logo search
Лекции по теории АХД 2011

12.4 Понятие и содержание комплексного управленческого анализа

Цель управленческого анализа – обеспечение аналитически принимаемых решений в управлении предприятием, т. е. обоснование управленческих решений.

Крупнейшие корпорации мира и многие регионы, столкнувшись в условиях глобализации с обострением конкуренции, переходят на современные технологии управленческого учета и анализа. Суть в том, что финансовые и товарные потоки, имущество и обязательства (долги) и другие показатели хозяйственной деятельности учитываются и анализируются не порознь, а в комплексе и на автоматизированной основе. Комплексный управленческий анализ помогает миру бизнеса экономить десятки миллиардов долларов в год, не позволяя допустить затоваривание, закупки по завышенным ценам, «зависание» денег на счетах, кардинально ограничивая возможности хищений.

Главной целью управленческого анализа является обеспечение оптимизации управленческих решений в тактическом и стратегическом управлении. Стратегические решения базируются на методах прогнозного, перспективного анализа и на комплексном анализе, т.е. полном и системном знании бизнеса.

Понятие управленческого анализа шире понятия комплексного управленческого анализа.

Управленческий анализвключает кактематический анализотдельных показателей и сторон хозяйственной деятельности, так икомплексный анализв целях управления.

Тематический анализпроводится, прежде всего, в целях регулирования и оперативного управления хозяйственной деятельностью как одной из главных функций управления. Тематический анализ может быть и прогнозным, перспективным, а также ретроспективным и текущим. Наибольший эффект от тематического анализа получают, когда он проводится как составная часть комплексного анализа с учетом его целей и во взаимной связи с другими темами анализа.

Понятие «комплексный управленческий анализ» может относиться к разным объектам управления – отдельные подразделения предприятия, отдельные стороны и сегменты деятельности, отдельные центры затрат, другие центры ответственности и т. д. Но основной объект для комплексного анализа – организация в целом.

Планирование и управление хозяйственной деятельностью, экономический анализ ее результатов должны осуществляться комплексно программно-целевым методом, т. к. хозяйственная деятельность предприятия (объединения) носит многоцелевой характер, направлена на одновременное решение широкого круга взаимосвязанных, но вместе с тем относительно обособленных, самостоятельных задач.

Комплексный экономический анализ выступает как средство получения цельного знания о хозяйственной деятельности, знания бизнеса, понимания деятельности экономического субъекта.

Комплексный управленческий анализ коммерческой организации, имеющей целью получение прибыли и достижение устойчивого финансового состояния, учитывает все факторы получения прибыли и повышения уровня рентабельности, укрепления финансовой устойчивости.

Методологическую основу комплексного анализа составляют принципы материалистической диалектики и современного системного анализа,который в последние годы получил широкое распространение и в экономическом анализе.

Комплексный анализ представляет собой совокупность определенных принципов, методов и приемов всестороннего изучения хозяйственной деятельности предприятия. Главное отличие комплексного анализа заключается в особенности подхода к изучению хозяйственной деятельности.

К основным понятиям комплексного анализа относятся:

Комплексный анализ предполагает изучение всех сторон хозяйственной деятельности предприятия.

При комплексном экономическом анализе последовательно осуществляются следующие стандартные процедуры:

Главное в комплексном анализе — системность, увязка отдель­ных разделов (блоков) анализа между собой, анализ взаимосвя­зи и взаимной обусловленности этих разделов и вывод результа­тов анализа каждого блока на обобщающие показатели эффективности.

Методика комплексного экономического анализа для целей управления должна содержать следующие составные элементы:

Комплексный управленческий анализ особенно необходим при формировании комплексного бизнес-плана создания новой фирмы или годового и долгосрочного плана действующей фирмы, при подведении итогов выполнения бизнес-планов, комплексной оценке хозяйственной деятельности.