3. Конкурентоспособность продукции
Конкурентоспособность продукции - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.
И все же, как ни важны внепроизводственные аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:
Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.
Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.
Указанные составляющие конкурентоспособности являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться как сложный самостоятельный объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного персонала, производительность труда, издержки управления и т.д. При этом в конечном счете возможность обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов определяется такими базовыми производственными факторами, как технический уровень производства, уровень организации производства и управления.
По существу, основа современной "философии успеха" заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Безусловно, ориентация на потребителя выражает стремление фирмы обеспечить себе наиболее надежный путь к достижению и поддержанию высокой прибыли.
Финансовые результаты, например, многих японских компаний свидетельствуют, что именно эта философия в современных условиях ведет к обеспечению стабильного положения фирм на рынке, высокой рентабельности их деятельности. Поэтому руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.
Для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция "жизненного цикла товара".
Одновременная работа с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":
• фирма-новатор, занимающаяся прежде всего вопросами нововведений;
• инжиниринговая фирма, разрабатывающая оригинальные модификации товара и его дизайн;
• узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно несложных изделий массового выпуска;
• производитель традиционных изделий (услуг) высокого качества.
Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образованной фирмы. И если речь идет не о фундаментальных разработках в области технологии, а о доведении оригинальной идеи нового изделия до стадии материального воплощения, то она вполне под силу относительно небольшим фирмам-новаторам. Именно они сегодня определяют инновационный процесс в развитых странах. Таким образом, специализация малых фирм на работе с товарами, находящимися на конкретных стадиях жизненного цикла, порождается стремлением фирмы наиболее эффективно использовать свой потенциал и обеспечить конкурентоспособность товара на рынке.
Согласно закону о конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции (услуг) и снижения их удельной цены, отражающей отношение цены товара к его полезному эффекту. В условиях конкуренции никто никого не заставляет повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. В результате постоянно идет процесс "вымывания" с рынка некачественной продукции.
Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удастся повышать качество продукции (услуг), улучшать полезный эффект товара, тем самым добиваться конкурентного преимущества данного товара. Таким образом, обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.
- 1 Основные структурные элементы национальной экономики
- 2 Сферы экономики
- 3 Отрасли экономики
- 4 Межотраслевые комплексы
- 5 Секторы экономики
- 2.Предприятие, как основное звено рыночной экономики
- 3.Типы предприятий
- 1. Производственная структура предприятия
- 2. Типы, формы и методы организации производства
- 3. Типы промышленного производства
- 4. Организация производственного процесса
- Организационная структура предприятия
- Понятие имущества предприятия
- Капитал предприятия
- Понятие имущества предприятия
- Состав имущества предприятия
- 2. Капитал предприятия
- Собственный и заемный капитал
- Уставный капитал
- Основной и оборотный капитал
- 2. Состав и классификация основных фондов
- 3. Виды оценки основных фондов
- 4. Износ и амортизация основных фондов
- 5. Показатели использования основных фондов предприятия
- Состав и классификация оборотных средств
- Определение потребности предприятия в оборотных средствах
- Анализ использования оборотных средств предприятия
- 1. Состав и классификация оборотных средств
- 2. Определение потребности предприятия в оборотных средствах
- 3. Анализ использования оборотных средств предприятия
- Категории производственного персонала
- Профессионально – квалификационная структура персонала
- Планирование численности и состава персонала
- Управление кадрами
- Показатели динамики и состава персонала
- Организация и нормирование труда
- Производительность труда и показателю её измерения
- Оплата труда
- Рынок труда
- Функциональные стратегии
- Формирование хозяйственной стратегии
- Маркетинговая стратегия
- Товарная стратегия предприятия.
- Разработка производственной программы
- Виды производственных мощностей
- 1. Разработка производственной программы
- 2. Виды производственных мощностей
- Виды издержек
- Себестоимость. Группировка затрат на производство продукции
- Виды издержек
- Себестоимость. Группировка затрат на производство продукции
- Виды цен
- Ценовая политика предприятия
- Особенности ценообразования при различных моделях рынка
- 1. Виды цен
- Классификация цен по степени регулируемости
- Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота
- Другие классификации цен
- 2. Ценовая политика предприятия
- Задачи и механизм разработки ценовой политики
- Постановка целей ценовой политики
- Ценовая стратегия предприятия
- Выбор метода ценообразования
- Модификации цен
- 3. Особенности ценообразования при различных моделях рынка
- Цены рынка свободной конкуренции
- Ценообразование в условиях монополистической конкуренции
- Ценообразование в условиях олигополии
- Цены в условиях чистой монополии
- 1. Понятие качество
- 2. Конкурентоспособность предприятия
- 3. Конкурентоспособность продукции
- Понятие стандартов и стандартизации
- Система сертификации
- Международные стандарты и системы качества
- Понятие и виды инноваций
- Содержание инновационной деятельности
- Понятие и виды инноваций
- Содержание инновационной деятельности
- Понятие и этапы инвестиционной деятельности
- Подготовка производства
- 1. Понятие и этапы инвестиционной деятельности
- Подготовка производства
- Система планов на предприятии и их взаимосвязь
- Принципы и методы планирования
- Функции и структура плановых служб предприятия
- Бизнес-план предприятия
- Балансовый отчет предприятия
- Понятие эффективности производства
- Показатели финансового состояния предприятия
- Понятие эффективности производства
- Принципы определения экономической эффективности
- Показатели финансового состояния предприятия