Функции и структура плановых служб предприятия
В основе эффективного планирования на предприятии лежит системный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия, его внутренней и внешней среды. Системный анализ призван найти ответы на следующие вопросы о работе предприятия:
1. Как выделить систему, деятельность которой мы собираемся планировать?
2. В какой сфере и в каких условиях действует предприятие?
3. Как организовано предприятие и как оно функционирует в действительности?
4. Какая политика и практика предприятия действуют в настоящий период?
5. Каковы главные приоритеты руководства предприятия?
6. Как работало предприятие в прошлом и как оно работает сейчас?
7. Какова структура акционерного капитала?
8. Что представляют собой конкуренты предприятия, какова их доля на рынке и как она изменяется?
9. Какие законы и правительственные постановления влияют на работу предприятия, и каким образом?
Полученные в ходе системного анализа ответы на подобные вопросы позволяют выявить все основные факторы, ограничивающие рост предприятия и мешающие его плановому развитию.
Планирование и управление экономической деятельностью тесно связаны между собой такими функциями производственного менеджмента, как выбор цели, определение ресурсов, организация процесса, контроль исполнения, координация работы, корректировка задач, мотивация персонала и т.д. В их выполнении участвуют многие категории персонала – руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др. Основные функции высшего руководства предприятия состоят в установлении единой стратегии развития или в обосновании цели планирования, выборе основных способов ее достижения, определении методов и технологии разработки планов. Руководители остальных звеньев управления, а также специалисты плановых служб разрабатывают все текущие и тактические планы. В их функции входит также анализ внешней и внутренней среды предприятия, составление прогнозов развития своих подразделений, расчет и оценка необходимых ресурсов, плановых показателей и т.д.
Руководство планово-экономических служб предприятий осуществляют общие, научные, методологические и другие главные функции по управлению всей текущей и перспективной плановой деятельностью. Персонал службы планирования совместно с высшим руководством принимает участие в разработке стратегии предприятия, выборе и обосновании экономических целей, создании необходимой нормативной базы, анализе и оценке плановых и фактических результатов конечной деятельности.
В планировании своей деятельности участвуют все службы предприятия, как производственные, так и функциональные. В цехах и отделах организуются планово-экономические бюро или профессиональные группы. Структура планово-экономических служб предприятия зависит прежде всего от размеров производства, характеристики продукции, положения на рынке, формы собственности и т.д. При бесцеховой структуре управления плановые функции выполняются экономистами-менеджерами высшего звена. Каждое предприятие самостоятельно выбирает структуру своих планово-экономических органов.
Основой для выбора организационных структур на предприятии служат обычно перспективные планы на развитие, объемы производства продукции, нормативы численности и соотношений различных категорий персонала и многие другие факторы. Примером линейного подчинения экономических служб на крупных предприятиях могут быть названы последовательные структурные звенья: генеральный директор → главный экономист → планово-экономическое управление → планово-финансовый отдел → планово-расчетное бюро. При функциональной подчиненности право принимать решения и давать руководящие указания предоставляется применительно к конкретным функциям независимо от того, кто их осуществляет.
При линейно-функциональной структуре управления по каждому уровню формируется состав служб, пронизывающий все предприятие «сверху донизу» (рис.).
Рис. Линейно-функциональная структура управления предприятием
В условиях рыночной экономики существует множество типов организационных структур, в которые органично должны вливаться плановые службы. Это дивизиональная, продуктовая, матричная, проектная и т.д., выбор которых определяется стратегическими задачами предприятия.
- 1 Основные структурные элементы национальной экономики
- 2 Сферы экономики
- 3 Отрасли экономики
- 4 Межотраслевые комплексы
- 5 Секторы экономики
- 2.Предприятие, как основное звено рыночной экономики
- 3.Типы предприятий
- 1. Производственная структура предприятия
- 2. Типы, формы и методы организации производства
- 3. Типы промышленного производства
- 4. Организация производственного процесса
- Организационная структура предприятия
- Понятие имущества предприятия
- Капитал предприятия
- Понятие имущества предприятия
- Состав имущества предприятия
- 2. Капитал предприятия
- Собственный и заемный капитал
- Уставный капитал
- Основной и оборотный капитал
- 2. Состав и классификация основных фондов
- 3. Виды оценки основных фондов
- 4. Износ и амортизация основных фондов
- 5. Показатели использования основных фондов предприятия
- Состав и классификация оборотных средств
- Определение потребности предприятия в оборотных средствах
- Анализ использования оборотных средств предприятия
- 1. Состав и классификация оборотных средств
- 2. Определение потребности предприятия в оборотных средствах
- 3. Анализ использования оборотных средств предприятия
- Категории производственного персонала
- Профессионально – квалификационная структура персонала
- Планирование численности и состава персонала
- Управление кадрами
- Показатели динамики и состава персонала
- Организация и нормирование труда
- Производительность труда и показателю её измерения
- Оплата труда
- Рынок труда
- Функциональные стратегии
- Формирование хозяйственной стратегии
- Маркетинговая стратегия
- Товарная стратегия предприятия.
- Разработка производственной программы
- Виды производственных мощностей
- 1. Разработка производственной программы
- 2. Виды производственных мощностей
- Виды издержек
- Себестоимость. Группировка затрат на производство продукции
- Виды издержек
- Себестоимость. Группировка затрат на производство продукции
- Виды цен
- Ценовая политика предприятия
- Особенности ценообразования при различных моделях рынка
- 1. Виды цен
- Классификация цен по степени регулируемости
- Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота
- Другие классификации цен
- 2. Ценовая политика предприятия
- Задачи и механизм разработки ценовой политики
- Постановка целей ценовой политики
- Ценовая стратегия предприятия
- Выбор метода ценообразования
- Модификации цен
- 3. Особенности ценообразования при различных моделях рынка
- Цены рынка свободной конкуренции
- Ценообразование в условиях монополистической конкуренции
- Ценообразование в условиях олигополии
- Цены в условиях чистой монополии
- 1. Понятие качество
- 2. Конкурентоспособность предприятия
- 3. Конкурентоспособность продукции
- Понятие стандартов и стандартизации
- Система сертификации
- Международные стандарты и системы качества
- Понятие и виды инноваций
- Содержание инновационной деятельности
- Понятие и виды инноваций
- Содержание инновационной деятельности
- Понятие и этапы инвестиционной деятельности
- Подготовка производства
- 1. Понятие и этапы инвестиционной деятельности
- Подготовка производства
- Система планов на предприятии и их взаимосвязь
- Принципы и методы планирования
- Функции и структура плановых служб предприятия
- Бизнес-план предприятия
- Балансовый отчет предприятия
- Понятие эффективности производства
- Показатели финансового состояния предприятия
- Понятие эффективности производства
- Принципы определения экономической эффективности
- Показатели финансового состояния предприятия