Система планов на предприятии и их взаимосвязь
В хозяйственной практике отечественных предприятий общепризнано выделяются две основные системы или вида рыночного планирования: технико-экономические и оперативно-производственные.
Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.
Оперативно-производственное планирование является следствием технико-экономического и представляет собой его последующие развитие и завершение. На данном этапе устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехом, участком и рабочим местом, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства.
Система планов на предприятии может быть систематизирована по таким основным классификационным признакам как:
1) по содержанию следует выделить: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;
2) по уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии различают такие виды, как корпоративное и заводское – на высшем уровне управления. На среднем уровне применяется цеховая система планирования, на нижнем – производственная, которая охватывает участки, бригады и рабочее место;
3) по методам обоснования находят применение системы рыночного, индикативного и административного или централизованного планирования;
4) по времени охвата планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах (1-3 лет) и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет);
5) по сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное;
6) по стадиям разработок планирование бывает предварительным, на этапе которого разрабатываются проекты планов, и окончательным;
7) по степени точности планирование бывает уточненным и укрупненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов;
8) по типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.
Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей (например, завоевать лидерство на рынке сбыта продукции).
Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов.
Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии предприятия.
В зарубежной науке и практике в планировании будущего корпорации принято выделять четыре основных вида ориентации или технологии составления планов.
По классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным.
Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, что если избавиться от ненужного, то получится требуемый результат. Это планирование начинает менеджер низшего звена с перечня того, что нужно предусмотреть для предстоящих изменений. Затем разрабатывается проект отыскания и устранения причины недостатков, производится оценка затрат и результатов по каждому проекту и устанавливаются нужные приоритеты. Далее отбирается проект, предполагающий обычно расходование больших ресурсов, чем требуется в реальных условиях. Отобранный проект плана передается непосредственному руководителю, который после своей корректировки направляет его на следующий уровень управления. Передача проекта продолжается до тех пор, пока сводные планы не достигают высшего уровня управления, где происходит окончательный выбор варианта, знаменующий завершение аналитического процесса разработки внутрифирменного плана. Реактивное планирование, ориентированное на прошлое, очень часто приводит к вытеснению продуктов и услуг этих корпораций не только с внешнего, но и внутреннего рынка, поскольку другие фирмы лучше планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию.
Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Свой стиль, традиции и правила инактивные организации ценят выше, чем экономичность или эффективность планово-производственной деятельности. Лучше всех существуют те предприятия с инактивным стилем управления, у которых выживание не зависит от продуктивности труда. Много примеров инактивного планирования можно найти на государственных предприятиях, в административных учреждениях, бюджетных организациях, а также в отделах обслуживания и функциональных службах различных предприятий (фирм). Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий.
Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий (фирм). В своем стремлении к лучшему преактивисты опираются на все достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях «сверху вниз». Начинается оно с прогнозирования внешних условий, затем формулируются важнейшие цели предприятия и его стратегия как целостная программа их достижения. Основная трудность преактивного планирования вытекает из того факта, что чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятная ошибка. Поэтому эффективная подготовка возможна в лучшем случае для относительно близкого будущего. Следовательно, преактивное планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективным лишь для относительно короткого периода.
Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование поэтому скорее сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Ускорение социально-экономических изменений делает обучение и адаптацию ключевыми моментами интерактивного планирования. Ни одну проблему как для экономики или общества в целом, так и для отдельного предприятия (фирмы) нельзя решить навсегда или надолго, и поэтому по мере ускорения изменений период действия планово-управленческих решений сокращается. Более того, решение одной проблемы создает новые, иногда и более трудные, чем решенные. Прогресс экономической науки, например, определяется в равной степени переходом как от простых проблем к сложным, так и от сложных решений к простым. Интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития предприятия и всей страны и улучшение качества жизни людей.
Содержание рыночного планирования на предприятиях определяется такими взаимосвязанными внешними и внутренними факторами, как потребители и поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления планов и т.п.
Всякое планирование как процесс практической деятельности включает обычно несколько этапов или стадий, основное назначение которых состоит в следующем:
формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия или фирмы;
обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.
Приведенный порядок планирования широко распространен на американских фирмах. На отечественных предприятиях также применяется подобная технология планирования, содержащая три основных этапа практической деятельности:
1) составление планов, принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения;
2) организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятия;
3) контроль и анализ конечных результатов, корректировка фактических показателей и совершенствование деятельности предприятия.
Правильный выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на российских предприятиях имеет существенное значение не только для обоснования целей и планов, но и повышения эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на внешний рынок.
- 1 Основные структурные элементы национальной экономики
- 2 Сферы экономики
- 3 Отрасли экономики
- 4 Межотраслевые комплексы
- 5 Секторы экономики
- 2.Предприятие, как основное звено рыночной экономики
- 3.Типы предприятий
- 1. Производственная структура предприятия
- 2. Типы, формы и методы организации производства
- 3. Типы промышленного производства
- 4. Организация производственного процесса
- Организационная структура предприятия
- Понятие имущества предприятия
- Капитал предприятия
- Понятие имущества предприятия
- Состав имущества предприятия
- 2. Капитал предприятия
- Собственный и заемный капитал
- Уставный капитал
- Основной и оборотный капитал
- 2. Состав и классификация основных фондов
- 3. Виды оценки основных фондов
- 4. Износ и амортизация основных фондов
- 5. Показатели использования основных фондов предприятия
- Состав и классификация оборотных средств
- Определение потребности предприятия в оборотных средствах
- Анализ использования оборотных средств предприятия
- 1. Состав и классификация оборотных средств
- 2. Определение потребности предприятия в оборотных средствах
- 3. Анализ использования оборотных средств предприятия
- Категории производственного персонала
- Профессионально – квалификационная структура персонала
- Планирование численности и состава персонала
- Управление кадрами
- Показатели динамики и состава персонала
- Организация и нормирование труда
- Производительность труда и показателю её измерения
- Оплата труда
- Рынок труда
- Функциональные стратегии
- Формирование хозяйственной стратегии
- Маркетинговая стратегия
- Товарная стратегия предприятия.
- Разработка производственной программы
- Виды производственных мощностей
- 1. Разработка производственной программы
- 2. Виды производственных мощностей
- Виды издержек
- Себестоимость. Группировка затрат на производство продукции
- Виды издержек
- Себестоимость. Группировка затрат на производство продукции
- Виды цен
- Ценовая политика предприятия
- Особенности ценообразования при различных моделях рынка
- 1. Виды цен
- Классификация цен по степени регулируемости
- Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота
- Другие классификации цен
- 2. Ценовая политика предприятия
- Задачи и механизм разработки ценовой политики
- Постановка целей ценовой политики
- Ценовая стратегия предприятия
- Выбор метода ценообразования
- Модификации цен
- 3. Особенности ценообразования при различных моделях рынка
- Цены рынка свободной конкуренции
- Ценообразование в условиях монополистической конкуренции
- Ценообразование в условиях олигополии
- Цены в условиях чистой монополии
- 1. Понятие качество
- 2. Конкурентоспособность предприятия
- 3. Конкурентоспособность продукции
- Понятие стандартов и стандартизации
- Система сертификации
- Международные стандарты и системы качества
- Понятие и виды инноваций
- Содержание инновационной деятельности
- Понятие и виды инноваций
- Содержание инновационной деятельности
- Понятие и этапы инвестиционной деятельности
- Подготовка производства
- 1. Понятие и этапы инвестиционной деятельности
- Подготовка производства
- Система планов на предприятии и их взаимосвязь
- Принципы и методы планирования
- Функции и структура плановых служб предприятия
- Бизнес-план предприятия
- Балансовый отчет предприятия
- Понятие эффективности производства
- Показатели финансового состояния предприятия
- Понятие эффективности производства
- Принципы определения экономической эффективности
- Показатели финансового состояния предприятия