57. Основные положения теории фирмы
Коуз в своей работе «Природа фирмы» дал подробный анализ деятельности фирмы. Все фирмы действуют в рамках рыночной экономики, где преобладают горизонтальные связи и нет ни приказов из единого центра, ни централизованного планирования. Тем не менее, любой фирма имеет вертикальную структуру управления, действующую на основе прямых приказов. Возникает вопрос, почему часть экономической деятельности фирмы протекает в рамках централизованного управления (внутри фирмы), а вторая часть — в условиях рынка, где роль приказов исполняют свободно устанавливаемые цены? Почему экономика не может существовать в виде «сплошного» рынка? Ответ Коуза прост: сплошной рынок требует чрезмерно высоких трансакционных издержек (затрат на заключение сделок). Механизм прямого директивного управления позволяет экономить трансакционные издержки, поэтому фирмы вытесняют рынок. Тогда возникает вопрос, почему вся экономика не может функционировать как одна гигантская фирма?. Коуз отвечает на это так — координация экономической деятельности с помощью приказов из одного центра также сопряжено с трансакционными издержками, которые возрастают в геометрической прогрессии с увеличением размера фирмы. Тем самым возникает проблема оптимальных размеров фирмы. Оптимум определяется границей, где издержки рыночной кооперации равны издержкам централизованного контроля. До этой границы выгодна централизация, после — рынок. Оптимум зависит также от структуры отрасли, применяемых технологий и характера конкуренции.
Существует правило максимизации дохода фирмы: следует производить любую единицу продукции, для которой предельный доход все еще больше предельных издержек. Судьба фирмы зависит от величины средних издержек. Если они чересчур велики, то фирма вынуждена закрываться. Если же фирма получает дополнительную прибыль, то это привлекает в отрасль новые фирмы, которые будут конкурировать между собой. Фирмы, которые используют наиболее эффективную технологию, назначают самую низкую цену и производят наибольший объем продукции, соответствующий ее издержкам.
Важным элементом в деятельности фирмы является маркетинг. Маркетинг в широком смысле - это концепция развития бизнеса, ориентированная на приоритет потребителя, т.е. концепция приоритетности рыночного спроса. Маркетинг- непрерывный, всесторонний анализ, способ генерирования идей и решений.
Определение М. Эванса-Бермана: Маркетинг — это ориентированная на потребителя целевая философия фирмы. Производить то, что продается, а не наоборот - основа маркетингового подхода. М. подход: маркетинговые исследования, создание продукта, процесс ценообразования, сбыт, продвижение товара. В зависимости от ситуации на рынке фирма выбирает одну из стратегий маркетинга: концентрированный (ориентация на один узкий сектор рынка, например, продажа велосипедов) или дифференцированный (ориентация фирмы на широкий или несколько широких секторов).
В маркетинге существует стратегия роста фирм. Стратегия роста крупных фирм состоит в следующем: 1)стратегия массового стандартизированного производства; 2) стратегия расширения сферы своей деятельности (диверсификация). Диверсификация - расширение номенклатуры товаров, производимых отдельными предприятиями, фирмами. Связана с использованием предприятиями накоплений не только на увеличение производства основной продукции, но и обеспечение новых видов производства, проникновение в другие отрасли и сферы хозяйствования. Во внешнеэкономической практике диверсификация затрагивает экспорт, что означает увеличение количества товаров и услуг, предназначенных для экспортирования, что создает лучшие условия для преодоления неблагоприятных последствий изменения рыночной конъюнктуры, расширяет возможности хозяйственного маневрирования.
- Система производственных отношений (организационно-экономические и социально-экономические отношения).
- Проблема выбора в экономике. Понятие экономической эффективности (Паретто-эфективное состояние экономики.
- Экономические категории и экономические законы. Экономическая теория и экономическая политика
- Предмет и функции экономической теории. Взаимосвязь экономической теории с другими экономическими науками
- Методология экономического анализа. Формальная логика, диалектика и функциональный анализ
- Сущность экономической системы и ее основные элементы. Классификация экономических систем.
- Особенности и проблемы переходной экономики России
- Экономическое содержание собственности. Теория прав собственности
- Экономическая власть и экономическая зависимость
- 17. Исторические формы собственности. Современная классификация собственности
- 18. Роль государственной собственности на современном этапе
- 19. Социалистическое обобществление производства и деформация отношения собственности
- 20. Разгосударствление и приватизация. Основные методы приватизации и ее закономерности
- 21. Преобразование собственности в переходной экономике России. Этапы и последствия российской приватизации
- 24. Производственный фактор "рабочая сила". Роль личного фактора в процессе производства: необходимый и прибавочный труд
- 25. Производственный фактор "земля" и его особенности
- 28. Простой хозяйственный кругооборот. Стабильная экономика. Расширение хозяйственного оборота путем сбережений и капиталовложений
- 29. Экономическая природа предпринимательства и его основные формы. Условия активизации предпринимательской деятельности
- 30. Государственное предпринимательство
- 31. Сущность и условия существования рынка. Объекты и субъекты рынка
- 32. Конкуренция и структура рынка. Последствия несовершенной конкуренции
- 33. Классификация рынков
- 34. Сущность и основные элементы рыночной инфраструктуры, ее роль в общественном производстве
- 35. Биржа как основной элемент рыночной инфраструктуры. Виды бирж
- 37. Свободные экономические блага. Товар как экономическое благо. Классификация товаров
- 38. Товар и его св-ва: потребительная стоимость и меновая стоимость. Меновая стоимость и стоимость
- 41. Концепция предельной полезности
- 43. Сущность и функции денег в металлистическом и номиналистическом направлениях. Теории денег
- 44. Деньги. Денежная масса и ее основные агрегаты
- 45. Зарождение и эволюция количественной теории денег
- 49. Понятие спроса и его детерминанты. Закон Госсена. Феномен Гимффена. Смещение кривой спроса
- 50. Понятие предложение и его детерминанты. Смещение кривой предложения
- 51. Понятие эластичности в экономической науке. Общее экономическое понятие эластичности спроса
- 53. Мгновенное, кратковременное и долговременное равновесие в экономике
- 54. Нарушение рыночного равновесия цен
- 55. Преимущества и недостатки рыночного механизма
- 56. Экономическая природа предприятия. Экономическая обособленность и хозяйственная самостоятельность предприятия
- 57. Основные положения теории фирмы
- 58. Сравнительный анализ функционирования административного и коммерческого предприятия
- 59. Факторы повышения доходности предприятия.
- Графики
- 60. Кругооборот и оборот производственных фондов предприятий
- 61. Производственные фонды. Амортизация. Моральный износ основных производственных фондов
- 63. Хозяйственный план предприятия в условиях коммерческого расчета
- 64. Марксистская и западная теория издержек. Классификация издержек
- 65. Производственная функция. Понятие предельного продукта, доход от предельного продукта
- 66. Образование цен на факторы производства
- 67. Понятие дохода в микроэкономике. Классификация доходов
- 68. Общественные фонды потребления и страховые фонды в современной экономике
- 70. Сущность и формы земельной ренты. Цена земли
- 72. Сущность, формы и системы заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата
- 75. Экономические функции государства. Формы и методы государственного регулирования в смешанной экономике
- 1.Распределительная ф-ция заключается в перераспределении части доходов в пользу малоимущих слоев населения и на расширение производства. Виды распределения доходов:
- 76. Повышение роли экономической политики государства в переходной экономике
- 77. Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития рыночной экономики. Виды экономических циклов
- 78. Экономические циклы, сущность, фазы и их основные характеристики, модификации современного экономического цикла. Воздействие государства на экономический цикл
- 79. Экономический рост, сущность и факторы
- 82. Безработица, ее причины, виды и последствия. Государственная политика занятости
- 74. Общественный товар и его особенности. Политический товар
- 86. Международная торговля. Принципы организации. Современная международная торговая политика
- 87. Платежный баланс страны и его отличие от торгового, расчетного и кредитного баланса
- 88. Методы балансирования платежного баланса