Б. Алексеев. Формирование новгородской модели устойчивого развития: поиски, разработки
Владислав Алексеев. Начальник отдела развития и поддержки предпринимательства Администрации Новгородской области
Администрация Новгородской области в течение ряда лет системно реализует стратегию, направленную на стабилизацию и дальнейший рост экономики области, развитие местного самоуправления. Активным инструментом воздействия на кризисные процессы власти региона считают становление сферы малого и среднего бизнеса. Все органы государственного и муниципального управления области ориентированы на создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности, развития предпринимательства, поиск инновационных моделей эффективного управления, продвигающих территорию к международным стандартам организации социально-экономических процессов.
В результате проводимой работы сектор только малого предпринимательства обеспечивает почти 20 % налоговых поступлений в бюджет области и в разных формах обеспечивает занятость почти 24 % трудоспособного населения.
Такие результаты устойчиво держатся уже более четырех лет, хотя Администрация рассчитывала получить их только в текущем году.
Оценивая эти промежуточные результаты и опыт развития сектора малого и среднего бизнеса Новгородской области и других территорий России, целесообразно, на мой взгляд, выделить основные подходы новгородских властей к развитию области в целом.
Концепциями социально-экономического развития области всех последних лет в качестве главных направлений (помимо решения вопросов социальной проблематики) определяются развитие предпринимательства и привлечение инвестиций. Такой подход, естественно, предопределяет формы работы властей, способные обеспечить движение в выбранном направлении.
Из таких форм на первое место необходимо поставить повсеместно проводимую властями Новгородской области политику открытых дверей. Она способствует формированию уравновешенной социально-политической обстановки и обеспечивает живую и эффективную обратную связь с населением. Любой житель области может беспрепятственно общаться с любым представителем любого органа власти и добиться решения своего вопроса. Такая неформальная политика приобрела в области необратимый характер, реально обеспечивая демократическую основу работы власти. Она служит питательной средой для наращивания человеческого и общественного капитала, стимулирует рост деловой активности населения, оборачивающийся позитивными изменениями уровня жизни людей.
Сложившаяся социально-политическая ситуация в Новгородской области характеризуется отсутствием каких-либо конфликтов между законодательной и исполнительной ветвями власти. Тесное сотрудничество и взаимопонимание позволили выработать единую экономическую политику, которая последовательно проводится в жизнь командой под руководством Губернатора области М.М. Прусака. Сегодня эта региональная рыночно ориентированная политика замечена не только российскими экспертами, но и зарубежными.
По экспертной оценке различных международных организаций область входит в шестерку наиболее привлекательных для иностранных инвесторов регионов России. По результатам анализа, систематически выполняемого консалтинговым агентством «Эксперт-Регион», Новгородская область характеризуется незначительным инвестиционным риском и находится в зоне наименее рисковых регионов, которая охватывает цепочку регионов от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга.
В число дополнительных факторов, характеризующих положительные результаты политики Новгородской области в сравнении с другими российскими регионами, входят:
- существование на территории области четырех зон наибольшего экономического благоприятствования;
- наличие вторичного рынка земли;
- активное применение на практике областного закона «О налоговых льготах предприятиям и организациям, расположенным на территории Новгородской области». Согласно этому закону любые предприятия (отечественные и зарубежные), имеющие инвестиционные проекты, одобренные Администрацией области, занимающиеся производственной деятельностью и зарегистрированные на территории области, освобождаются до полной окупаемости вложенных средств от уплаты всех налогов в областной и районный бюджеты;
- невысокий уровень инвестиционного риска, обеспеченный системой гарантий со стороны Администрации области;
- сопровождение, в соответствии с Постановлением Губернатора, перспективных проектов экономическим комитетом Администрации области в целях оптимизации процессов становления предприятия от регистрации до непосредственного производства;
- частичное освобождение затрат на маркетинг от налогов;
- действие закона об амнистии долгов в областной и местные бюджеты в случае реализации инвестиционных проектов;
- предоставление льгот по налогу на имущество при наличии перспективной программы оздоровления производства с привлечением прямых инвестиций;
- действие Закона об освобождении доходов банков от налогов при направлении средств на прямые инвестиции;
- тесное взаимодействие Администрации области, региональных структур поддержки развития местного самоуправления и предпринимательства с федеральными структурами аналогичного назначения, участвующих в той- или иной степени в решении проблем Новгородской области.
Этот общий благоприятный фон дополняется развернутой и полезно действующей инфраструктурой поддержки развития бизнеса, которая, отвечая на требования рынка, постоянно совершенствуется, формируя все более эффективный комплекс инструментов развития всех форм предпринимательства.
В области сегодня действуют: Государственный фонд поддержки малого предпринимательства, Лизинговая компания, «Бизнес-парк», «Технопарк», два Учебно-деловых центра Морозовского проекта, Агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Региональный институт менеджмента и маркетинга, Межрегиональный маркетинговый центр «Новгород-Москва», два региональных банка и семь филиалов Московских и Санкт-Петербургских банков, три целевых микрокредитных организации и еще несколько консалтинговых структур.
Сюда правомерно добавить (существующий уже десять лет) отдел развития и поддержки предпринимательства Администрации области и аналогичный отдел мэрии Великого Новгорода, которые осуществляют большую организационную работу по развитию малого и среднего предпринимательства.
Малый и средний бизнес везде в мире является средством быстрого развития и надежно справляется с ролью антикризисного буфера. Тем не менее, до настоящего времени малый и средний бизнес в России так и не задействован как мощный инструмент развития, не используется как эффективное средство быстрых и не дорогостоящих социально-экономических преобразований. Это замедляет решение и усугубляет остроту финансовых и социальных проблем, отстраняет Россию от мировых стандартов развития, отдаляет перспективу экономической стабилизации. Недооценка роли этого инструментария - грубая ошибка экономической политики государства.
В настоящее время малый и средний бизнес возникает и функционирует в России в большинстве случаев бессистемно, стихийно, что наглядно иллюстрирует отсутствие государственной стратегии не только развития бизнеса, но и социально-экономического развития страны в целом. Естественно (и это доказывает российская практика), стихийно образующийся сектор «малой» экономики не приводит к желаемому результату в проводимых реформах. Всему процессу появления и становления малого и среднего предпринимательства в России не хватает цивилизованности, культуры. Необходимы и возможны иные подходы и модели развития, способные реально и комплексно влиять на ход ускоренного развития малого и среднего бизнеса, а на этой основе муниципальных образований, регионов, страны в целом. Это, несомненно, предполагает относительную регулируемость процесса формирования новой структуры экономики дотационных и, тем более, депрессивных муниципальных образований, причем исключительно рыночными методами.
Известно, что сегодня в России из 12000 муниципальных образований 95 % дотационны. Это означает, что государство исправно перераспределяет огромные средства в виде дотаций, которые отнюдь не становятся ресурсом развития. Они попросту проедаются, создавая отрицательный экономический эффект. Уход от дотаций муниципальным образованиям только в Новгородской области высвободит до 15 % средств бюджета области, которые могут быть использованы на реальное развитие. Если учесть, что в среднем этот процент относится ко всей России, то налицо мощнейший финансовый резерв государства.
Сущность рыночных преобразований состоит в том, чтобы в их процессе развить не только механизмы государственного перераспределения, осуществляемые через различного рода дотации и субвенции в проблемные отрасли и территории, но и механизмы самофинансирования территориально-хозяйственных комплексов. Сменить формальный всеобщий потребительский подход и мотивации на неформальное стремление находить и создавать собственные новые источники территориального развития, а также улучшать существующие. Все это предполагает перевод территориального хозяйствования на маркетинговые концепции управления, кардинальное улучшение менеджерских технологий. Сегодня, несмотря на множество существующих ограничений, есть все возможности для осуществления процесса ускоренного развития муниципальных образований.
Например, в Новгородской области в качестве средства противодействия дотационности и депрессивности муниципальных образований аналитиками и практиками предлагается использовать малые и средние формы бизнеса, целенаправленно подбираемые под проблемную ситуацию конкретного муниципального образования специальными организующими структурами. Такой подход почему-то не используется в России, хотя даже при ближнем рассмотрении он позволяет в подавляющем большинстве различных ситуаций добиться формирования новой, маневренной производственно-экономической структуры муниципального образования. Планирование развития должно двигать процессы и в рыночных реформах. Иными словами, инструментом развития экономики муниципальных образований России может и должен стать регулируемо формируемый и поддерживаемый малый и средний бизнес.
В последние годы в Российской Федерации все более явно проявляются депрессивные явления в экономике и социальной сфере на уровне местного самоуправления - районов и малых городов. Крайне актуален этот вопрос и для Новгородской области.
Основную причину дотационности и депрессивности муниципальных образований можно охарактеризовать как значительное сокращение или даже полная потеря производственно-экономического потенциала административных территорий, необходимого для расширенного воспроизводства.
Отчасти решением проблемы дотационности и депрессивности явился бы пересмотр нормативов налоговых отчислений в бюджеты муниципального уровня. Но, подчеркнем еще раз, представляется крайне актуальным развитие муниципальных образований на основе активизации процессов эффективного хозяйствования на дотационных территориях.
Переход от планово-распределительных устоев ведения хозяйственной деятельности к свободным рыночным оборачивается для всех общественных институтов противоречивыми процессами, создающими комплекс специфических социальных и экономических проблем, особенно на уровне муниципальных образований, в подавляющем большинстве своем не имеющих достаточной для поступательного развития экономической основы. Естественным следствием этого является утрата в первую очередь финансовой базы органов местного самоуправления, порождающей острый дефицит местных (муниципальных) бюджетов, ощутимая потеря социально-экономической управляемости, дальнейшее нарастание депрессивных процессов и т.д. Остро стоит вопрос преодоления всех этих негативных явлений.
Анализ ситуации на таких административных территориях показывает, что самостоятельное преодоление кризисных явлений в большинстве случаев проблематично или вообще неосуществимо. Нынешние организационные возможности органов местного самоуправления и агонизирующих субъектов хозяйствования несопоставимы с глубиной и объемом задач, требующих немедленного решения. Необходимы новые организационные модели, основанные на инновационных управленческих технологиях, предлагающие конкретные реалистичные пути решения накопившихся проблем. Дефицит реальных позитивных изменений за прошедшие годы реформ диктует при этом поиск моделей форсированного противодействия депрессивным процессам, поскольку естественный (эволюционный) путь развития таких проблемных территорий не отвечает требованиям момента.
С этой целью по инициативе экономического комитета области еще в 1997 году разработана Концепция и модель форсированного развития депрессивных и дотационных территорий Новгородской области. Особенность разработанной модели в том, что она в целом предусматривает возможность быстрого (2-2,5 года) комплексного решения социально-экономических проблем различных муниципальных образований (районов, малых городов и т.п.) и рассчитана не на бюджетные схемы финансирования развития, а, в основном, кредитные.
Достижение столь быстрого преодоления кризисных явлений в муниципальных образованиях и привлечение необходимых для этого средств предлагается осуществить, как уже упоминалось, прежде всего, за счет регулируемого (планово-расчетного) развития наименее капиталоемких и маневренных малых и средних форм бизнеса. Это предполагает разработку специальных маркетинговых программ, комплексно организующих интересы всех возможных участников процесса, а также создание специального инструментария, способного реализовывать подобные программы. Таким целевым инструментом в Новгородской области предназначена стать автономная некоммерческая организация «Региональный институт менеджмента и маркетинга», в названии которой прямо обозначена проблематика развития муниципальной экономики. Модель ускоренного развития строится на максимальном соединении интересов трудоспособного населения территории, местной и региональной власти, субъектов хозяйствования, финансово-кредитных и инвестиционных организаций. Именно сбалансированное сочетание интересов различных институтов является решающим условием эффективности разработанной модели.
Её ключевыми инновационными моментами выступают:
1. маркетинговая основа организации нового производственно-хозяйственного комплекса административной территории, позволяющая обеспечить управляемость социально-экономической ситуацией;
2. особая система внешнего управления всеми элементами социально-экономической структуры территории, обеспечивающая гарантированное («под ключ») достижение поставленных целей и задач (комплексное трастовое инкубирование административной территории в целом);
3. широкое целенаправленное использование финансовых лизинговых схем также с использованием принципа «под ключ» при формировании производственно-социальных комплексов нового поколения, ориентированных на преодоление депрессивности и дальнейшее ускоренное развитие административных территорий области.
Эти три основных концептуальных положения создают новую технологическую схему развития малого и среднего бизнеса и муниципальных образований одновременно: - все «под ключ».
Существующая в Новгородской области инфраструктура рынка, несмотря на свою обширность, еще не решает всех необходимых задач регионального и, особенно, муниципального развития. Прежде всего, это относится к проблеме управления проектами и программами до реализации их «под ключ». Это спровоцировало создание новой многоцелевой структуры, опирающейся на достаточные региональные интеллектуальные и технологические ресурсы.
Упомянутая выше автономная некоммерческая организация «Региональный институт менеджмента и маркетинга» (далее АНО РИММ) - новый аналитический и организующий центр в экономике Новгородской области. Она возникла на волне реформаторских экономических преобразований как программно-целевой институт ускоренного социально-экономического развития региона и муниципальных образований. Учредителями автономной некоммерческой организации выступили авторитетные организации, такие как экономический комитет Администрации Новгородской области, Новгородский государственный университет, Новгородская торгово-промышленная палата, Администрация Новгородского района области, Администрация Волотовского района области, Агентство муниципального развития Марёвского района области и 000 «Консультант».
Целью деятельности Института является обеспечение научно-исследовательских, научно-внедренческих, управленческих и образовательных услуг для обеспечения ускоренного социально-экономического развития муниципальных образований, развития малого и среднего бизнеса, менеджмента и маркетинга, привлечения инвестиций с использованием принципа «под ключ».
Персонал консультантов - разработчиков и менеджеров - управленцев АНО РИММ насчитывает в настоящий момент более 100 профессиональных специалистов, многие из которых имеют ученые степени, прошли обучение или стажировку в международных исследовательских центрах и ведущих мировых консалтинговых фирмах, имеют опыт работы в российских и зарубежных компаниях. Специалисты АНО РИММ - команда профессиональных консультантов и экспертов в области бухгалтерского и управленческого учета, корпоративных финансов и аудита, налогового планирования, управленческого и юридического консалтинга, информационных и управленческих технологий.
В случае необходимости АНО РИММ привлекает к работе ведущих отечественных и зарубежных специалистов и консультантов, в том числе независимых экспертов по отдельным отраслям, технологиям и товарам, ведущих специалистов из Российской Академии наук, отраслевых институтов и центров, других государственных учреждений, а также частных исследовательских и консультационных фирм.
Работа по выполнению проектов строится по принципу формирования специальной и наиболее эффективной команды консультантов под каждый конкретный проект. Основа формирования проектной группы - безусловное обеспечение решения поставленных перед консультантами целей и задач.
Сосредоточение в рамках специальной организации функций разработчика программ и управляющей компании, ориентированной и способной довести дело до достижения поставленных целей - наиболее рациональный подход в решении проблем развития как малого и среднего бизнеса, так и социально-экономического развития муниципальных образований.
- Бизнес-инкубаторы
- Isbn 5-93720-014-4
- Содержание
- Раздел 1. Бизнес-инкубирование в системе поддержки малого бизнеса 11
- Раздел 2. Материалы первой российско-германской конференции «опыт создания и развития бизнес-инкубаторов в россии и германии» 60
- Раздел 3. Бизнес-инкубаторы в россии (краткая презентация) 97
- И. Южанов. О состоянии и развитии малого предпринимательства в российской федерации и мерах по его государственной поддержке
- Динамика числа малых предприятий
- Динамика общей численности занятых на малых предприятиях
- Раздел 1. Бизнес-инкубирование в системе поддержки малого бизнеса
- К. Брюмер. Система поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в германии - возможный ориентир для россии?
- 3. Ограниченное государственное вмешательство в экономику для достижения общественно-политических целей и избежания/снижения отклонений от нормального экономического развития.
- 1. Создание инфраструктуры, содействующей экономическому развитию мсп:
- 1. Проекты, направленные на развитие правовой и экономической инфраструктуры для мсп.
- 2. Примеры консультационных проектов программы трансформ, направленных на поддержку отдельных предприятий.
- 3. Мероприятия по обучению и повышению квалификации российских специалистов и руководителей.
- Э. Маркварт, и. Путинцева. Роль муниципалитета в бизнес-инкубировании (концепция и опыт консалтингового общества ost-euro)
- В. Каганов. Технологии поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне
- Составляющие комплексной поддержки малого предпринимательства
- Нормативно-правовое обеспечение
- Инфраструктура поддержки малого бизнеса
- Бизнес - школы
- Учебно-деловые центры
- Агентства поддержки малого и среднего предпринимательства
- Бизнес - инкубаторы
- Социально-деловые центры
- Технопарки
- Технологические центры (инновационно-технологические)
- Бизнес-центры
- Л. Чернецова. Тверским предпринимателям поддержка гарантируется
- Б. Алексеев. Формирование новгородской модели устойчивого развития: поиски, разработки
- Целевая маркетинговая бизнес-программа.
- Комплексное бизнес-инкубирование муниципальных образований -новая эффективная форма преодоления дефицитности бюджетов
- Финансовый лизинг- эффективный способ защиты финансовых ресурсов
- Финансирование проекта
- Главные целевые показатели (критерии социально-экономической эффективности)
- А. Салов. Программа развития системы бизнес-инкубаторов в приморском крае и ее научно-методическое обеспечение
- Первый этап. Продолжительность - 6 месяцев.
- Второй этап. Продолжительность -12 месяцев.
- Третий этап. Продолжительность -18 месяцев.
- Источники материальных ресурсов.
- Ожидаемые результаты.
- Перспективы развития бизнес-инкубаторов в Приморском крае.
- Влияние системы бизнес-инкубаторов на социально-экономическое положение Приморского края на 2001-2003 гг.
- Т. Евдокимова. Малому предпринимательству -системную поддержку!
- Л. Крылова. Малый бизнес в ближнем подмосковье: г. Реутов
- М. Якушева. О благотворительных программах фонда сороса в области поддержки развития предпринимательства в муниципальных образованиях россии
- Раздел 2. Материалы первой российско-германской конференции «опыт создания и развития бизнес-инкубаторов в россии и германии»
- Приветственное послание Министра антимонопольной политике и поддержке предпринимательства рф уважаемые участники конференции!
- Совместное коммюнике участников конференции
- Совместное коммюнике участников первой российско-германской конференции по вопросам
- Развития малого предпринимательства
- «Опыт создания и развития бизнес-инкубаторов в россии и германии»
- Программа конференции
- Программа первой российско-германской конференции по вопросам поддержки
- Малого предпринимательства
- «Опыт создания и развития бизнес-инкубаторов в россии и германии»
- Программа 20.09.2001
- 21.09.2001
- Резолюции рабочих групп
- Бизнес-инкубирование и инновационные технологии
- Поддержка бизнес-инкубаторов и взаимодействие между государством, муниципальными органами и бизнес-инкубаторами
- Перспективы и возможности развития бизнес-инкубаторов
- Реализация бизнес-инкубаторами инструментов и специальных программ поддержки малого бизнеса
- И. Чернова. Все мы в чем-то начинающие, и всем нам надо учиться
- Доклады и тезисы выступлений участников конференции
- Е. Переверзева и др. Развитие сети бизнес-инкубаторов республики узбекистан
- 2. Приоритеты Проекта:
- 3. Приоритеты в реализации экономических реформ в республике:
- В. Горбунов. Маркетинговое исследование базовых бизнес-инкубаторов
- Активность организаций поддержки мп в регионах (в среднем)
- Виды помещений в бизнес-инкубаторе и интенсивность их использования.
- 1. Некоммерческое партнерство
- 2. Автономная некоммерческая организация
- В. Калиничев. Развитие бизнес-инкубирования и микрофинансирования с целью вовлечения бывших военнослужащих и членов их семей в малое предпринимательство
- Р. Кириллов. Специальные программы, реализуемые нижегородским бизнес - инкубатором
- Ю.Неёлов. Практика организации и функционирования бизнес-инкубатора в г.Твери
- В. Ковалев. Создание и деятельность бизнес-инкубаторов смоленского фонда «паритет».
- В.А. Брылин. Методика экспресс-диагностики малых предприятий
- Вероятность расхождения мнений
- Распределение продаж
- Положение на рынке
- Соотношение доходы/ассортимент
- Вопрос 8 анкеты позволяет оценить:
- Анкета малого предприятия
- Раздел 3. Бизнес-инкубаторы в россии (краткая презентация)
- Учебный бизнес-инкубатор «бинк» г.Боровичи, новгородская область
- Бизнес-инкубатор «международная лаборатория маркетинга», г. Владивосток
- Волховское международное образовательное учреждение «бизнес-инкубатор» г. Волхов, ленинградская область
- Бизнес-инкубатор екатеринбургской палаты товаропроизводителей, екатеринбург
- Ано «бинк» г. Ижевск, республика удмуртия
- Нп Центр сав» (г.Каланинград) некоммерческое партнерство «центр социальной адаптации уволенных в запас или отставку кадровых военнослужащих и членов их семей» калининград
- Нп «Курганский бизнес-инкубатор» (г.Курган) некоммерческое партнерство «курганский бизнес-инкубатор» г. Курган
- Бизнес-инкубатор учебно-методического центра «Лидер» (г.Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
- Бизнес-инкубатор «энергет» Москва
- Нп «Нижегородский бизнес-инкубатор» (г.Нижний Новгород)
- Новошахтинский зональный бизнес-инкубатор (г.Новошахтинск, Ростовская область)
- Бизнес-инкубатор «Центр по организации производства, переработки и продажи сельскохозяйственной продукции» (г.Оренбург)
- Орехово-зуевский государственный бизнес-колледж (г.Орехово-Зуево, Московская область)
- Фонд «Печорский бизнес-центр» (г.Печоры, Псковская область) фонд развития малого предпринимательства «печорский бизнес-центр» г. Печоры, псковская обл.
- Ано «Инкубатор биотехнологий» (г.Пущино, Московская область)
- Центр «бизнес-развитие» (г.Реутов, Московская область)
- Бизнес-инкубтор «Рудня» смоленского фонда «Паритет» (г.Рудня, Смоленская область)
- Зао «Бизнес-инкубатор» г.Самара
- Фпп «Серпуховской бизнес-инкубатор» (г. Серпухов, Московская область)
- Бизнес-инкубатор «Смоленск» (г.Смоленск)
- Тамбовский инновационный бизнес-инкубатор (г.Тамбов)
- Бизнес-инкубатор Тверского городского фонда поддержки малого предпринимательства
- Западно-Казахстанский Бизнес-инкубатор (г.Уральск, Республика Казахстан)
- Бизнес-инкубатор при нп «Агентство городского развития» (г.Череповец, Вологодская область)
- Ю. Григорьев. Концепция создания бизнес-инкубатора г.Сольцы новгородской области
- Е. Финкельберг. Концепция создания бизнес-инкубатора и презентация ано «учебно-деловой центр» г.Тихвин ленинградской области