13.1 Понятие экономической информации и ее значение
Экономический анализ занимает промежуточное место между сбором информации и принятием управленческих решений, поэтому его комплексность, глубина и эффектность во многом зависят от объема и качества используемой информации. Экономический анализ является потребителем экономической информации и одновременно каналом выдачи информации для принятия управленческих решений на любом уровне.
Информация (от латинского «разъяснение, изложение, осведомление») − упорядоченные сведения о процессах и явлениях внешнего мира, совокупность каких-либо знаний, данных.
Информацию нельзя считать доступной для использования до тех пор, пока она не зафиксирована. Информация обычно регистрируется в носителях документальной формы, а применяемая в оперативном анализе может быть выражена и в устной форме.
Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности и полноте информации, без которой немыслима эффективная деятельность предприятий. Информация уменьшает неопределенность, снимает неясность, которая неизбежно возникает при недостатке данных. Она может быть выражена набором букв, цифр, других условных знаков (символов) и осмысливается в результате чувственного восприятия и представлений человека.
Информация неотделима от процесса информирования, поэтому необходимо рассматривать взаимодействие потребителей и источников информации. Связь между ними следует из определения: информация— это новые сведения, принятые, понятые и оцененные как полезные конечным ее потребителем.
Таким образом, экономическая информация − это совокупность (система) сведений обо всех видах деятельности предприятия, отображающих все стороны процесса общественного воспроизводства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.
Экономическая информация подлежит хранению, передаче и преобразованию. Система экономической информации занимает промежуточное положение между процессами:
а) производственно-хозяйственной деятельности – это управляемая система, где зарождается информация;
б) процессом управления – это управляющая система, где информация фиксируется, перерабатывается и используется для повышения эффективности производства.
Таблица 6 − Классификация экономической информации
№ | Критерий классификации | Виды информации |
1 | Изменяемость | постоянная (условно-постоянная) и переменная |
2 | Насыщенность | недостаточная, достаточная и избыточная |
3 | Полезность | полезная и бесполезная |
4 | Способ изображения | текстовая, графическая и мультимедийная |
5 | Функциональное назначение | плановая, нормативная, учетная и отчетная |
6 | Отношение к процессу обработки данных | обрабатываемая и необрабатываемая |
7 | Степени обработки | первичная, промежуточная и результативная |
8 | Отношение к управляемому объекту | внутренняя (образуемая на самом предприятии) и внешняя (поступающая из-за его пределов), входящая (поступающая на управляемый объект) и исходящая (поступающая от управляемого объекта) |
9 | Объем необходимых сведений для управления экономикой организации | комплексная и тематическая |
10 | Носители данных | немашинная (устная, телефонная, документальная) и машинная (на магнитных лентах, дисках, датчиках данных и др.) |
11 | Форма представления | документированная и недокументированная |
Формирование и использование экономической информации основано на системном подходе, что позволяет конструировать систему в соответствии с поставленными целями, раскрывая многообразие связей и информационных потоков объекта.
Под системойв данном случае понимаются набор элементов и их информационных связей, обеспечивающих оптимальное управление экономикой предприятий, а подпотоком информации– движение информации от момента ее возникновения по всей технологической цепи преобразований. Особое значение приобретает организация потоков информации в двух направлениях: от управляющей системы к управляемой (прямая связь) и от управляемой к управляющей (обратная).
Качество используемой при анализе хозяйственной деятельности информации оценивается по четырем основным признакам:
• полнота (при минимальном ее объеме);
• достоверность;
• своевременность формирования;
• возможность использования.
Одновременно должны быть обеспечены комплексность информации; ее формирование по единым признакам; возможность группировки, перегруппировки и компьютерной обработки; доступность для восприятия и актуальность.
Ценность экономической информации может рассматриваться в трех аспектах: потребительном — ее полезности для управления, экономическом — ее стоимости и в эстетическом — ее восприятии человеком.
Основным требованием к информации является ее полезностьпри принятии решений. Для обеспечения этого требования информация должна быть понятной, уместной, достоверной.
Таким образом, экономическая информация неоднородна, сложна, наряду с систематическим ростом объема информации наблюдается ее нехватка для принятия управленческих решений.
- Н.И.Карташева теория анализа хозяйственной деятельности
- Содержание
- Введение
- 1Понятие и содержание анализа хозяйственной деятельности
- 1.1 Анализ хозяйственной деятельности: его сущность, место и роль в системе управления
- Система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций:
- 1.2 Понятие анализа как метода познания сущности явлений и процесса
- 2Научные принципы, цель и задачи анализа. Связь анализа хозяйственной деятельности с другими науками
- 2.1 Научные принципы анализа хозяйственной деятельности
- 2.2 Цель и задачи анализа хозяйственной деятельности
- 2.3 Объективные предпосылки возникновения и развития анализа
- 2.4 Связь анализа хозяйственной деятельности с другими науками
- 3 Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности
- 3.1 Понятие предмета и объекта анализа хозяйственной деятельности. Их соотношение как философских категорий
- 3.2 Определение предмета анализа хозяйственной деятельности. Существующие точки зрения по определению предмета ахд в специальной литературе
- 3.3 Понятие объекта анализа хозяйственной деятельности
- 4 Метод и методика анализа хозяйственной деятельности
- 4.2 Понятие методики анализа хозяйственной деятельности и её содержание.
- 4.1 Метод анализа хозяйственной деятельности, его характерные черты
- 4.2 Понятие методики анализа хозяйственной деятельности и её содержание
- 5 Методика факторного анализа
- 5.1 Понятие, типы и задачи факторного анализа
- 5.2 Классификация и систематизация факторов в ахд
- 5.3 Типы детерминированных факторных моделей
- 6 Способы обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности
- 6.1 Способ сравнения в анализе хозяйственной деятельности
- 6.2 Использование относительных и средних величин в анализе хозяйственной деятельности
- 6.3 Сводки и группировка информации в анализе хозяйственной деятельности
- 6.4 Балансовый метод в анализе хозяйственной деятельности
- 6.5 Способы табличного и графического отражения аналитических данных
- 7 Способы измерения влияния факторов в детерминированном анализе
- 7.1. Способ цепной подстановки
- 7.2 Способ абсолютных разниц
- 7.4 Способ пропорционального деления и долевого участия
- 7.7 Экономико–математические, эвристические методы, используемые в ахд
- 8 Анализ резервов повышения хозяйственной деятельности эффективности
- 8.1 Понятие и экономическая сущность резервов в анализе хозяйственной деятельности и их классификация
- 8.2 Источники резервов, принципы поиска резервов
- 8.3 Способы измерения, обобщения и обоснования величины резервов. Формы и методы мобилизации выявленных резервов
- 9 Методологические основы анализа хозяйственной деятельности
- 9.1 Понятие методологии анализа хозяйственной деятельности и характеристика её основных элементов. Общие принципы построения и основные элементы методик экономического анализа
- 9.2 Определение целей и задач отдельных видов анализа хозяйственной деятельности
- Абсолютные показатели
- 9.4 Оптимизация информации, необходимой для решения задач определённого вида анализа хозяйственной деятельности
- 9.5 Рациональность выбора необходимого инструментария для определённого вида анализа хозяйственной деятельности
- 9.6 Цели и способы обобщения результатов анализа хозяйственной деятельности и выработки рекомендаций по их использованию
- 10 Виды анализа хозяйственной деятельности
- 10.2 Виды анализа по основным признакам системы управления хозяйственной деятельностью
- 10.3 Другие виды анализа хозяйственной деятельности в зависимости от общественного разделения труда, времени и пространства совершаемых хозяйственных процессов, применяемых методов, целей и задач
- 11 Особенности методологии и методики функционально-стоимостного анализа (фса)
- 11.1 Сущность, цель и задачи фса
- 11.2 Характеристика основных этапов фса и его результата
- 11.3 Особенности фса на разных стадиях жизненного цикла изделий
- 11.4 Организация фса и перспективы его развития
- 12 Система комплексного экономического анализа и поиска резервов повышения эффективности бизнеса
- 12.1 Система формирования экономических показателей как база комплексного анализа
- 12.2 Системный подход к анализу хозяйственной деятельности
- 12.3 Классификация факторов и резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности
- 12.4 Понятие и содержание комплексного управленческого анализа
- 13 Организация и информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности (ахд)
- 13.1 Понятие экономической информации и ее значение
- 13.2 Организация анализа хозяйственной деятельности предприятия
- 13.2.1 Основные принципы организации ахд
- 13.2.2 Организационные формы и исполнители анализа хозяйственной деятельности
- 13.3 Информационное и методическое обеспечение анализа
- 13.4 Планирование аналитической работы
- 13.6 Использование в ахд современных информационных технологий
- 14 Перспективы развития анализа хозяственной деятельности
- 14.1 Состояние методики и организации анализа хозяйственной деятельности
- Теория анализа хозяйственной деятельности
- Теория анализа хозяйственной деятельности