9.6 Цели и способы обобщения результатов анализа хозяйственной деятельности и выработки рекомендаций по их использованию
Важнейшим этапом анализа является интерпретация (выводы) и оформление его результатов. Поскольку оформление может быть в виде краткого или развернутого заключения, текстовой или графической информации, в методике четко оговаривается, в каком виде и кому представляются результаты проведенного анализа.
Любые результаты аналитического исследования деятельности организации в целом или его сегментов должны быть оформлены соответствующими документами. Это может быть аналитический отчет (пояснительная записка), справка, заключение.
Аналитический отчет (пояснительная записка) обычно составляется для внешних пользователей. Если результаты анализа предназначены для внутрихозяйственного использования, они оформляются в виде справки или заключения. Содержание аналитического отчета должно быть достаточно полным. Прежде всего он должен содержать общие вопросы, отражающие экономический уровень развития организации, условия его хозяйствования, характеристику ассортиментной и ценовой политики, конкурентоспособности продукции, широту и долю рынков сбыта продукции, репутацию организации, его имидж в деловом мире. Необходимо также указать положение товаров на рынках сбыта, т. е. на какой стадии жизненного цикла находится каждый товар на рынке (внедрения, роста и развития, зрелости, насыщения или спада). Следует охарактеризовать реальных и потенциальных конкурентов, указать сильные и слабые стороны их бизнеса. После этого необходимо отразить динамику показателей, характеризующих производственные и финансовые результаты, имущественное и финансовое состояние организации, его деловую активность, эффективность работы, перспективы развития.
Должна быть дана расшифровка агрегированных показателей отчетности (состав дебиторской и кредиторской задолженности, краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений, распределения прибыли и др.), а также отражена информация по сегментам (выручка, затраты, прибыль, активы, обязательства сегментов по операционным и географическим признакам).
В аналитическом отчете дается также характеристика как положительных, так и отрицательных сторон деятельности организации за отчетный период, раскрываются объективные и субъективные внешние и внутренние факторы, повлиявшие на производственные и финансовые результаты его работы. Кроме того, излагается перечень мероприятий, направленных на устранение имевших место недостатков и повышение эффективности функционирования организации в будущем.
Аналитическая часть отчета должна быть обоснованной и конкретной. Она может содержать аналитические расчеты, таблицы, где сгруппированы необходимые для иллюстрации данные, графики, диаграммы и т. д. При ее оформлении особое внимание нужно уделять выводам и предложениям по результатам анализа. Они должны быть всесторонне обоснованными и направленными на улучшение результатов хозяйственной деятельности, освоение выявленных внутрихозяйственных резервов.
Содержание справки или заключения по результатам анализа, в отличие от пояснительной записки, может быть более конкретным, акцентированным на отражении недостатков или достижений, выявленных резервов, способов их освоения. Здесь может быть опушена общая характеристика организации и условий его деятельности.
Отдельно следует остановиться на бестекстовой форме представления результатов анализа. Она состоит из постоянного макета типовых аналитических таблиц, графиков и не содержит пояснительного текста. Аналитические таблицы и графики позволяют систематизировать, обобщить изучаемый материал и представить его в пригодной для восприятия форме. Формы таблиц могут быть самыми разнообразными. Они строятся в соответствии с требованиями анализа. Показатели в аналитических таблицах необходимо размещать таким образом, чтобы они одновременно использовались в качестве аналитического и иллюстративного материала. При этом не нужно стремиться дать в одной таблице все показатели работы организации или бросаться в другую крайность – вводить множество таблиц. Как универсализация, так и безмерное количество таблиц усложняют их использование. Аналитические таблицы и графики должны быть наглядными и простыми.
Такой порядок оформления результатов анализа в последнее время находит все большее применение. Он рассчитан на высококвалифицированных работников, способных самостоятельно разобраться в обработанной и систематизированной информации и принимать необходимые решения. Бестекстовый анализ повышает его действенность, так как при этом сокращается разрыв между выполнением анализа и использованием его результатов.
На практике наиболее существенные результаты заносяться в специально предусмотренные для этого разделы экономического паспорта организации. Наличие таких данных за несколько лет позволяет рассматривать результаты анализа в динамике.
- Н.И.Карташева теория анализа хозяйственной деятельности
- Содержание
- Введение
- 1Понятие и содержание анализа хозяйственной деятельности
- 1.1 Анализ хозяйственной деятельности: его сущность, место и роль в системе управления
- Система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций:
- 1.2 Понятие анализа как метода познания сущности явлений и процесса
- 2Научные принципы, цель и задачи анализа. Связь анализа хозяйственной деятельности с другими науками
- 2.1 Научные принципы анализа хозяйственной деятельности
- 2.2 Цель и задачи анализа хозяйственной деятельности
- 2.3 Объективные предпосылки возникновения и развития анализа
- 2.4 Связь анализа хозяйственной деятельности с другими науками
- 3 Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности
- 3.1 Понятие предмета и объекта анализа хозяйственной деятельности. Их соотношение как философских категорий
- 3.2 Определение предмета анализа хозяйственной деятельности. Существующие точки зрения по определению предмета ахд в специальной литературе
- 3.3 Понятие объекта анализа хозяйственной деятельности
- 4 Метод и методика анализа хозяйственной деятельности
- 4.2 Понятие методики анализа хозяйственной деятельности и её содержание.
- 4.1 Метод анализа хозяйственной деятельности, его характерные черты
- 4.2 Понятие методики анализа хозяйственной деятельности и её содержание
- 5 Методика факторного анализа
- 5.1 Понятие, типы и задачи факторного анализа
- 5.2 Классификация и систематизация факторов в ахд
- 5.3 Типы детерминированных факторных моделей
- 6 Способы обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности
- 6.1 Способ сравнения в анализе хозяйственной деятельности
- 6.2 Использование относительных и средних величин в анализе хозяйственной деятельности
- 6.3 Сводки и группировка информации в анализе хозяйственной деятельности
- 6.4 Балансовый метод в анализе хозяйственной деятельности
- 6.5 Способы табличного и графического отражения аналитических данных
- 7 Способы измерения влияния факторов в детерминированном анализе
- 7.1. Способ цепной подстановки
- 7.2 Способ абсолютных разниц
- 7.4 Способ пропорционального деления и долевого участия
- 7.7 Экономико–математические, эвристические методы, используемые в ахд
- 8 Анализ резервов повышения хозяйственной деятельности эффективности
- 8.1 Понятие и экономическая сущность резервов в анализе хозяйственной деятельности и их классификация
- 8.2 Источники резервов, принципы поиска резервов
- 8.3 Способы измерения, обобщения и обоснования величины резервов. Формы и методы мобилизации выявленных резервов
- 9 Методологические основы анализа хозяйственной деятельности
- 9.1 Понятие методологии анализа хозяйственной деятельности и характеристика её основных элементов. Общие принципы построения и основные элементы методик экономического анализа
- 9.2 Определение целей и задач отдельных видов анализа хозяйственной деятельности
- Абсолютные показатели
- 9.4 Оптимизация информации, необходимой для решения задач определённого вида анализа хозяйственной деятельности
- 9.5 Рациональность выбора необходимого инструментария для определённого вида анализа хозяйственной деятельности
- 9.6 Цели и способы обобщения результатов анализа хозяйственной деятельности и выработки рекомендаций по их использованию
- 10 Виды анализа хозяйственной деятельности
- 10.2 Виды анализа по основным признакам системы управления хозяйственной деятельностью
- 10.3 Другие виды анализа хозяйственной деятельности в зависимости от общественного разделения труда, времени и пространства совершаемых хозяйственных процессов, применяемых методов, целей и задач
- 11 Особенности методологии и методики функционально-стоимостного анализа (фса)
- 11.1 Сущность, цель и задачи фса
- 11.2 Характеристика основных этапов фса и его результата
- 11.3 Особенности фса на разных стадиях жизненного цикла изделий
- 11.4 Организация фса и перспективы его развития
- 12 Система комплексного экономического анализа и поиска резервов повышения эффективности бизнеса
- 12.1 Система формирования экономических показателей как база комплексного анализа
- 12.2 Системный подход к анализу хозяйственной деятельности
- 12.3 Классификация факторов и резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности
- 12.4 Понятие и содержание комплексного управленческого анализа
- 13 Организация и информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности (ахд)
- 13.1 Понятие экономической информации и ее значение
- 13.2 Организация анализа хозяйственной деятельности предприятия
- 13.2.1 Основные принципы организации ахд
- 13.2.2 Организационные формы и исполнители анализа хозяйственной деятельности
- 13.3 Информационное и методическое обеспечение анализа
- 13.4 Планирование аналитической работы
- 13.6 Использование в ахд современных информационных технологий
- 14 Перспективы развития анализа хозяственной деятельности
- 14.1 Состояние методики и организации анализа хозяйственной деятельности
- Теория анализа хозяйственной деятельности
- Теория анализа хозяйственной деятельности