А. Салов. Программа развития системы бизнес-инкубаторов в приморском крае и ее научно-методическое обеспечение
Андрей Салов. Директор Бизнес-инкубатора «Международная лаборатория маркетинга» г. Владивосток
Развитие предпринимательства - дело чрезвычайно сложное и требует активизации многих направлений. Испытанным средством управления любой реформацией экономики, в том числе столь масштабной, как осуществляемая в нашей стране, является программно-целевой метод управления, в соответствии с которым создан ряд межгосударственных, федеральных, отраслевых и объектных целевых программ. Каждая программа представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам, срокам и т.д. проектов. С начала 90-х годов разрабатывалось несколько федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства в России. Если первые из них носили чисто декларативный характер и, в основном, регламентировали создание инфраструктуры государственной поддержки, которая и функционирует на сегодняшний момент, то последующие уже содержали попытки определить приоритетные направления развития предпринимательства в России, по крайней мере, на среднесрочный период.
Основные направления развития предпринимательства Российской Федерации и его государственной поддержки до 2000 года были разработаны на базе положений Программы Правительства РФ «Реформы и развитие экономики в 1995-1997 годах». По этим положениям к рубежу 2000 года предполагался переход малого предпринимательства от его стартовой фазы к фазе более зрелого развития. Если к этому периоду планировалось, что доля малых предприятий в создании ВВП приблизится к 20-25 %, то можно констатировать, что этого не произошло. По оценкам Правительства РФ, доля малых предприятий в создании ВВП осталась на уровне 1998 года, т.е. 11-12 %, так что о фазе зрелого развития малого предпринимательства в России говорить все еще рано. Это связано с тем, что созданная инфраструктура поддержки малого бизнеса в России, особенно в регионах, весьма неэффективна.
На период 2000-2001 гг. на основе программ предыдущих лет разработана и утверждена «Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 гг.». Цель программы - обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. В связи с программными положениями Национальным содружеством бизнес-инкубаторов разработана «Концепция развития бизнес-инкубаторов в России до 2010 года». Разработка данной концепции позволит сформировать и укрепить сеть российских бизнес-инкубаторов, которые будут способствовать созданию эффективной государственной и общественной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства как на общегосударственном, так и на региональном уровнях, и будет способствовать развитию малого предпринимательства в России.
В Приморском крае вопросы поддержки и развития малого и среднего бизнеса нашли отражение в «Федеральной Целевой Программе экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья в 1996-2005 гг.» В Программе применен принципиально новый для России концептуальный подход, в соответствии с которым регион должен развиваться как особая социально-экономическая и экономико-географическая зона. Специфика данного подхода заключается в необходимости постоянного внимания и поддержки со стороны государства, учета особенностей региона при реализации общегосударственной политики. Главная цель Программы заключается, во-первых, в том, чтобы максимально ослабить влияние факторов, препятствующих адаптации региона к условиям рыночной экономики. Во-вторых, полнее реализовать благоприятные предпосылки развития, создавать условия для быстрого выхода из кризиса и ускоренного, относительно средних российских показателей, развития в будущем.
Собственно Программа состоит из трех равнозначных в стратегическом смысле, но взаимосвязанных по логике реализации генеральных целей блоков (субпрограмм верхнего уровня). Но основным звеном всей системы программных мероприятий является субпрограмма «Структурная перестройка экономики», так как реализация её целей создает основные предпосылки для улучшения социальной системы региона, развития его внешнеэкономической деятельности и в итоге формирует базу для саморазвития региона в перспективе. В связи с этим субпрограмма «Структурная перестройка экономики» включает в себя субпрограммы двух уровней (1-го и 2-го). Наиболее интересной является субпрограмма первого уровня «Формирование элементов рыночной инфраструктуры. Банковско-финансовая сфера», которая определяется как ключевая и, в свою очередь, подразделяется на субпрограммы 2-го уровня: «Меры государственной поддержки»; «Развитие малого и среднего предпринимательства»; «Инвестиционная политика в промышленности».
В условиях структурной трансформации большое значение имеет активная государственная политика на региональных рынках труда. Так как активная реструктуризация экономики региона - задача достаточно длительная, то процесс смены места работы и переквалификации должен быть дополнен специальными мероприятиями по закреплению населения на Дальнем Востоке и развитию сферы занятости. По нашему мнению, решение проблем, связанных с ростом безработицы и переквалификацией можно решить через самозанятость, т.е. организацию собственного дела. Таким образом, мы можем установить связь между двумя субпрограммами: «Структурная перестройка экономики» и «Содействие занятости и закреплению населения на Дальнем Востоке и Забайкалье», которая включает в себя субпрограмму первого уровня «Меры по сдерживанию роста открытой безработицы и неполной занятости населения.
Для того чтобы добиться количественного и качественного роста предпринимательского сектора экономики в регионе, и, в частности, в Приморском крае, необходимо построение эффективной системы поддержки малого предпринимательства с особым акцентом на создание институтов содействия молодым фирмам и начинающим предпринимателям.
Считаем, что наиболее эффективным элементом рыночной инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства будут бизнес-инкубаторы. С этой целью разработана Программа по формированию системы бизнес-инкубаторов в регионе, в частности в Приморском крае. Предлагаемая Программа реально найдет свое практическое применение в регионе, поскольку напрямую связана с «Федеральной Целевой Программой экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья в 1996-2005 гг.». Можно отметить, что некоторые концептуальные моменты развития системы поддержки малого предпринимательства в Приморском крае нашли свое отражение в «Программе стабилизации социально-экономического положения в Приморском крае на 1999-2003 гг.».
Данная программа должна являться составной частью мероприятий, проводимых в крае по поддержке и развитию малого предпринимательства.
Основными принципами формирования сети бизнес-инкубаторов являются:
• опора на существующие государственные структуры поддержки малого предпринимательства;
• опора на образовательные учреждения, научно-исследовательские институты, государственные и коммерческие предприятия, с привлечением всех заинтересованных организаций;
• распространение опыта поддержки и развития малого предпринимательства в районы и города региона.
Основные направления создания системы бизнес-инкубаторов:
• определение городов и районов, наиболее готовых для создания первых бизнес-инкубаторов;
• отбор, подготовка и консалтинговое сопровождение руководителей и менеджеров создаваемых бизнес-инкубаторов;
• создание бизнес-инкубаторов на базе потенциальных партнеров в 2-3, далее в 8-12 городах и районах края;
• создание информационной базы бизнес-инкубаторов и подключение к существующим информационным ресурсам;
• формирование венчурного фонда для финансирования первых этапов создания сети бизнес-инкубаторов и внедрения технологий финансово-кредитной поддержки начинающих предпринимателей, работающих в стенах бизнес-инкубатора.
Этапы развития сети бизнес-инкубаторов.
Предполагается три этапа. Общая продолжительность программы - 36 месяцев с начала ее реализации.
- Бизнес-инкубаторы
- Isbn 5-93720-014-4
- Содержание
- Раздел 1. Бизнес-инкубирование в системе поддержки малого бизнеса 11
- Раздел 2. Материалы первой российско-германской конференции «опыт создания и развития бизнес-инкубаторов в россии и германии» 60
- Раздел 3. Бизнес-инкубаторы в россии (краткая презентация) 97
- И. Южанов. О состоянии и развитии малого предпринимательства в российской федерации и мерах по его государственной поддержке
- Динамика числа малых предприятий
- Динамика общей численности занятых на малых предприятиях
- Раздел 1. Бизнес-инкубирование в системе поддержки малого бизнеса
- К. Брюмер. Система поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в германии - возможный ориентир для россии?
- 3. Ограниченное государственное вмешательство в экономику для достижения общественно-политических целей и избежания/снижения отклонений от нормального экономического развития.
- 1. Создание инфраструктуры, содействующей экономическому развитию мсп:
- 1. Проекты, направленные на развитие правовой и экономической инфраструктуры для мсп.
- 2. Примеры консультационных проектов программы трансформ, направленных на поддержку отдельных предприятий.
- 3. Мероприятия по обучению и повышению квалификации российских специалистов и руководителей.
- Э. Маркварт, и. Путинцева. Роль муниципалитета в бизнес-инкубировании (концепция и опыт консалтингового общества ost-euro)
- В. Каганов. Технологии поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне
- Составляющие комплексной поддержки малого предпринимательства
- Нормативно-правовое обеспечение
- Инфраструктура поддержки малого бизнеса
- Бизнес - школы
- Учебно-деловые центры
- Агентства поддержки малого и среднего предпринимательства
- Бизнес - инкубаторы
- Социально-деловые центры
- Технопарки
- Технологические центры (инновационно-технологические)
- Бизнес-центры
- Л. Чернецова. Тверским предпринимателям поддержка гарантируется
- Б. Алексеев. Формирование новгородской модели устойчивого развития: поиски, разработки
- Целевая маркетинговая бизнес-программа.
- Комплексное бизнес-инкубирование муниципальных образований -новая эффективная форма преодоления дефицитности бюджетов
- Финансовый лизинг- эффективный способ защиты финансовых ресурсов
- Финансирование проекта
- Главные целевые показатели (критерии социально-экономической эффективности)
- А. Салов. Программа развития системы бизнес-инкубаторов в приморском крае и ее научно-методическое обеспечение
- Первый этап. Продолжительность - 6 месяцев.
- Второй этап. Продолжительность -12 месяцев.
- Третий этап. Продолжительность -18 месяцев.
- Источники материальных ресурсов.
- Ожидаемые результаты.
- Перспективы развития бизнес-инкубаторов в Приморском крае.
- Влияние системы бизнес-инкубаторов на социально-экономическое положение Приморского края на 2001-2003 гг.
- Т. Евдокимова. Малому предпринимательству -системную поддержку!
- Л. Крылова. Малый бизнес в ближнем подмосковье: г. Реутов
- М. Якушева. О благотворительных программах фонда сороса в области поддержки развития предпринимательства в муниципальных образованиях россии
- Раздел 2. Материалы первой российско-германской конференции «опыт создания и развития бизнес-инкубаторов в россии и германии»
- Приветственное послание Министра антимонопольной политике и поддержке предпринимательства рф уважаемые участники конференции!
- Совместное коммюнике участников конференции
- Совместное коммюнике участников первой российско-германской конференции по вопросам
- Развития малого предпринимательства
- «Опыт создания и развития бизнес-инкубаторов в россии и германии»
- Программа конференции
- Программа первой российско-германской конференции по вопросам поддержки
- Малого предпринимательства
- «Опыт создания и развития бизнес-инкубаторов в россии и германии»
- Программа 20.09.2001
- 21.09.2001
- Резолюции рабочих групп
- Бизнес-инкубирование и инновационные технологии
- Поддержка бизнес-инкубаторов и взаимодействие между государством, муниципальными органами и бизнес-инкубаторами
- Перспективы и возможности развития бизнес-инкубаторов
- Реализация бизнес-инкубаторами инструментов и специальных программ поддержки малого бизнеса
- И. Чернова. Все мы в чем-то начинающие, и всем нам надо учиться
- Доклады и тезисы выступлений участников конференции
- Е. Переверзева и др. Развитие сети бизнес-инкубаторов республики узбекистан
- 2. Приоритеты Проекта:
- 3. Приоритеты в реализации экономических реформ в республике:
- В. Горбунов. Маркетинговое исследование базовых бизнес-инкубаторов
- Активность организаций поддержки мп в регионах (в среднем)
- Виды помещений в бизнес-инкубаторе и интенсивность их использования.
- 1. Некоммерческое партнерство
- 2. Автономная некоммерческая организация
- В. Калиничев. Развитие бизнес-инкубирования и микрофинансирования с целью вовлечения бывших военнослужащих и членов их семей в малое предпринимательство
- Р. Кириллов. Специальные программы, реализуемые нижегородским бизнес - инкубатором
- Ю.Неёлов. Практика организации и функционирования бизнес-инкубатора в г.Твери
- В. Ковалев. Создание и деятельность бизнес-инкубаторов смоленского фонда «паритет».
- В.А. Брылин. Методика экспресс-диагностики малых предприятий
- Вероятность расхождения мнений
- Распределение продаж
- Положение на рынке
- Соотношение доходы/ассортимент
- Вопрос 8 анкеты позволяет оценить:
- Анкета малого предприятия
- Раздел 3. Бизнес-инкубаторы в россии (краткая презентация)
- Учебный бизнес-инкубатор «бинк» г.Боровичи, новгородская область
- Бизнес-инкубатор «международная лаборатория маркетинга», г. Владивосток
- Волховское международное образовательное учреждение «бизнес-инкубатор» г. Волхов, ленинградская область
- Бизнес-инкубатор екатеринбургской палаты товаропроизводителей, екатеринбург
- Ано «бинк» г. Ижевск, республика удмуртия
- Нп Центр сав» (г.Каланинград) некоммерческое партнерство «центр социальной адаптации уволенных в запас или отставку кадровых военнослужащих и членов их семей» калининград
- Нп «Курганский бизнес-инкубатор» (г.Курган) некоммерческое партнерство «курганский бизнес-инкубатор» г. Курган
- Бизнес-инкубатор учебно-методического центра «Лидер» (г.Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
- Бизнес-инкубатор «энергет» Москва
- Нп «Нижегородский бизнес-инкубатор» (г.Нижний Новгород)
- Новошахтинский зональный бизнес-инкубатор (г.Новошахтинск, Ростовская область)
- Бизнес-инкубатор «Центр по организации производства, переработки и продажи сельскохозяйственной продукции» (г.Оренбург)
- Орехово-зуевский государственный бизнес-колледж (г.Орехово-Зуево, Московская область)
- Фонд «Печорский бизнес-центр» (г.Печоры, Псковская область) фонд развития малого предпринимательства «печорский бизнес-центр» г. Печоры, псковская обл.
- Ано «Инкубатор биотехнологий» (г.Пущино, Московская область)
- Центр «бизнес-развитие» (г.Реутов, Московская область)
- Бизнес-инкубтор «Рудня» смоленского фонда «Паритет» (г.Рудня, Смоленская область)
- Зао «Бизнес-инкубатор» г.Самара
- Фпп «Серпуховской бизнес-инкубатор» (г. Серпухов, Московская область)
- Бизнес-инкубатор «Смоленск» (г.Смоленск)
- Тамбовский инновационный бизнес-инкубатор (г.Тамбов)
- Бизнес-инкубатор Тверского городского фонда поддержки малого предпринимательства
- Западно-Казахстанский Бизнес-инкубатор (г.Уральск, Республика Казахстан)
- Бизнес-инкубатор при нп «Агентство городского развития» (г.Череповец, Вологодская область)
- Ю. Григорьев. Концепция создания бизнес-инкубатора г.Сольцы новгородской области
- Е. Финкельберг. Концепция создания бизнес-инкубатора и презентация ано «учебно-деловой центр» г.Тихвин ленинградской области