logo search
ekonomika_90_bil

70. Сущность и формы земельной ренты. Цена земли

Рента – это экономическая форма реализации собственности.

Современному с/х пр-ву присуще отсутствие свобод­ных зем. участков, их недостаточно, а потому существуют монополии собственника и монополии хозяйствующего субъекта на землю. Поскольку предложение земли ограничено, она приносит доход в форме земельной ренты. В большинстве стран мира основной массив земель находится в частной собственности, там хозяйствуют фермеры на соб­ственных ими арендованных землях. Аренда земли - форма землепользования, при которой собственник земли (арендатор) пере­дает на определенный строк землю арендатору за определенную плату. Основные субъекты агр. отношений: земельные собственники, сдающие зем. участки в аренду; фермеры, ведущие хоз-во на арендованной земле; наемные работники. В хоз-вах, функционирую­щих на арендной земле с применением наемного труда вновь созданная стоимость распределяется между названными субъектами и выступает в форме зарплаты с/х -ых рабочих и земельной ренты. Зем. рента выступает в форме арендной платы. В случаях, ко­гда в сдаваемые в аренду земли вложен капитал в форме построек, многолетних насаждений, то в арендную плату также вкл., ссудный процент вложенного в землю капитала.

Земельная рента бывает двух видов: дифференциальная и абсолютная. Причиной существования дифференциальной ренты является монополия на землю, как на объект хозяйства и дополнительных вложений капитала в землю. Причиной абсолютной ренты является частная собственность на землю. Условием существующей дифференциальной ренты является различие в плодородии и местоположении земли, а так же дополнительного вложения капитала в землю. Иногда приводят разграничение на такие виды ренты: абсолютная рента - получают со всех земельных участков (обусловлена частной собственностью на землю); монопольная рента - образуется на землях исключительного плодородия, только на них можно производить особые продукты (особое вино, цитрусовые и т.п.)

В современных условиях рассматривает земельная рента в 3-х формах:

  1. абсолютная рента. Ее источником явл. прибавочная стоимость, создаваемая во всех н/х. Она поступает к с/х предприятиям из госбюджета через участие гос-ва в издержках с/х пр-ва через строительство дорог, средств связи, прямых субсидий и льгот, развития с/х науки.

  2. диффер. рента -1. Образуется на лучших и средних зем. участках, обладающих более высоким плодородием и расположенных ближе к рынкам сбыта. Это повышает производительность труда на этих участках. В связи с этим на лучших и средних зем. участках создается большая масса продукции, отсюда большая масса прибавоч. стоимости.

  3. Диффер рента -2. Рента. Связана с интенсификацией с/х, дополнительным вложением капитала, как правило, в лучшие и средние зем. участки.

Абсолютная рента и дифференциальная 1 принимают форму арендной платы и присваиваются собственниками земли. Дифференциальная рента 2 до перезаключения договора аренды присваивается арендаторами. После перезаключения договора аренды диф. рента 2 достается собственникам земли.

Рикардо считал, что стоимость земли определяется стоимостью выращенной на ней продукции, т.е. не фактор производства определяет стоимость продукции (как обычно), а наоборот.

Цена земли: Она зависит от качества земли, расположения, уровня банковского %, спроса и предложения на землю). Цена земли = Рента/ Банковский % х 100. Оценка земли совершается согласно земельного кадастра - оценка земли в у.е., в зависимости от различных критерий: химический состав земли; плодородие; близость (удаленность) от источников орошения; природные условия; местоположение.

Цены на землю растут. При продаже земли, часто земля выбывает из с/х оборота. Это приводит к сокращению земли занятой в с/х. Рост населения требует увеличения земли для с/х, часто оговаривается, чтобы земля использовалась для с/х, а не на другие цели.

71. Прибыль как фактор предпринимательства. Максимизация прибыли

Существует несколько концепций прибыли:

  1. марксистская. Прибыль - это превращенная форма прибавочной стоимости. Количественно она определяется как разница между стоимостью и издержками производства.

  2. современная. Прибыль - доход на факторы производства. Если это есть доход на факторы производства, то он выступает в трех формах: процента; заработной платы; ренты (плата за землю собственнику земли). Количественно прибыль определяется путем вычета издержек производства из объема продаж, то есть выручки.

  3. Монопольная прибыль - связана с ограничением предложения факторов производства. Это ограничение может быть: объективным; умышленным (искусственным дефицитом факторов).

  4. Прибыль - доход антрипринеров. Антрипринер - человек, который постоянно осуществляет нововведения в производство. Прибыль, полученная за счет нововведений, называется инновационной (в западной литературе) или добавочной (у Маркса). Она, как правило, носит временный характер. В этом случае прибыль выступает как фактор предпринимательства.

Прибыль выступает интегральным собирательным показателем деятельности предприятия. Норма прибыли - отношение массы прибыли к авансированному капиталу.

P

P' = - 100%

K

Факторы, влияющие на норму прибыли: 1) масса прибыли; 2) совершенствование структуры затрат на производство; 3) увеличение скорости оборота капитала; 4) экономия средств производства; 5) колебание рыночных цен. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее вели­чина в различных отраслях различна. Здесь ярко проявляется тот факт, что прибыль — фактор предпринимательства. Каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приво­дит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой. В ходе такого движения капиталов, нормы прибыли разных сфер производства, колеблются вокруг определенного среднего уровня. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал, называ­ется средней прибылью. Она зависит, во-первых, от 1 уровня средней нормы прибыли и, во-вторых, от величины авансированного капитала. Средняя прибыль определяется, как произведение средней нормы прибыло на величину авансированного капитала: Р = Р`*К, где Р — средняя прибыль; Р` - средняя норма прибыли; К - авансированный капитал. Образование средней нормы прибыли означает пере­распределение совокупной прибыли между предпринима­телями различных отраслей по принципу: равновеликая прибыль на равновеликий авансированный капитал, вло­женный в эти отрасли. Кроме того, важным элементом предпринимательства являются инновации. Каждый товар имеет жизненный цикл: исследования и разработки товара, внедрение, рост, зрелость, спада. Можно продлить жизненный цикл товара - производить новые его модификации. Но можно одновременно производить несколько товаров так, чтобы их жизненные циклы пересекались в наивысших точках, что позволит сохранять высокую и устойчивую прибыль. Для разработки новых товаров используются новейшие достижения науки и техники - нововведения или инновации. Внешние причины нововведений - НТП, изменение потребности людей, насыщение рынка товарами, угроза проигрыша в конкурентной борьбе. Внутренние причины нововведений - стремление предпринимателя увеличить сбыт товара, расширить свой рынок, уменьшить зависимость от реализации только одного товара, создать предприятие-новатор. Нововведения должны быть непрерывными и последовательными: в то время, когда одна новинка находится в производстве и массово продается, ей на смену должны уже создаваться другие. Фирмы, занимающиеся инновационными разработками, часто размещают исследовательские центры вблизи университетов, научных центров. Лидеры в использовании инноваций - Япония и США. Не последнюю роль играет и маркетинг. Маркетинг в широком смысле - это концепция развития бизнеса, ориентированная на приоритет потребителя, т.е. концепция приоритетности рыночного спроса. Маркетинг- непрерывный, всесторонний анализ, способ генерирования идей и решений. Маркетинговые исследования направлены на поиск наиболее эффективного сочетания традиционной, новой и новейшей продукции. Они служат основанием для принятия решения об освоении нового товара. Маркетинг включает в себя: - изучение рынка и анализ потребностей покупателей; - проектирование товара, соответствующего избранному сегменту рынка; - приспособление производства под выявление требования рынка под возможности производства; - определение оптимальной цены, отражающей характер товара и спроса на него; - выбор путей и методов сбыта продукции, характер рекламы.

Максимизация прибыли может быть связана с монопольным положением, но в условиях рыночной конкуренции она чаще связывается с эффективностью. Прибыль обычно определяют как разность между пол­ной выручкой и полными издержками. Определение полной выручки не составляет трудности (это произведение количества произведенной продукции на це­ну единицы товара). Но что следует включать в полные издержки? С точки зрения бухгалтера, в издержки должны вклю­чаться денежные расходы, которые фирма несет на приоб­ретение машин, оборудования, сырья, материалов, на вы­плату заработной платы работникам и т.д. Фирма выплачивает эти деньги внешним по отношению к ней хозяйствующим субъектам, она покупает необходимые ре­сурсы на рынке. Поэтому эти затраты называются внешними издержками. Внешние, или бухгалтерские издержки, включают в себя только явные денежные затраты. В этой связи бухгалтерская прибыль представляет собой разность между полной выручкой и внешними (бухгалтерскими издержками). Эконо­мическая прибыль возникает в том случае, если общая выручка превышает все издержки — и внешние, и внутрен­ние, включая в последние и нормальную прибыль на капитал в размере процента. Итак, нулевая экономическая прибыль является следстви­ем свободной конкуренция в чистом виде. Но в реальной действительности свободная конку­ренция, полное равновесие рынка, статичная экономика существовать не могут. Всегда имеются определенная сте­пень несовершенства конкуренции (монополизация рын­ка), рыночное неравновесие, неоптимальное поведение индивидуумов. Ожидание прибыли стимулирует наиболее эффективное распределение и использование ресурсов, снижение затрат, технические нововведения, освоение новых с целью максимизации прибыли. Американский экономист Дж.Кларк считал, что концепция предельного продукта позволяет решить задачу минимизации издержек, т.е. максимизации прибыли. Правило: самый низкий уровень издержек фирмы будет манипулировать факторами до тех пор, пока не выровняет предельные физические продукты на последний истраченный на тот или иной фактор производства

Факторы повышения доходности предприятия — это, прежде всего снижение издержек производства, т.е. затраты на производство продукции. В современной концепции издержек предельные издержки необходимы для определения объема производства, приносящего максимальную прибыль. Прибыль предприятия будет возрастать, если доход от последней проданной единицы товара превышает предельные издержки этой единицы, тогда наиболее прибыльным будет производство и реализация такого объема продукции, когда имеется равенство дополнительного дохода и предельных издержек. Существуют альтернативные затраты, по которым можно сделать выбор между теми или иными экономическими решениями. Здесь большое значение принимает фактор предпринимательства. Переменные издержки меняются в прямой зависимости от объема производства. Они связаны с затратами на покупку сырья и рабочей силы. Динамика переменных издержек (VС) неравномерна: начиная с нуля, по мере роста производства они первоначально растут очень быстро; затем, по мере дальнейшего увеличения объемов производства, начинает складываться фактор экономии на массовом производстве, и рост переменных издержек становится уже более медленным, чем увеличение продукции. В дальнейшем, однако, когда вступает в действие закон убывающей производительности, переменные издержки снова начинают обгонять рост производства. По этому необходимо выбрать оптимальный вариант. Кроме того, большое значение имеют средние издержки (равные валовым издержкам, деленным на произведенное количество товара). Хозяйственный план предприятия должен стремится их минимизировать. Кривая средних издержек обычно имеет U-образную форму Сначала средние издержки весьма высокие. Это связано с тем, что большие постоянные издержки распределяются на незначительный объем продукции. По мере роста производства постоянные издержки распределяются на незначительный объем продукции. По мере роста производства постоянные издержки приходятся на все большее число единиц продукции, и средние издержки быстро падают, доходя до минимума. По мере роста объема производства основное влияние на величину средних издержек начинают оказывать не постоянные, а переменные издержки. Поэтому (вследствие закона убывающей доходности) важны предельные издержки, т.е. дополнительные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукта наиболее дешевым способом. Предельные издержки получаются как разность между издержками производства п единиц и издержками производства n-1 единиц: МС=ТСn-ТСп-1. Кривая предельных издержек не зависит от постоянных издержек, потому что постоянные издержки существуют независимо от того, производится ли дополнительная единица продукции.