logo search
БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ

«Опыт создания и развития бизнес-инкубаторов в россии и германии»

Первая российско-германская конференция «Опыт создания и развития бизнес-инкубаторов в России и Германии» состоялась 20-21.09.2001 г. в г. Твери по инициативе и под эгидой Национального содружества бизнес-инкубаторов России и КфВ — Координационного бюро Посольства ФРГ в России. Соорганизаторами конференции выступили Министерство антимонопольной политики и поддержки предпринимательства РФ, Администрация г. Твери и немецкое консалтинговое общество OST-EURO. Среди более 90 участников конференции - руководители бизнес-инкубаторов из России и СНГ, представители администраций и правительств отдельных субъектов РФ и муниципальных образований, федеральных и региональных фондов и ассоциаций поддержки малого бизнеса. Конференция проводилась в рамках программы Правительства ФРГ ТРАНСФОРМ.

Обсудив актуальное состояние развития малого бизнеса в Российской Федерации, а также роль и формы участия бизнес-инкубаторов в этом процессе, участники отмечают, что поддержка малого бизнеса продолжает оставаться одной из важнейших задач развития российских экономики и общества в целом. Государство и общество заинтересованы в развитии малого предпринимательства, а оно, в свою очередь, в государственной и общественной поддержке и признании. Актуальная ситуация характеризуется следующими факторами:

• По данным Госкомстата России, на 1.01.2001 г. в Российской Федерации действовало 879,3 тыс. малых предприятий, что на 1,3 % ниже соответствующего показателя на 1.01.2000 г. В расчете на 1000 чел. населения страны приходится лишь 6 малых предприятий, тогда как в государствах ЕС - не менее 30. С учетом индивидуальных предпринимателей, численность которых, по данным МНС России, на начало 2001 г. составила 4,2 млн. чел., общее количество занятых в малом секторе экономики достигло 11,8 млн. чел., что соответствует 16 % от экономически активного населения. Это в 2-3 раза ниже аналогичного показателя западноевропейских стран, достигающего уровня 40-50 %.

• В соответствии со ст. 7 Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.1995 г., государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется через реализацию мероприятий федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства. В настоящее время реализуется Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2000-2001 гг., одобренная постановлением Правительства РФ от 14.02.2000 г. № 121 и постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14.04.2000 г. № 298-Ш-ГД. Основным инструментом реализации государственной политики по усилению поддержки малого предпринимательства послужит Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2002-2004 гг. В сложившейся ситуации необходимы шаги по преобразованию нормативной правовой и институциональной среды, которые обеспечили бы возможность нового этапа развития малого предпринимательства.

• Развиваются формы и инструменты поддержки и развития малого предпринимательства; все большую роль в процессе создания и становления субъектов малого предпринимательства играет бизнес-инкубирование.

• По состоянию на 1.07.2001 г. в Российской Федерации было создано более 80 бизнес-инкубаторов и иных организаций, выполняющих функцию бизнес-инкубирования; в последний период наметилась устойчивая тенденция к росту количества создаваемых бизнес-инкубаторов.

• Бизнес-инкубаторы, оказывающие начинающим предпринимателям широкий спектр услуг, необходимых на стадии становления собственного предприятия, являются одним из ключевых элементов инфраструктуры поддержки малого бизнеса; возрастает интерес к деятельности бизнес-инкубаторов со стороны органов государственной власти и управления, местных властей, общественных организаций и объединений и фондов, что свидетельствует об успешном выполнении бизнес-инкубаторами своих задач и важности выполняемых функций

• Действующие на территории РФ бизнес-инкубаторы различны по организационно-правовой форме, составу учредителей, профилю, комплексу услуг, предоставляемых предпринимателям; тем не менее, основной задачей всех бизнес-инкубаторов является создание условий для становления малого предпринимательства и создание новых продуктивных рабочих мест в секторе малых производственных и инновационных предприятий.

• Создано и действует Национальное содружество бизнес-инкубаторов России, насчитывающее по состоянию на 20.09.2001 г. 58 членов.

Участники конференции считают, что бизнес-инкубирование в России доказало свою состоятельность и может рассматриваться в качестве важного и реального инструмента развития малого предпринимательства. Дальнейшее развитие бизнес-инкубаторов и переход на более высокий качественный уровень выполнения ими своих задач, по мнению участников конференции, могут быть обеспечены в ходе реализации следующих подходов:

1. следует приветствовать процесс создания новых бизнес-инкубаторов в самых различных муниципальных образованиях РФ; при этом следует исходить из реальной потребности в этом инструменте на местах;

2. Министерству антимонопольной политики и поддержки предпринимательства РФ, Министерству промышленности, науки и технологий РФ, Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства необходимо рассматривать создание и функционирование бизнес-инкубаторов в качестве одного из важнейших элементов развития инфраструктуры малого предпринимательства;

3. бизнес-инкубаторы должны создаваться и действовать как некоммерческие организации; их деятельность не направлена на извлечение прибыли; в то же время бизнес-инкубаторы должны стремиться и по возможности в краткие сроки переходить на самоокупаемость (самофинансирование);

4. органам государственной власти и управления, а также муниципальным образованиям рекомендуется принимать участие как в создании бизнес-инкубаторов, так и в формировании благоприятных условий для их дальнейшего развития, что обеспечивает, с одной стороны, возможность реализации государственной и муниципальной политики в сфере малого предпринимательства через бизнес-инкубаторы, с другой стороны - предоставление под нужды бизнес-инкубирования освобождаемых или неиспользуемых объектов государственной или муниципальной собственности. В свою очередь, бизнес-инкубаторам следует через СМИ, общественность активнее заявлять о себе, подчеркивая свою социальную значимость, экономическую эффективность такой формы поддержки предпринимательства, как бизнес-инкубарование. Используя механизмы и возможности НСБИ, повышать свои профессиональные знания, экономическую и управленческую компетентность с тем, чтобы властные структуры рассматривали бизнес-инкубаторы в качестве равных партнеров;

5. к приоритетным профилям бизнес-инкубаторов следует отнести инновационный, производственный (малые производства) и сервисный (широкий спектр услуг для предпринимателей), как в наибольшей степени соответствующие задачам и возможностям бизнес-инкубирования;

6. бизнес-инкубаторам необходимо активно осваивать самый широкий спектр услуг, включающих консультирование, обучающие программы, услуги по бухучету, секретарские услуги, предоставление средств коммуникации, лизинговые программы, программы взаимного кредитования, ведение делопроизводства и др.;

7. российским, международным и зарубежным фондам и организациям, реализующим программы технического сотрудничества, целесообразно поддерживать создание и развитие бизнес-инкубаторов как практического инструмента развития малого бизнеса и - в конечном итоге - основ гражданского общества.

Участники конференции считают возможным направить данное коммюнике для информации в российские и германские правительственные и неправительственные органы и организации, деятельность которых направлена на содействие развитию малого предпринимательства.