой нехватки минеральных удобрений. Причем подобная ситуация сохраняется уже в течение более пятнадцати лет. Это означает, что не меньший срок потребуется и на восстановление плодородия земель.
Развитие экспортно-ориентированных отраслей экономики требует использования в значительных количествах черных и цветных металлов. Однако в настоящее время от 60 до 80% производимых в стране меди, никеля, алюминия, цинка, золота, платины, урана вывозится из страны. Это приводит к затягиванию на долгие годы развития собственных экспортно-ориентированных отраслей и производств, лишает перспектив структурных преобразований в экономике и делает еще более зависимой ее от мирового рынка.
Второй момент, указывающий на необходимость диверсификации нашего экспорта, заключается в изменении положения на внешних рынках сырьевых товаров. Западноевропейский рынок нефти - основной рынок российского нефтяного экспорта - достаточно насыщен, в частности, в связи с ростом добычи нефти в Северном море. Кроме того, западные страны проводят политику энергосбережения, и потребление энергии на единицу ВВП в этих странах постоянно снижается. Вполне ясно, что в этой связи нет оснований рассчитывать на увеличение поставок российских нефти и нефтепродуктов.
Что касается металлов, то их потребление в мире растет очень ограниченно, и российские экспортеры металлов встречаются с серьезной конкуренцией на мировых рынках. Значительные трудности в последнее время в экспорте продукции имеет и химическая промышленность, основными экспортными товарами которой являются минеральные удобрения.
И, наконец, третий момент состоит в том, что ориентация нашей страны исключительно на экспорт сырьевых товаров не может быть для нас стратегически правильной, потому что все эти товары являются исключительно неустойчивыми в плане влияния на них мировой конъюнктуры. Цены на сырьевые товары весьма изменчивы и подвержены колебаниям под влиянием самых различных факторов. На протяжении последних лет они еще возросли более чем в 4 раза и в середине июля 2008 г. находились на небывало высоком уровне, что положительно влияло на экономику нашей страны. Ясно, что такой уровень цен не мог долго удерживаться. После июля 2008 г. рынок лихорадит. К середине октября 2008 г. цены на нефть упали более чем в 2 раза против пиковых июльских показателей, а к середине ноября - в 3 раза. Эти показатели говорят о том, что наша страна находится на критическом уровне.
Кроме того, как уже отмечалось, повышение степени переработки сырья, увеличение на этой основе экспорта готовых изделий значительно повышает экономическую эффективность внешней торговли.
Исходя из вышеизложенного, насущной задачей становятся диверсификация нашего экспорта и развитие экспортно-ориентированных отраслей, нацеленных на увеличение промышленной обработки сырья и, прежде всего, продукции машиностроения.
В последнее время в России все чаще стали выдвигать различные предложения по преодолению сложившейся ситуации в российском экспорте. Некоторые из их носят концептуальный характер, некоторые направлены на решение конкретных проблем. К данной проблеме необходимо подходить комплексно, и любые практические шаги должны сочетаться с общей внешнеэкономической стратегией государства и вырабатываться на ее основе. Но конкретной реализуемой внешнеэкономической стратегии в нашей стране нет. Хорошим примером в этой области может служить Китай, где существует четкая общеэкономическая программа развития на несколько десятилетий вперед. Или Япония, где создана целая система поддержки экспорта; это выражается, например, в льготном кредитовании участников внешнеэкономической деятельности, в создании единой статистической базы важной для участников ВЭД информации, что, несомненно, облегчает их работу.
В целом задача совершенствования товарной структуры экспорта представляется крайне сложной, на наш взгляд, решать указанную задачу по совершенствованию структуры экспорта необходимо по следующим направлениям.
1. Эффективное развитие экспорта и совершенствование его товарной структуры невозможно без поддержки государства. Одной из важнейших мер государственной поддержки экспорта является увеличение капиталовложений в экономику и, прежде всего, в экспортно-ориентированные отрасли. Однако все указанные меры применяются в недостаточной степени из-за дефицита средств, выделяемых государством на поддержку экспорта.
Что касается источников финансирования, наша страна возлагала в свое время большие надежды на привлечение иностранных инвестиций, рассматривая их как важный фактор создания новой технологии в промышленности, развития экспортно-ориентированных производств. Однако эти надежды не оправдались.
Таким образом, целенаправленная государственная поддержка производства и продвижения на экспорт конкурентоспособной готовой продукции, создание благоприятного климата для иностранных инвестиций должны стать важным стратегическим направлением не только внешнеэкономической, но и экономической политики страны в целом.
2. Особую актуальность приобретает повышение значения государства в развитии и осуществлении внешнеэкономических связей. Участие государства целесообразно повысить путем более оперативного и эффективного использования тарифных и нетарифных методов в регулировании внешнеэкономических связей нашей страны.
Одним из путей, препятствующих вывозу из России необработанного сырья, могло бы стать установление повышенных экспортных пошлин на его вывоз. Однако до 2008 г. не было такой дифференциации в установлении экспортных пошлин в зависимости от степени обработки товара. Необработанный лес вывозился в 2003 г. с экспортной пошлиной 6,5% от стоимости, целлюлоза - 10%, сырая нефть и нефтепродукты имели одинаковую экспортную пошлину - 34 долл. за 1 т.
В 2007 г. экспортная пошлина составляла 10% от стоимости как на переработанный лес, так и бумагу, и картон, не существовала дифференциация в установлении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. В конце 2007 г. проведена дифференциация ставок экспортного таможенного тарифа (эскалация тарифа) по ряду товаров в зависимости от степени их переработки. Однако пока эта дифференциация не достаточно эффективна. Вместе с тем в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации среди мер по применению инструментов таможенно-тарифного регулирования не указана необходимость дифференциации (эскалации) ставок экспортно-таможенного тарифа в зависимости от степени обработки товара, хотя эти меры особо важны для повышения эффективности российского экспорта и уже начали осуществляться. Необходимо также дальнейшее усиление валютного контроля во внешней торговле.
3. Для успешного развития российского экспорта необходимо дальнейшее совершенствование договорно-правовой базы международного сотрудничества с целью обеспечения доступа российских товаров на внешние рынки, отмена многих дискриминационных ограничений в торговле со стороны зарубежных партнеров. Приоритетное значение в этом вопросе приобретает присоединение России к Всемирной торговой организации. Однако главная задача на переговорах о вступлении России в ВТО - приемлемые для России условия членства.
4. На базе имеющегося экономического потенциала можно улучшить структуру экспорта. В российском военно-промышленном комплексе по-прежнему сосредоточен мощный научно-технический потенциал, использующий в производстве самые современные технологии, продукция которого пользуется широким признанием на мировом рынке. В связи с этим на этой базе заложены возможности создания конкурентоспособной наукоемкой продукции гражданского назначения.
В настоящее время имеются большие возможности значительного повышения экономической эффективности экспорта и объема валютных поступлений на базе имеющихся экспортных ресурсов путем повышения степени переработки экспортируемого сырья и увеличения в экспорте доли полуфабрикатов и готовых изделий: концентратов, качественного проката, труб и окатышей вместо руд, чугуна, ферросплавов, нефтепродуктов и продукции нефтехимии вместо сырой нефти; фанеры, целлюлозы, бумаги, мебели вместо круглого леса и пиломатериалов, одежды и белья вместо текстильного сырья и тканей и т.д.
Нельзя также не отметить такой важный элемент экспортного потенциала, как технический сервис, который требует к себе постоянного внимания. Многие наши предприятия машиностроения отдают приоритет выпуску готовых машин и мало заботятся о выпуске запасных частей. Отсутствие своевременных поставок запасных частей в ряде случаев не дает возможности удовлетворять требования покупателей, что является тормозом для развития экспорта РФ продукции машиностроения.
В этой связи увеличение в торговле РФ машинами и оборудованием доли комплектующих изделий и запасных частей на базе расширения их производства, улучшение технического обслуживания проданной машинотехнической продукции является важным направлением расширения ее экспорта.[5]
- 1 Экспортная специализация, понятие, сущность
- 1.1Диверсификация экспорта как условие экономического роста
- 2 Импортная зависимость России
- 2.1 Импортозамещение как фактор стимулирования экономического роста отечественного производства
- 3 Оценка экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешне-экономической стратегии страны
- 4 Сущность и виды экономической безопасности
- 4.1 Продовольственная безопасность, ее обеспечение
- 4.2 Обеспечение продовольственной безопасности в условиях вступления России во Всемирную Торговую Организацию